Способ получения бензинов

 

Использование: нефтехимия. Сущность: бензиновые фракции подвергают риформингу на полифункциональных металлоксидалюминиевых катализаторах. Продукт риформинга подвергают гидроконверсии при 280 - 420oС, объемной скорости подачи продукта 5 - 12r-1 давлении 2 - 4 МПа, соотношении водорода к продукту 1000 - 2000 нм33 в присутствии катализатора, содержащего, мас.%: высококремнеземный цеолит в аммонийной форме 30 - 55; цеолит типа У 4 - 10; оксид молибдена 8 - 15; оксид палладия 0,3 - 1,0, окисид алюминия - остальное, причем оксид палладия введен в прокаленный катализатор на последней стадии. 1 табл.

Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Имеются установки каталитического риформинга, предназначенные для производства индивидуальных ароматических углеводородов из прямогонных бензиновых фракций 62-85 и 62-105оС, работающие при давлении 2 МПа [1] Продуктами, получаемыми на этих установках, являются концентрат ароматических углеводородов, выделяемый на стадии экстракции, и рафинат, представляющий собой низкооктановый (54-60 п. м.м.) бензин. Низкое октановое число такого рафината не позволяет использовать его как товарный бензин, а вовлечение в топливную композицию снижает октановое число последней.

В качестве прототипа использован способ [2] согласно которому бензиновую фракцию смешивают с водородсодержащим газом в соотношении 500-1800 нм33. Она поступает на катализатор риформинга (монометаллический платина на окиси алюминия или полиметаллический, содержащий помимо платины металлы I-VIII групп, исключая щелочные и щелочноземельные), в присутствии которого при давлении 1-4 МПа и температуре 460-510оС протекают реакции дегидрирования нафтеновых углеводородов, изомеризации н-алкановых и их гидрокрекинг. За счет этих реакций повышается октановое число стабильного риформинга с 30-60 до 70-100 пунктов по исследовательскому методу, а также содержание ароматических углеводородов.

Недостатком этого способа является невысокое октановое число рафината после экстракции ароматических углеводородов.

Целью изобретения является разработка такого способа, который позволил бы увеличить октановое число рафината после экстракции ароматических углеводородов.

Это достигается тем, что риформат перед стадией экстракции подвергают гидроконверсии при температуре 280-420оС, объемной скорости 5-12 ч-1, давлении 2-4 МПа, подаче Н2 к сырью 1000-2000 ч-1 на катализаторе состава: Высококремнеземный цеолит типа пентасил в аммонийной форме 30-55 Цеолит типа У 4-10 Оксид молибдена 8-15 Оксид палладия 0,3-1,0 Оксид алюминия Остальное, а оксид палладия вводят в прокаленный катализатор на заключительной стадии.

Сущность предлагаемого способа состоит в следующем.

Бензол-толуольную фракцию 62-120оС подвергают ароматическому риформингу на известных катализаторах и при известных условиях. Полученный риформат подвергают гидроконверсии при температуре 280-420оС, давлении 2-4 МПа, объемной скорости 5-12 ч-1, подаче Н2 к сырью 1000-2000 нм33 на катализаторе состава, мас. на прокаленный катализатор: Высококремнеземный цеолит пентасил в аммонийной форме 30-55 Цеолит типа У 4-10 Оксид молибдена 8-12 Оксид палладия 0,3-1,0 Оксид алюминия Остальное Катализатор гидроконверсии готовят следующим образом. В суспензию гидроокиси алюминия добавляют цеолиты (пентасил и "У") в количестве 30-55 и 4-10 мас. соответственно. После перемешивания к суспензии добавляют раствор молибдата аммония для введения 8-12% оксида молибдена. Полученную массу выпаривают, формуют в экструдаты, сушат и прокаливают. Прокаленные экструдаты дополнительно обрабатывают раствором азотнокислого палладия для введения 0,3-1,0 мас. палладия в состав катализатора с последующей их сушкой и прокалкой.

Полученный на стадии гидроконверсии катализат направляют на экстракцию ароматических углеводородов и после их выделения получают рафинат, который используют как компаунд в топливной композиции.

Повышение октанового числа рафината по предлагаемому способу обеспечивается за счет применения перед экстракцией катализатора, содержащего высококремнеземный цеолит типа пентасил в аммонийной форме, цеолит тип У, оксид молибдена, оксид алюминия, оксид палладия, в котором оксид палладия введен в прокаленный катализатор на заключительной стадии, и проведения процесса в предпочтительных условиях.

П р и м е р 1. Бензол-толуольную фракцию 62-120оС подвергают ароматическому риформингу на алюмоплатиновом катализаторе АП-56 при температуре 480оС, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, давлении 3,0 МПа и кратности водорода к сырью 1500 нм33.

Полученный риформат подвергают в следующем реакторе гидроконверсии при давлении 3,0 МПа, температуре 420оС, объемной скорости подачи сырья 12 ч-1, кратности водорода к сырью 1000 нм33 в присутствии катализатора состава, мас. Высококремнеземный цеолит типа пентасил в аммонийной форме 40 Цеолит типа У 5 Оксид молибдена 10 Оксид палладия 0,5 Оксид алюминия 44,5, в котором оксид палладия введен в прокаленный катализатор на заключительной стадии.

Полученный катализат посылают на экстракцию ароматических углеводородов и после их выделения получают рафинат с повышенным октановым числом.

Результаты приведены в таблице.

П р и м е р 2. Бензол-толуольную фракцию 62-120оС подвергают ароматическому риформингу согласно примеру 1.

