Способ получения дизельного топлива

 

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив. Суть изобретения заключается в том, что до ввода депрессорной присадки подсчитывают эффект действия депрессора по формуле где D- эффективность действия депрессора; Tисх.заст. - температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287; Тисх.пом. - температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066; a, b - коэффициенты, полученные экспериментальным путем; модуль числа. 2 табл.

Изобретение относится к способу улучшения низкотемпературных показателей качества дизельных топлив нефтяного, газоконденсатного происхождения или их смесей.

Согласно ГОСТ 305 показателями низкотемпературных свойств диз. топлив являются температура застывания (Тзаст.), определяемая по ГОСТ 20287, и температура помутнения (Тпом.), определяемая по ГОСТ 5066. По Тзаст. судят о предельно низкой температуре прокачиваемости топлива в системе питания дизеля, в магистральных трубопроводах и т.д. Тпом. свидетельствует о начале забивки тонкопористого фильтроэлемента очистки топлива кристаллами парафинов при низких температурах.

Известен способ улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив с помощью депрессорных присадок, например, сополимера алкилметакрилатов C12-C20 с винилацетатом [1,2] Потребность народного хозяйства России в зимнем топливе удовлетворяется в настоящее время всего на 25-30% в то время как летнего топлива вырабатывается до 90% от общего объема производства дизельных топлив. Поэтому расширение ресурсов зимнего ассортимента топлив за счет вовлечения депрессорных присадок в летние сорта представляет огромное народнохозяйственное значение.

Однако введение депрессоров в летние топлива, вырабатываемые на НПЗ, как правило, с предельными по ГОСТ 305 низкотемпературными показателями, малоэффективно, в результате чего этот наиболее технически выгодный способ оптимизации низкотемпературных свойств дизельных топлив не нашел в России необходимого применения.

Целью изобретения является расширение ресурсов обеспечения народного хозяйства страны зимним ассортиментом дизельных топлив при минимальной их себестоимости за счет применения депрессорных присадок с максимальным их эффектом действия по снижению (депрессии) исходных значений температур застывания и помутнения.

Это достигается путем увеличения разности между температурами застывания и помутнения базового топлива.

Процесс получения дизельных топлив с желаемым уровнем показателей низкотемпературных свойств достаточно прост: а) по ГОСТ 20287 и 5066 определяются температуры застывания и помутнения; б) подсчитывают модульТзаст.исх.пом.исх.| и если этот модуль равен 5 и меньше, то введение депрессорной присадки никак не скажется на качестве топлива; если модуль больше 5 и меньше 8, то введение депрессорной присадки понизит температуру застывания Тзаст. и эффективность действия депрессора подсчитывается по формуле Д a|Tзаст.исх. Тпом.исх.| b (1) где Д эффективность действия депрессора; Тзас.исх. температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287, Тпом.исх. температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066, a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем, которые характерны для Тзаст. (табл.1).

Если модуль больше 8, то депрессатор будет воздействовать и на температуру застывания и на температуру помутнения, понижая их. Эффективность действия депрессатора подсчитывается по формуле (1), а коэф. а и b определяются по температуре помутнения Тпом. (табл.1).

В табл. 1 приведены значения коэффициентов a, b, полученные экспериментальным путем, причем а характеризует темп изменения показателей низкотемпературных свойств топлива, а b отражает предельную температуру показателей топлива, при которой появляется эффект депрессии.

В табл.2 приведены результаты определения низкотемпературных характеристик дизельных топлив с 0,1% депрессорной присадки (ПДП) ТУ 38.401-58-20-91 (сополимер высших алкилметакрилатов С1220 с винилацетатом), полученные стандартным методом и расчетным путем по предлагаемой формуле, которые свидетельствуют о вполне удовлетворительной корреляции полученных данных (коэф. корреляции 0,91).

Применение депрессоров с использованием настоящего изобретения позволит решить проблему дефицита зимнего ассортимента дизельных топлив в нашей стране.

Пример расчета.

Топливо "Л" Ангарского нефтеперерабатывающего завода (табл.2).

1. Вычислить модуль числаТзаст.исх. Тпом.исх.| 17 + 6| 11
2. Так как это число больше 5 и 8, то введение депрессора в топливо понизит температуру застывания и помутнения, причем эффект от присадки подсчитывается для Тзаст. по формуле
Д аТзаст.исх. Тпом.исх.| b 2 11 10 12 (коэф. a, b из табл.1) для Тпом. по формуле
Д азаст.исх. Тпом.исх.| b 0,911 7 2,9
3. После введения присадки Тзаст. 17- 12 29, Тпом. 6 2,9 8,9


Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА с требуемыми низкотемпературными характеристиками путем смешения базового дизельного топлива с депрессорной присадкой, отличающийся тем, что перед смешением топлива с депрессорной присадкой рассчитывают эффективность действия присадки на топливо по следующей формуле

где D эффективность действия депрессорной присадки;
Tbc[заст температура застывания базового топлива по методу ГОСТ 20287;
Tbc[пом температуры помутнения базового топлива по методу ГОСТ 5066;
модуль числа;
a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2001

(73) Патентообладатель:
ООО "НПФ "Компромисс-2" (RU)

Договор № 13157 зарегистрирован 25.09.2001

Извещение опубликовано: 20.11.2001        

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.06.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 6-2004

Извещение опубликовано: 27.02.2004        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытаний, к устройствам для испытания образцов твердого топлива

Изобретение относится к способам определения токсичности нерастворимых материалов и может быть применено в бумажной, полиграфической, пищевой промышленности и водной токсикологии

Изобретение относится к анализам коксующихся углей, в частности к определению спекаемости углей, предназначенных для составления шихты на коксование

Изобретение относится к способам баллистических испытаний твердых топлив (ТТ) в условиях напряженно-деформированного состояния (НДС)

Изобретение относится к области испытаний твердых ракетных топлив

Изобретение относится к области физики, в частности к технике исследования ВВ, и может быть использовано при исследовании бризантности взрывчатых материалов

Изобретение относится к исследованию взрывчатых веществ, в частности к определению детонационных свойств BB по их критическим сечениям

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти

Изобретение относится к области нефтехимии, а именно к композициям высокооктановых кислородсодержащих компонентов моторного топлива

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и пригодному в качестве дизельного топлива или в качестве компонента смешанного дизельного топлива, а также к способу получения этого дистиллята

Изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число, который можно использовать в качестве дизельного топлива или компонента смеси для него, а также к процессу получения этого дистиллята
Изобретение относится к переработке газового конденсата и получения моторных топлив, в частности, дизельного топлива
Наверх