Способ регулирования формы и профиля полосы при прокатке в четырехвалковых клетях со скрещивающимися валками

 

Использование: при прокатке полосы в четырехвалковых клетях с попарно-скрещивающимися опорными и рабочими валками. Сущность изобретения: регулирование формы и профиля полосы осуществляют путем разворачивания в горизонтальной плоскости опорных и рабочих валков, причем опорные валки разворачивают на меньший угол, чем сопряженные с ними рабочие валки, и независимого плоско-параллельного перемещения валков при постоянном угле скрещивания. Это позволяет повысить гибкость регулирования. 6 ил.

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке полосы в четырехвалковых клетях со скрещивающимися валками.

Известен способ регулирования формы и профиля полосы при прокатке в четырехвалковых клетях со скрещивающимися валками (аналог), включающий скрещивание опорных или рабочих валков с осью клети и изменение угла скрещивания при регулировании.

Недостатки этого способа повышенный износ рабочих и опорных валков, низкая долговечность подшипников рабочих валков, большие потери энергии вследствие относительного скольжения валков при полном коэффициенте трения и недостаточная эффективность устранения односторонних дефектов формы и профиля полосы.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является способ регулирования формы и профиля полосы при прокатке в попарно-скрещивающихся верхних и нижних рабочих и опорных валках с параллельной установкой рабочего и опорного валков в каждой паре.

Недостатки прототипа недостаточная гибкость регулирования формы и профиля полосы и инерционность системы регулирования из-за большой массы одновременно перемещаемых спаренных рабочего и опорного валков, снижающие точность прокатки; нагружение подшипников рабочих валков осевыми нагрузками от контактного взаимодействия с полосой, снижающими работоспособность подшипников; сложность конструкции рабочей клети и большое число механических и гидравлических приводов, снижающих ее надежность; высокая стоимость клети.

Цель изобретения повышение точности прокатки и качества прокатываемых полос за счет увеличения гибкости регулирования формы и профиля полосы и быстродействия системы регулирования, повышение работоспособности подшипников рабочих валков за счет устранения действия на них осевых нагрузок, упрощение конструкции и снижение стоимости клети.

Поставленная цель достигается тем, что опорные валки при скрещивании с осью клети разворачивают в том же направлении, что и сопряженные с ними рабочие валки, на меньший угол, определяемый из условия равенства осевых нагрузок на контакте рабочих валков с опорными и полосой, а регулирование формы и профиля полосы осуществляют путем независимого плоско-параллельного перемещения валков при постоянном угле скрещивания.

На фиг. 1 показана схема установки валков со скрещиванием в исходном положении; на фиг. 2 форма очага деформации при скрещивании валков в исходном положении; на фиг. 3 схема установки валков при смещении точки скрещивания относительно оси клети; на фиг. 4 форма очага деформации при смещении точки скрещивания валков относительно оси клети; на фиг.5 положение осей верхних (t. w) и нижних (b.w) рабочих, верхних (t.b.) и нижних (b.b.) опорных валков при некоторых вариантах регулирования формы и профиля полосы без совмещения точек скрещивания; на фиг. 6 план сил и скоростей на контакте рабочего и опорного валков при скрещивании.

В соответствии с предлагаемым способом верхний и нижний рабочие валки в исходном положении устанавливают в клети со скрещиванием и разворотом относительно полосы и оси клети в противоположные стороны на угол s (фиг. 1). Этот угол выбирается в зависимости от ширины полосы, ее механических характеристик, профилировки и усилия противоизгиба рабочих валков с учетом заданных допусков на поперечную разнотолщинность полосы. На практике величина угла s не превышает 2о.

При прокатке вследствие скрещивания возникает относительное скольжение между рабочими валками и полосой в поперечном направлении, что вызывает действие осевых нагрузок Fs на валки и их подшипники. Эти нагрузки могут быть определены из соотношения Fs=1-exp-3Q (1) где относительное обжатие; коэффициент трения между валками и полосой; Q усилие прокатки.

