Ледокольное судно

 

Использование: в ледокольных судах с устройствами для улучшения маневренности и с выступающими в носовой части судна вбок наделками, которые неподвижно установлены на корпусе судна и передняя часть которых выполнена переходящей в ледокольные формы судна. Сущность: переходный участок каждой из выступающих неподвижных наделок судна к бортовой обшивке со стороны кормы имеет по меньшей мере два излома по ходу ватерлинии, верхняя часть каждой наделки расположена выше ватерлинии, а нижняя ее часть - ниже ватерлинии, при этом в поперечном сечении каждая наделка выполнена с нижним, преимущественно, горизонтальным участком. 3 з. п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к ледокольным судам.

Известно ледокольное судно, содержащее средства для улучшения маневренности в виде расположенных в носовой оконечности судна бортовых наделок, передние поверхности которых сопряжены с плоской лобовой поверхностью носовой оконечности.

Недостатком данного судна является его ограниченная маневренность.

Целью изобретения является повышение маневренности судна при плавании в покрытых льдом водах.

Поставленная цель достигается тем, что в ледокольном судне, содержащем средства для улучшения маневренности в виде расположенных в носовой оконечности судна бортовых наделок, передние поверхности которых сопряжены с плоской лобовой поверхностью носовой оконечности, поверхность переходного участка каждой из упомянутых наделок к бортовой обшивке со стороны кормы выполнена по меньшей мере с двумя изломами по ходу ватерлинии, верхняя часть наделки расположена выше ватерлинии, а нижняя ее часть ниже ватерлинии, при этом в поперечном сечении наделка выполнена с нижним преимущественно горизонтальным участком.

Кроме того, упомянутые нижние участки наделок расположены ступенчато на разных по высоте борта условиях.

При этом упомянутые наделки каждого борта расположены в плане ступенями по ходу ватерлинии.

Кроме того, каждый из вышеуказанных горизонтальных участков наделок оснащен горизонтальным выступом.

На фиг. 1 показан корпус судна, вид снизу, с носовой частью, выполненной в виде понтона, и с расположенными в зоне носовой части наделками и режущими кромками; на фиг. 2 фрагмент носовой части судна с выполненной на ней выступающей в сторону от борта неподвижной наделкой; на фиг. 3 увеличенное изображение передней наружной кромки наделки в зоне I фиг. 2; на фиг. 4 вертикальный разрез под прямым углом и центральной продольной оси судна в зоне наделки; на фиг. 5 фрагмент носовой части судна с двумя выступающими в сторону от борта неподвижными, расположенными одна за другой ледокольными наделками; на фиг. 6 фрагмент носовой части судна согласно фиг. 5 при развороте, вид сверху; на фиг. 7 детальный чертеж передней наружной кромки наделки, узел II на фиг. 5; на фиг. 8 вертикальный разрез под прямым углом к центральной продольной оси судна в зоне передней наделки; на фиг. 9 фрагмент носовой части судна с выступающей в сторону от борта неподвижной ступенчатой наделкой; на фиг. 10 детальный чертеж передней наружной кромки наделки, узел III на фиг. 9; на фиг. 11 фрагмент носовой части судна согласно фиг. 5 при развороте, вид сверху; на фиг. 12 вертикальный разрез под прямым углом к центральной продольной оси судна в зоне наделки согласно фиг. 9.

В изображенном на фиг. 1 варианте осуществления изобретения носовая часть 1 корпуса 2 ледокольного судна имеет понтонообразную часть 3, к которой примыкает V-образная часть подводной носовой части судна. Понтонообразная часть 3 носа судна впереди выполнена с наклоном вперед.

Судно, согласно фиг. 1, имеет в носовой части лобовую поверхность 4, проcтираю-щуюcя на значительную чаcть ширины cудна и наклоненную вперед вверх. Эта лобовая поверхноcть 4 ограничена на наружных боковых краях двумя продольными, слегка изогнутыми кромками 5, расположенными в корпусе судна или слегка выступающими в сторону из под находящегося над ними корпуса судна. Лобовая поверхность 4 в направлении спереди назад выполнена с возрастанием поперек судна сводчатой или прогнутой вниз.

В корпусе 2 судна, согласно фиг. 1, нижняя сторона шпангоутов 6 между обеими боковыми кромками 5 от точки судна, в которой лобовая поверхность 4 в диаметральной плоскости судна достигает днища 8 судна до по меньшей мере миделевой плоскости 9, выполнена в направлении назад снова с уменьшением поперек судна сводчатой или прогнутой вниз. Боковые кромки 5 происходят при этом через большую часть длины судна в виде разработанного утолщения 10 далее назад. Эти реброобразные утолщения доходят до задней части боковых ограничителей туннелей гребных винтов.

