Способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей

 

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: высокосернистую битуминозную нефть подвергают гидрокрекингу под давлением, при 430-490oС, соотношении водород : сырье 800-1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350oС, в присутствии алюмоникельболибденового катализатора, промотированного отходами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%. 2 табл.

Изобретение относится к переработке нефти, в частности к переработке битумов и битуминозных высокосернистых нефтей с целью получения светлых видов топлив.

Известен способ переработки битуминозных нефтей путем гидрокрекинга под давлением 67 атм. при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м33 в присутствии алюмомолибденсодержащего катализатора [1] Наиболее близким техническим решением является способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей путем гидрокрекинга под давлением 25-35 атм. при 430-490оС в присутствии алюмомолибденникельсодержащего катализатора [2] Недостатками известных способов является низкий выход светлых нефтяных фракций, высокая стоимость и энергоемкость производства.

Устранить указанные недостатки позволяет предлагаемый способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей путем гидpокрекинга под давлением, при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350оС, в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, при этом используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что промотируя известный катализатор оксидами редкоземельных металлов, повышают его селективность. При этом, как свидетельствуют проведенные эксперименты, выход светлых бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при тех же условиях проведения процесса (температуре, давлении, скорости подачи, соотношении водород:сырье).

Способ осуществляют следующим образом.

Катализатор готовят методом смешения осажденных гидроокисей алюминия, никеля и молибдена с последующей добавкой соответствующих оксидов редкоземельных элементов. Приготовленные смеси формуют в шарики. Сушку образцов проводят вначале в течение 12 ч на воздухе, затем в течение 3-4 ч в сушильном шкафу, после чего прокаливают в муфеле при 650оС также в течение 3-4 ч.

Содержание промотирующего оксида редкоземельных элементов составляет не менее 1% от массы катализатора.

Гидрокрекинг высокосернисных битуминозных нефтей в присутствии промотированного катализатора проводят при 430-490оС под давлением 25-35 атм. при соотношении водород: сырье 800-1500 м33 при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей при 180-350оС.

П р и м е р. В качестве сырья использовали высокосернистую битуминозную нефть Ашальчинского месторождения битумов с разбавителем (фракция 180-350оС) в соотношении на 1 объем сырья 0,5 объема разбавителя.

Физико-химические показатели битумной нефти следующие: Плотность/ г/см3 0,985 Содержание серы/ мас. 4,04 Коксуемость по Кондрадсону/ мас. 11,2 Фракционно-вакуумная разгонка/ мас.

Фр. 180-350оС 26,7 Фр. выше 360оС 73,3 Асфольтены/ мас. 5,7 Смолы/ мас. 36,4 Гидрокрекинг нефти проводили при 450оС, давлении 30 МПа, соотношении водород:сырье 1000 м33 на катализаторе следующего состава, мас. оксид никеля 5; оксид молибдена 5; промотор 1 оксид алюминия остальное, при этом промотор менялся следующим образом: промотор оксид иттрия; промотор оксид самария; промотор оксид лантана.

Параллельно проводили опыт с известным катализатором без промотора.

Данные приведены в табл.1.

Из табл. 1 видно, что на промотированных катализаторах выход бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при прочих равных условиях проведения гидрокрекинга. Кроме того, высококачественные малосернистые топлива получают в одну ступень (см. табл.2).

Из данных табл.2 видно, что бензиновые и дизельные фракции содержат мало серы, а достаточно высокое содержание нафтенароматических углеводородов дает возможность говорить о высоком качестве получаемых топлив, не требующих дальнейшей переработки.

Кроме того, испытания, проведенные по моторному методу на определение октановых и цетановых чисел, показали удовлетворительные результаты октановое число составило 77-79, цетановое 38-45.

Формула изобретения

СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ БИТУМИНОЗНЫХ НЕФТЕЙ путем гидрокрекинга под давлением при 430 - 490oС, соотношении водород : сырье 800 - 1500 м33, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180 - 350oС в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, отличающийся тем, что используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу каталитической депарафинизации смазочных масел
Изобретение относится к способу получения парафинистого рафината из продукта, полученного в результате синтеза Фишера-Тропша
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов

Изобретение относится к нефтепереработке

Изобретение относится к катализатору, который включает в себя:- подложку, содержащую по меньшей мере один твердый кристаллический IZM-2, в рентгенограмме которого имеются по меньшей мере спектральные линии, записанные в таблице ниже, где FF = очень интенсивная; F = интенсивная; m = средняя; mf = умеренно слабая; f = слабая; ff = очень слабая, и который имеет химический состав, выраженный на безводное основание, в расчете на моли оксидов, отвечающие следующей общей формуле ХО2:aY2O3:bM2/ nO, в которой Х означает по меньшей мере один четырехвалентный элемент, Y означает по меньшей мере один трехвалентный элемент и М представляет собой по меньшей мере один щелочной металл и/или щелочноземельный металл, валентности n, а и b означают соответственно число молей Y2O3 и М2/n O, и а составляет от 0 до 0,5, а b составляет от 0 до 1, и - активную фазу, содержащую по меньшей мере один гидрирующий-дегидрирующий элемент группы VIB и/или по меньшей мере один гидрирующий-дегидрирующий неблагородный элемент группы VIII периодической системы, причем указанный катализатор является катализатором с сульфидированной фазой

Изобретение относится к катализаторам, используемым в процессах каталитической переработки тяжелого нефтяного сырья. Данный катализатор содержит активный компонент, выбираемый из соединений никеля, кобальта, молибдена, вольфрама или любой их комбинации, который нанесен на неорганический пористый носитель. Указанный катализатор содержит макропоры, образующие регулярную пространственную структуру, причем доля макропор с размером в диапазоне от 50 нм до 15 мкм составляет не менее 30% в общем удельном объеме пор указанного катализатора, а в качестве носителя он содержит сепиолит - силикат магния. Изобретение также относится к способу приготовления описанного катализатора. Предлагаемый катализатор переработки тяжелого нефтяного сырья является прочным и износостойким структурированным катализатором, обладающим высокой и стабильной каталитической активностью. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 5 пр.
Наверх