Из-за относительного проскальзывания в осевом направлении на контакте между рабочими и опорными валками также возникают осевые нагрузки Fb, направленные противоположно осевым нагрузкам Fs, действующим на контакте рабочих валков с полосой. Осевые нагрузки Fs и Fb зависят от величины угла перекоса между рабочими и опорными валками. Разница этих нагрузок передается на подшипники рабочих валков. Она достигает существенной величины и снижает работоспособность подшипников. При определенном соотношении между углами s и осевые нагрузки Fs и Fb взаимно уравновешиваются и на подшипники рабочих валков не передаются. Это повышает их работоспособность, не требует установки дополнительных упорных подшипниковых узлов, упрощает конструкцию и снижает стоимость рабочей клети.

Взаимное уравновешивание осевых нагрузок Fs и Fb может быть достигнуто при скрещивании опорных валков с осью клети на угол b<s и их развороте в направлении разворота сопряженных рабочих валков. Это обусловлено различными условиями контактного взаимодействия и коэффициентами трения между рабочими валками, полосой и опорными валками. При равенстве сил Fs и Fb между рабочими и опорными валками возникает скрещивание на угол = s b. В соответствии с предлагаемым способом рабочие и опорные валки устанавливают со скрещиванием между собой на угол и с осью клети на углы соответственно s и b, при которых осевые нагрузки Fs и Fb уравновешиваются и не передаются на подшипники рабочих валков (фиг. 1).

Осевые нагрузки Fb передаются на подшипниковые узлы опорных валков с подшипниками жидкостного трения (ПЖТ). Однако эти узлы снабжаются мощными роликоупорными подшипниками для восприятия осевых нагрузок, и последние не оказывают существенного влияния на работоспособность подшипников опорных валков.

В исходном положении проекции осей рабочих и опорных валков на плоскость полосы пересекаются в точке 0 (точка скрещивания), расположенной на пересечении осей клети и прокатки. При этом сечение очага деформации по ширине полосы приобретает симметричную двояковогнутую параболическую форму, эквивалентную установке выпуклых валков с параллельными осями с минимальной толщиной So на оси прокатки (фиг. 2). По мере удаления от оси клети на некоторое расстояние l текущая толщина очага деформации S возрастает и достигает максимальной величины на боковых кромках полосы. При изгибе валков под действием усилия прокатки их активная образующая принимает прямолинейную форму, обеспечивающую равномерную вытяжку полосы по ширине и ее правильную геометрическую форму при прокатке.

Регулирование формы и профиля полосы заключается в устранении волнистости по краям или коробоватости в центре полосы и ее поперечной разнотолщинности путем изменения обжатия и вытяжки по ширине полосы. Регулирование осуществляют путем плоско-параллельного перемещения рабочих и опорных валков при постоянном угле скрещивания. При этом происходит поперечное перемещение и изменяется положение на полосе точек скрещивания валков. Регулирование возможно как с совмещением точек скрещивания рабочих валков с опорными и полосой, так и без совмещения.

При регулировании с совмещением точек скрещивания общую точку скрещивания перемещают в поперечном направлении на участок полосы, где требуется увеличение вытяжки. При перемещении общей точки скрещивания, например из положения 0 в положение 0', на расстояние а от оси прокатки (фиг. 3) форма очага деформации изменяется и становится несимметричной (фиг. 4) при неизмененных начальном зазоре между рабочими валками и положении нажимных винтов. Максимальному обжатию подвергается продольное сечение полосы, проходящее через точку 0', так как в этой точке межвалковый зазор минимальный. Соответственно, в указанном сечении возникает и максимальная вытяжка. В других сечениях обжатиe и вытяжка меньше. Минимальные их значения имеют место на краю полосы с противоположной стороны от оси прокатки. Благодаря изменению положения точки скрещивания по ширине полосы устраняется ее волнистость, коробоватость или серповидность и улучшается плоскостность.

При регулировании углы s и b скрещивания рабочих и опорных валков остаются неизменными, а перемещение точки скрещивания осуществляется путем их плоско-параллельного перемещения. Это обеспечивает постоянное уравновешивание осевых нагрузок Fb и Fs, действующих на контакте рабочих валков с опорными и полосой, и исключает их действие на подшипники рабочих валков.