Боковые кромки 5 понтонообразной части 3 носа корпуса 2 судна в зоне носовой части 1 снабжены выступающими из бортов 11, 12 судна ледокольными судовыми наделками 13 типа ледоломов, режущих кромок и т. п. Упомянутые ледоломы представляют собой боковые выступы над профилем миделя корпуса 2 судна.

Наклоненная вперед вверх лобовая поверхность 4 в изображенном на фиг. 1 корпусе 2 судна может переходить в заднем направлении в подводную часть носа судна со шпангоутами, имеющими внизу V-образную наклонную форму. В своей конечной зоне лобовая поверхность в середине слегка прогнута и этим создает постепенный и не слишком крутой переход к собственно подводной части судна со шпангоутами, имеющими внизу V-образную наклонную форму. Далее, назад шпангоуты имеют трапецеидальную форму, их контуры образованы линиями днища или днищем 8 судна, а затем наклонными боковыми линиями, наклоненными более круто, чем предшествующие V-образные шпангоуты.

Боковые кромки 5 в носовой части судна по меньшей мере одним отрезком, находящимся ниже конструктивной ватерлинии 14 в двух боковых ограничительных плоскостях, лежащих параллельно диаметральной плоскости 7 судна, расположены так, что они вместе описывают самое широкое место подводной формы судна. Наклоненная вперед вверх лобовая поверхность 4 в средней зоне продольного расположения имеет вблизи, в особенности, ниже конструктивной ватерлинии 14 проходящие горизонтально поперек судна нижние ограничители шпангоутов, благодаря чему в этой зоне лобовая поверхность 4 по меньшей мере образует плоскость. Боковые кромки 5 проходят вперед за пределы лобовой поверхности 4 и выше конструктивной ватерлинии 14 и переходят в два форштевня, имеющих форму катамарана, относительно которых форма судна в зоне диаметральной плоскости 7 судна отступает назад и поднимается вверх более круто, чем оба форштевня. Остов судна по меньшей мере над проходящими в продольном направлении боковыми кромками образован вогнутыми шпангоутами. Кормовая часть обозначена поз. 15. Однако, выступающими в сторону от бортов ледокольными наделками 13 могут быть оснащены также и выполненные иным способом носовые и кормовые части ледокольных судов.

Согласно варианту осуществления изобретения на бортах 11, 12 судна жестко укреплены выступающие в сторону от борта наделки судна, например, ледоломы или режущие кромки, причем, эти выступающие в сторону от борта неподвижные наделки расположены в зонах корпуса 2 судна.

Фиг. 2-12 показывают различные формы исполнения выступающих в сторону от борта неподвижных наделок судна 13, выполненных в частности, в виде ледоломов 16.

Каждая из этих неподвижных выступающих деталей 13 или 16, расположенных на бортах судна 11 или 12, в своем заднем переходе в форму судна имеют по меньшей мере два излома по ходу ватерлинии, при этом, задняя сторона выступающей в сторону от борта неподвижной наделки 13 судна от точки, лежащей ниже нормальной ватерлинии, в направлении к корме снова поднимается вплоть до пересечения ватерлинии (фиг. 2). При этом контур шпангоутов задней стороны неподвижной наделки 13 судна в зоне ватерлинии выполнен горизонтальным (фиг. 4). Выступающие неподвижные наделки 13 судна также выполнены в виде профильных тел (фиг. 2). Передняя наружная кромка ледолома 16 имеет показанную на фиг. 3 форму.

В показанном на фиг. 5-6 варианте осуществления изобретения неподвижная выступающая наделка 13 судна, расположенная на корпусе 2 судна, состоит из двух отдельных, лежащих одна за другой наделок, например, ледоломов 17, 18. Однако, это расположение не ограничивается лишь двумя отдельными выступающими неподвижными деталями 17, 18 судна, напротив, имеется возможность расположения нескольких отдельных выступающих в сторону от борта неподвижных наделок. Также и в этом варианте осуществления изобретения отдельные выступающие неподвижные детали судна 17, 18 выполнены как профильные тела.