Полученный риформат подвергают гидроконверсии при давлении 2 МПа, температуре 280оС, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1, кратности водорода к сырью 2000 нм33 в присутствии катализатора состава, мас. Высококремнеземный цеолит типа пентасил в аммонийной форме 55,0 Цеолит типа У 4,0 Оксид молибдена 8,0 Оксид палладия 1,0 Оксид алюминия 32,0, в котором оксид палладия введен в прокаленный катализатор на заключительной стадии.

Полученный катализат посылают на экстракцию ароматических углеводородов и после их выделения получают рафинат с повышенным октановым числом.

Результаты приведены в таблице.

П р и м е р 3. Бензол-толуольную фракцию 62-120оС подвергают ароматическому риформингу согласно примеру 1.

Полученный риформат подвергают гидроконверсии при давлении 4 МПа, температуре 400оС, объемной скорости подачи сырья 10 ч-1, кратности водорода к сырью 1500 нм33 в присутствии катализатора состава, мас. Высококремнеземный цеолит типа пентасил в аммонийной форме 30,0 Цеолит типа У 10,0 Оксид молибдена 15,0 Оксид палладия 0,3 Оксид алюминия 42,0, в котором оксид палладия введен в прокаленный катализатор на заключительной стадии.

Полученный катализатор посылают на экстракцию ароматических углеводородов и после их выделения получают рафинат с повышенным октановым числом.

Результаты приведены в таблице.

Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет существенно повысить октановое число рафината, что уменьшает количество высокооктанового компонента, добавляемого в рафинат для получения товарного бензина. В результате существенно увеличивается объем высокооктановых бензинов, выпускаемых нефтеперерабатывающим предприятием.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНОВ путем риформинга бензиновых фракций на полуфункциональных металлоксидно-алюминиевых катализаторах с последующей экстракцией продукта риформинга с получением концентрата ароматических углеводородов и рафината, отличающийся тем, что продукт риформинга перед экстракцией предварительно подвергают гидроконверсии при температуре 280 - 420oС, объемной скорости подачи продукта 5 - 12 ч-1, давлении 2 - 4 МПа, соотношении водорода к продукту 1000 - 2000 нм33 в присутствии катализатора, содержащего, мас.%: Высококремнеземный цеолит в аммонийной форме - 30 - 55 Цеолит типа Y - 4 - 10 Оксид молибдена - 8 - 15 Оксид палладия - 0,3 - 1,0 Оксид алюминия - Остальное причем оксид палладия введен в прокаленный катализатор на последней стадии.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению низших олефинов и бензола путем пиролиза бензиновых фракций и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке, точнее к способам получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов на основе катализаторов риформинга широких фракций

Изобретение относится к способам получения высокооктановых бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам получения высокооктановых бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам получения высокооктановых экологически чистых автобензинов и может быть применено на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к технологии получения высокооктановых экологически чистых бензинов

Изобретение относится к способу получения моторных топлив и смазочных масел функционального применения из сырой нефти и других гетерогенных систем, может быть использовано в химической промышленности при производстве деструктивным способом многокомпонентных продуктов на одном и том же устройстве

Изобретение относится к способу конверсии тяжелого углеводородного сырья. Изобретение касается способа совместного получения бензина и пропилена из тяжелого углеводородного сырья с начальной точкой кипения выше 340°C на установке каталитического крекинга (FCC), за которой следует установка олигомеризации, которые могут работать в двух режимах, называемых "максимум пропилена" и "максимум бензина", причем для режима "максимум пропилена" сырье, подаваемое на установку олигомеризации, состоит из олефиновой фракции C4 или C4/C5, для режима "максимум бензина" сырье, подаваемое на установку олигомеризации, состоит из олефиновой фракции C3/C4, каталитический крекинг проводится в единственном реакторе или в двух разных реакторах, причем каждый реактор может функционировать в восходящем потоке. Также изобретение касается способа, в котором каталитический крекинг проводится в единственном реакторе или в двух разных реакторах, причем каждый реактор может функционировать в нисходящем потоке. Технический результат - улучшенная гибкость способа в отношении получения пропилена и бензина. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 3 пр.

Изобретение относится к способу получения ароматических соединений из лигроина в качестве сырья. Способ включает: подачу потока сырья в установку фракционирования и получение вследствие этого первого потока, содержащего легкие углеводороды, и второго потока, содержащего тяжелые углеводороды; подачу первого потока в первую установку риформинга, работающую при первом наборе условий реакции, и получение вследствие этого первого потока продукта, при этом первая установка риформинга имеет вход для катализатора и выход для катализатора; подачу второго потока во вторую установку риформинга, работающую при втором наборе условий реакции, и получение вследствие этого второго потока продукта, при этом вторая установка риформинга имеет вход для катализатора и выход для катализатора, в котором первый набор условий реакции включает первую температуру реакции, а второй набор условий реакции включает вторую температуру реакции, и при этом первая температура реакции больше, чем вторая температура реакции, и в котором второе давление меньше чем 580 кПа; подачу второго потока продукта в первую установку риформинга и получение при этом первого потока продукта; подачу катализатора из регенератора во вторую установку риформинга; подачу катализатора из второй установки риформинга в первую установку риформинга; и подачу первого потока продукта в установку разделения ароматических соединений, при этом указанный катализатор содержит благородный металл VIII группы на носителе. 7 з.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения моторных топлив, включающего прямую перегонку нефти с получением прямогонной дизельной фракции с температурой выкипания 180-360°C, использование процесса каталитического крекинга с получением легкого газойля, ввод дозированного количества присадки стабилизатора, использование процесса легкого гидрокрекинга с получением легкого газойля, с интервалом температур выкипания от 160°C до 360°C, компаундирование компонентов в определенном соотношении. Технический результат - получение моторных топлив, соответствующих требованиям современных стандартов. 1 пр.
Наверх