При перемещении точки скрещивания на расстояние а от оси прокатки (фиг. 3) плоско-параллельные перемещения валков coставят: рабочих es=a sin s опорных eb=a sin b. (2) Эти перемещения невелики. Например, при максимальном перемещении точки скрещивания рабочих валков на край полосы шириной 1500 мм при угле перекоса s= 1o плоско-параллельные перемещения валков составят es=750 sin 1o=13,09 мм. На практике перемещения не превышают четверти ширины полосы, т.е. примерно вдвое меньше. Соответственно меньше и плоско-параллельные перемещения валков. Это предопределяет возможность применения простых средств, например клиновых устройств, для плоско-параллельного перемещения валков при регулировании и упрощение конструкции клети.

Регулирование профиля (поперечной разнотолщинности) полосы осуществляется путем поперечного перемещения точки скрещивания в сторону увеличения толщины полосы. Соответственно в эту сторону перемещается и максимальное усилие обжатия, благодаря чему происходит выравнивание толщины полосы по ширине и уменьшается поперечная разнотолщинность. Наряду со скрещиванием форма межвалкового зазора при прокатке зависит также от изменения упругой деформации клети (валковой системы, узла нажимных винтов и станин), тепловой деформации и износа валков. Однако определяющим фактором в формировании межвалкового зазора является скрещивание валков. Поэтому при использовании клетей со скрещивающимися валками значительно повышается эффективность применения противоизгиба и дополнительного изгиба валков. Для получения требуемых формы и профиля полосы необходимы значительно меньшие усилия изгиба или противоизгиба, что способствует повышению долговечности валков и их подшипников.

При использовании предлагаемого способа отпадает необходимость в осевой сдвижке рабочих валков, так как поперечное перемещение точки скрещивания эквивалентно осевой сдвижке, и обеспечивается возможность беспрограммной прокатки. При изменении положения точки скрещивания рабочего и опорного валков изменяется положение участков максимального межвалкового давления и соответственно максимального износа валков, что позволяет регулировать и обеспечить равномерный износ валков по длине бочки. Это способствует увеличению срока службы валков и повышению точности прокатки. Кроме того, отпадает необходимость в использовании специального оборудования для сдвижки валков, что упрощает конструкцию и снижает стоимость рабочей клети.

Плоско-параллельное перемещение рабочих и опорных валков осуществляется независимо. Поэтому наряду с регулированием формы и профиля полосы при совмещении точек скрещивания рабочих валков с опорными и полосой, при использовании данного способа возможно регулирование без совмещения точек скрещивания. Благодаря независимому перемещению уменьшаются перемещаемые массы валков, что способствует повышению быстродействия системы регулирования и точности прокатки.

При вариантах I-III точки 0 скрещивания верхнего и нижнего рабочих валков расположены на оси прокатки, при вариантах IV-VI смещены относительно нее. Точки Ot, Ob скрещивания верхних и нижних пар рабочего и опорного валков смещены относительно точки 0 скрещивания рабочих валков. При вариантах I-II максимальные обжатия и вытяжка больше со стороны скрещивания рабочих и опорных валков, что позволяет устранять одностороннюю волнистость полосы. При регулировании по варианту III увеличиваются обжатия и вытяжка по краям полосы и устраняется ее корсобоватость. Установка валков по вариантам IV-VI может быть использована для устранения поперечной разнотолщинности и односторонней волнистости с различным распределением обжатий и вытяжки по ширине полосы. Возможны и другие варианты регулирования и установки валков, причем для одних и тех же целей могут использоваться различные варианты. Это позволяет изменять относительное положение точек скрещивания рабочих валков с полосой и опорными валками в широких пределах и равномерно распределять износ валков по длине бочки.

Угол b установки опорных валков относительно оси клети при скрещивании определяется из условия равенства осевых нагрузок Fs и Fb на контакте рабочих валков с полосой и опорными валками на основании теории предварительного смещения сцепленных элементов (микровыступов) по площадке контакта рабочего и опорного валков.

Из-за скрещивания (фиг. 6) при вращении рабочий валок проскальзывает относительно опорного в осевом направлении со скоростью V=Vwsin w rwsin , (3) где Vw и rw окружная скорость и радиус рабочего валка; w угловая скорость рабочего валка.

При проскальзывании на рабочий валок со стороны опорного действует осевая нагрузка
Fb= Fwcos , (4) где Fw осевая нагрузка, действующая на опорный валок со стороны рабочего.