Передние и/или задние стороны этих неподвижных выступающих наделок 13, 17, 18 в надводной и/или подводной зоне ватерлинии имеют, предпочтительно, горизонтальные ступени в контурах шпангоутов. Кроме того, имеется возможность выступающую неподвижную наделку 13 судна выполнить ступенчато, как это показано на фиг. 9-12. Отдельные ступени обозначены поз. 19, 20, 21. Показанное на фиг. 4, 6, 7, 12 ледовое поле 22.

Имеется возможность одну или несколько горизонтальных ступеней в сечениях шпангоутов, выступающих неподвижных наделок 13, 17, 18, 19, 20 и 21 снабдить еще одним горизонтальным, отходящим в сторону узким выступом 23 (фиг. 4).

Состоящий из одной или нескольких ступеней контур шпангоутов выступающих неподвижных наделок 13 судна снабжен острыми, закругленными или скошенными кромками. Подобная скошенная кромка 24 показана на фиг. 8.

Благодаря тому, что задние стороны выступающих от борта неподвижных наделок 13 судна, начиная с точки, лежащей под нормальной ватерлинией, снова поднимаются вверх вплоть до пересечения ватерлинии, достигается то, что при заднем ходе судно притапливает льдины. Там, где контур шпангоутов задней стороны выступающих неподвижных наделок 13 судна в зоне ватерлинии выполнен, предпочтительно, горизонтально достигается то, что битые льдины при переднем ходе судна скользят вверх. Благодаря заранее установленной повышенной ширине носовой части корпуса судна и вследствие оснащения судна выступающими в сторону от борта неподвижными наделками судна достигается улучшение маневренности судна при одновременном уменьшении действия сил трения на наружную обшивку судна. Кромка, предусмотренная у выступающих в сторону от борта неподвижных наделок 13 судна и проходящая в сторону кормы с подъемом вверх, является при заднем ходе судна поверхностью ломки и отведения льда в сторону. Ступенчатое расположение и выполнение выступающих в сторону от борта неподвижных наделок 19, 20, 21 судна способствует улучшению маневренности судна при развороте. Благодаря этому предотвращается заклинивание носовой части судна в проложенном им в ледовом поле канале.

Формула изобретения

1. ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО, содержащее средства для улучшения маневренности в виде расположенных в носовой оконечности судна бортовых наделок, передние поверхности которых сопряжены с плоской лобовой поверхностью носовой оконечности, отличающееся тем, что поверхность переходного участка каждой из наделок к бортовой обшивке со стороны кормы выполнена по меньшей мере с двумя изломами по ходу ватерлинии, верхняя часть наделки расположена выше ватерлинии, а нижняя ее часть - ниже ватерлинии, при этом в поперечном сечении наделка выполнена с нижним, преимущественно горизонтальным, участком.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что нижние участки наделок расположены ступенчато на разных по высоте борта уровнях.

3. Судно по п.1, отличающееся тем, что наделки каждого борта расположены в плане ступенями по ходу ватерлинии.

4. Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждый из горизонтальных участков наделок оснащен горизонтальным выступом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения судов ледового плавания

Изобретение относится к устройствам, которые обеспечивают транспортировку грузов в сплошных тяжелых льдах, и может быть использовано для транспортировки грузов при подходе к ледовым полям и после них

Изобретение относится к транспорту, судостроению, а именно к конструкциям ледокольных судов

Изобретение относится к устройствам, которые обеспечивают транспортировку грузов преимущественно в сплошных льдах, оно может быть также использовано для транспортирования до и после ледовых полей

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования полупогруженных судов, которые эксплуатируются при повышенных ветровых нагрузках и действии поверхностных волн и плавучих льдов, обладая всепогодностью

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам ледового плавания

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в тех областях, где наблюдается постоянный дрейф ледовых полей

Изобретение относится к ледокольным средствам и предназначено для проводки отдельных судов в ледовых полях рек и озер

Изобретение относится к области создания и использования подводных лодок (ПЛ) в целях решения транспортных задач: доставка срочных грузов; торговых перевозок в районах Крайнего Севера без использования ледоколов; проведения подледных геологоразведочных работ; поиска нефтяных месторождений; изучения флоры и фауны Северного Ледовитого океана в интересах решения проблем рыболовства

Изобретение относится к разрушению льдов рек и морей, особенно в целях экологической безопасности территорий от наводнений в условиях ледовых заторов

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании ледоколов и судов ледокольного типа

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым устройствам для очистки воды ото льда

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для конструирования тримаранов ледокольного типа

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии проводки во льдах судов тримаранного и ледокольного типа

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с устройствами для килевой качки и резки льда
Наверх