Ввиду малости угла можно принять cos =1 и считать Fb Fw. При скрещивании валков на угол в результате их относительного проскальзывания возникают осевые тангенциальные смещения сцепленных элементов по площадке контакта. Вначале происходит деформация элементов и осевая нагрузка возрастает при неполном коэффициенте трения. На некотором удалении от начала площадки контакта происходит срыв сцепленных элементов и начинается скольжение. В момент срыва осевая нагрузка достигает максимальной величины, соответствующей полному коэффициенту трения скольжения материалов валков.

Интенсивность нарастания осевых смещений сцепленных элементов, а следовательно, и осевой нагрузки Fb на площадке контакта рабочего и опорного валков, зависит от угла их относительного переноса. С увеличением , а соответственно и скорости V осевого проскальзывания, осевая нагрузка возрастает. При распространении скольжения на всю площадку контакта осевая нагрузка достигает максимальной величины и при дальнейшем увеличении угла не изменяется.

На основании результатов исследований величину осевой нагрузки, действующей на рабочий валок со стороны опорного, можно определить из соотношения
Fb=fQ (5) где f коэффициент трения скольжения валков;
(6)
коэффициент тянущего окружного усилия F, действующего на опорный валок со стороны рабочего;
(7)
относительная разность окружных скоростей рабочего Vw и опорного Vbвалков:
Vw= wrw; Vb= brb;
b, rb угловая скорость и радиус опорного валка.

При установившейся скорости прокатки и постоянной окружной скорости опорного валка тянущее окружное усилие определяется только сопротивлением в его подшипниковых узлах и может быть найдено с учетом того, что Fb=Fs, по соотношению
F (8) где fm, rm коэффициент трения и радиус подшипника жидкостного трения опорного валка;
fr, rr коэффициент трения и радиус ролико-упорного подшипника опорного валка, воспринимающего осевую нагрузку.

Для определения угла перекоса рабочего и опорного валка воспользуемся соотношением, устанавливающим зависимость между и :
A1- (9) где А=fa(1/rw + 1/re), (10)
a полуширина площадки контакта валков.

При использовании чугунных и стальных рабочих и опорных валков, для которых модули упругости Е одинаковы и коэффициенты Пуассона равны 0,3, величина а на основании теории Герца-Беляева определяется из выражения
a=1,08 (11)
q= Q/e (12)
погонные нормальные усилия, действующие на площадке контакта; вычисляются исходя из допущения, что, ввиду малости угла , реальная эллиптическая площадка контакта имеет прямоугольную форму; L длина бочки валка.

При равенстве осевых нагрузок Fb=Fs с учетом выражений (5) и (6) можно записать:
/= Fs/fQ (13)
/= F /Fs (14)
Представим выражение (9) в виде:
A1-= (15)
Подставляя в это выражение (13) и (14), после преобразований получим формулу для определения угла скрещивания рабочих и опорных валков
(16)
При настройке прокатной клети по данному способу рабочие валки устанавливают со скрещиванием с осью клети на угол s. По формуле (1) определяют осевые нагрузки Fs на контакте рабочих валков с полосой. По формулам (8), (10) вычисляют F и А и, подставляя полученные значения в (16), находят угол . Устанавливают опорные валки с разворотом относительно оси клети на угол b=s- в направлении разворота сопряженных с ними рабочих валков.

В качестве примера определим угол b скрещивания опорных валков с осью клети при прокатке горячей полосы и следующих исходных данных: угол скрещивания рабочих валков s=1o(0,0175 рад); усилие прокатки Q=30000 кН; относительное обжатие =0,3; коэффициенты трения: валка о полосу = 0,3; рабочих и опорных валков f=0,2; в подшипнике жидкостного трения опорного валка fm= 0,001; в упорном подшипнике качения опорного валка fr=0,01; радиусы, мм; рабочего валка rw=400; опорного rb=800; подшипника жидкостного трения rm=550; упорного подшипника rb=280; длина бочки валков L=2000 мм; модуль упругости материала валков Е=215 кН/мм2.

С учетом этих данных получаем: по формуле (1) Fs=2305 кН; по формуле (11) а= 3,294 мм; по формуле (8) F8,0675 кН; по формуле (10) А=0,00247; по формуле (16) =5,31710-4 рад= 0,0305о. Следовательно, опорные валки должны быть установлены со скрещиванием с осью клети на угол b=1-0,0305=0,9695о.

Из приведенного примера видно, что при использовании данного способа угол скрещивания рабочих валков с опорными невелик. Поэтому скрещивание валков не оказывает существенного влияния на износ их рабочей поверхности. Из этого примера также следует, что при установившемся процессe прокатки тянущее окружное усилие F более чем на два порядка меньше осевого усилия Fs, поэтому усилием F можно пренебречь. Тогда выражение (16) упрощается и принимает вид
=1- (17)
Значения угла , вычисленные по (16) и (17), практически не отличаются. Так, для приведенного примера по формуле (16) точное значение = 5,316665910-4 рад, по формуле (17) =5,316661810-4 рад. Поэтому на практике для вычисления угла можно пользоваться формулой (17).

Значение угла , вычисленное по формулам (16) и (17), соответствует неполному коэффициенту трения по площадке контакта между валками и наличию на этой площадке участков сцепления и скольжения. С увеличением угла осевая нагрузка Fb возрастает и при достижении критического значения к=А скольжение распространяется на всю площадку контакта, что соответствует полному коэффициенту трения f между валками. Нагрузка Fb достигает максимальной величины Fbmax=fQ и при дальнейшем увеличении угла остается неизменной. С учетом этого и условия Fb=Fsвыражение (17) в общем случае принимает вид:
(18)
Для приведенного примера критическое значение к=А=0,00247 рад=0,1415о; Fbmax=6000 кН.

На практике углы s перекоса рабочих валков относительно полосы при скрещивании не превышают 2о, что соответствует углам значительно меньшим критического угла к. Поэтому при использовании данного способа для определения угла практически всегда будет справедлива формула (17), и окончательное выражение для определения угла скрещивания опорных валков с осью клети будет иметь вид:
b=s-A1- (19)
Таким образом, применение предлагаемого способа обеспечивает повышение точности прокатки и качества прокатываемых полос за счет увеличения гибкости регулирования формы и профиля полосы и быстродействия системы регулирования, повышение работоспособности подшипников рабочих валков, упрощение конструкции и снижение стоимости клети.


Формула изобретения

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМЫ И ПРОФИЛЯ ПОЛОСЫ ПРИ ПРОКАТКЕ В ЧЕТЫРЕХВАЛКОВЫХ КЛЕТЯХ СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ВАЛКАМИ, включающий разворот опорных валков относительно полосы при скрещивании в направлении разворота сопряженных с ними рабочих валков на угол, определяемый из условия равенства осевых усилий на контакте рабочих валков с опорными и полосой, отличающийся тем, что регулирование осуществляют путем независимого плоскопараллельного перемещения рабочих и опорных валков со смещением точек скрещивания верхней и нижней пар рабочих и опорных валков и рабочих валков между собой в поперечном и/или продольном направлениях относительно соответственно осей прокатки и клети.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии и может применяться для производства металлических полос, используемых для изготовления различных изделий методом холодной штамповки

Изобретение относится к производству холоднокатаного листа и может быть использовано при соединении полос, подготавливаемых под холодную прокатку

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в цехах холодной прокатки полос при дрессировке ленты

Изобретение относится к прокатному производству и может найти применение в листопрокатных и обжимных цехах, а также на установках непрерывной разливки сталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть применено для прокатки полос и лент

Изобретение относится к прокатному производ :тву и может быть использовано при изготовлении полос для снижения продольной разнотолщиннос и

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении холоднокатаного листа
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении холоднокатаной полосы с различными прочностными свойствами по сечению

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке толстого листа

Изобретение относится к металлургии, в частности может быть использовано при производстве толстых листов стали для получения изотропных свойств металла по ширине и длине листа

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к способу изготовления холоднокатаных стальных лент из нержавеющей стали и металлических лент, в особенности из сплавов титана

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в цехах горячей и холодной прокатки черных и цветных металлов и сплавов, а также при прокатке неметаллических материалов

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в цехах горячей и холодной прокатки черных и цветных металлов и сплавов, а также при прокатке неметаллических материалов
Наверх