Способ получения малосернистых низкозастывающих дизельных топлив

 

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: дизельные фракции подвергают предварительной обработке в присутствии катализатора на основе оксидов алюминия, кобальта или никеля, молибдена. Затем продукт продвергают повторной гидрообработке в присутствии катализатора, содержащего, мас.%: оксид кобальта или никеля 4,0 - 6,0; оксид молибдена 10,0 - 12,0; оксиды редкоземельных элементов 0,5 - 1,5; фтор 0,5 - 1,5; оксид бора 0,5 - 1,5; пентасил ZSM-8 с модулем 30 40,0 - 60,0; - оксид алюминия - остальное. 1 табл.

Изобретение относится к способу получения низкозастывающих дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ [1] получения дистиллата с температурой начала кипения 163оС и конца кипения 346оС при температуре 320оС давлении 4,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и отношении водород:сырье, равном 1000 м33 на катализаторе, состоящем из модифицированного цеолита (60-70%), гидрирующего металла VI или VIII групп периодической системы обычно Pt, Pd, Ni в количестве 0,1-10% оксиды молибдена или вольфрама в количестве 2-10% либо сочетание Ni (Cо), c Mo (W), и связующего оксид алюминия. Способ позволяет получать дизельные топлива с температурой застывания минус 50оС.

Недостатком известного способа является низкая объемная скорость подачи сырья, отравление платины в катализаторе при переработке высокосернистого сырья и относительно низкий выход низкозастывающего дизельного топлива (82-83 мас.).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ [2] получения низкозастывающих дизельных топлив.

Дизельную фракцию с температурой 183-363оС гидрообрабатывали при температуре 350-400оС, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, циркуляции водорода 250 м33 сырья при двухслойной загрузке катализаторов (в отношении 1: 1) сверху загружали катализатор гидроочистки состава, мас. NiO 4,0; MoO3 13,0; цеолит СоI 5,0; ост. -Al2O3 до 100% Снизу катализатор гидродепарафинизации состава, мас.

МoO3 10; NiO 5,4; цеолит ЦВМ 65,3; -Al2O3 остальное, до 100% Способ-прототип [2] позволяет получать дизельное топливо с температурой застывания минус 46-50оС, остаточным содержанием серы 0,06% цетановым числом 45-55.

Недостатком этого способа является низкая скорость подачи сырья, повышение температуры застывания с -50 до -23оС при изменении объемной скорости подачи сырья с 3 до 6 ч-1. Гидрогенизат, удовлетворяющий требованиям стандарта на дизельное топливо зимнее, можно получать только при температуре 370-400оС и объемной скорости не выше 2 ч-1.

Целью изобретения является повышение объемной скорости подачи сырья, цетанового числа дизельных топлив с низкой температурой замерзания и малым содержанием серы.

Цель достигается тем, что сернистую дизельную фракцию 200-360 (200-380оС) с содержанием серы 0,5-1,8 мас. с температурой застывания минус 10оС, цетановым числом 45-47 пунктов предварительно контактируют с водородсодержащим газом в присутствии катализатора на основе оксидов алюминия, кобальта или никеля, молибдена, а затем на широкопористом катализаторе гидроочистки гидроизомеризации при массовом соотношении катализаторов, равном 1:1.

Состав катализатора изомеризации, мас. оксид кобальта (никеля) 4-6; оксид молибдена 10-12; оксиды редкоземельных элементов 0,5-1,5; оксид бора 0,5-1,5; фтор 0,5-1,5; цеолит-пентасил ZSM-8 40-60; -Al2O3 остальное.

Температура процесса 320-390оС, давление 2,5-3,0 МПа, кратность циркуляции водородсодержащего газа 250-450 нм3/м3 сырья, объемная скорость подачи сырья 2,5-4 ч-1.

В результате использования предлагаемого способа получается дизельное топливо (фр. 180-360оС) с температурой застывания минус 35-65оС, содержанием серы 0,01-0,1 мас. и цетановым числом 50-57 пунктов.

Существенным отличием предлагаемого изобретения от известных аналогов и прототипа является использование после предварительной гидроочистки сырья нового катализатора гидроизомеризации н-парафиновых углеводородов, содержащего дополнительно фтор, оксиды бора, РЗЭ и широкопористую оксидоалюмоцеолитную матрицу.

Новизной технического решения предлагаемого изобретения является контактирование сырья с водородом в присутствии широкопористого катализатора гидроизомеризации (гидрообработки) дизельных фракций, содержащего наряду с цеолитом пентасилом ZSM-8 с М 30, кобальтом (никелем), молибденом, РЗЭ, также галоид-фтор.

П р и м е р 1. Дизельную фракцию 200-360оС с температурой застывания минус 10оС, с содержанием серы 1,8% подвергают предварительному контактированию (гидроочистке) с водородом, а затем повторной гидрообработке (гидроизомеризации) при температуре 320оС, давлении 2,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,5 ч-1; циркуляции Н2-содержащего газа 250 нм33 сырья в присутствии катализатора гидроочистки ГС-168 состава, мас. оксид никеля 5; оксид молибдена 15; -Al2O3 80 и катализатора гидроизомеризации состава, мас. СоО 4; МоО3 10; РЗЭ2О3 0,5; фтор 0,5; В2О3 0,5, пентасил ZSM-8 (с М= 30) 40; -Al2O3 44,5.

Процесс проводят при массовом соотношении катализаторов 1:1. Гидрогенизат стабилизируют до температуры вспышки 80оС. Характеристика и выход целевого продукта по примерам представлены в таблице.

П р и м е р 2. Дизельную фракцию по примеру 1 подвергают гидроочистке на АНМ катализаторе ГКД-202, состава, мас. NiO 4,0; MoO3 13,5; CoO 0,5; Al2O3 82,0; затем в присутствии катализатора изомеризации состава, мас. NiO 6,0; MoO3 12.0, РЗЭ2О3 1,5; фтор 1,5; В2О3 1,5; пентасил ZSM-8 (с М 30) 60,0 -Al2O3 19,5; при Т 390оС; Vc 4 ч-1; Р 4 МПа; VH2 450 нм33 сырья. Соотношение катализаторов по реакторам 1:1.

П р и м е р 3. Дизельную фракцию 200-380оС с содержанием серы 1,5 мас. подвергают сначала в первом реакторе гидроочистке на АНМ-катализаторе ГМ-85, состава, мас. NiO 4,0; MoO3 13,5; SiO2 0,1; B2O3 0,5; -Al2O3 остальное, затем во втором реакторе установки на катализаторе изомеризации состава, мас. РЗЭ 1,0, фтор 1,0, В2О3 1,0, СоО 5,0, МоО3 11,07, ZSM-8 50, -Al2O3 31,0 при Т355оС; Vc 3,5 ч-1; Р 3 МПа; VH2 350 нм33 сырья.

Соотношение катализаторов 1:1.

П р и м е р 4 (сравнительный). Процесс проводят на сырье по примеру 1 в присутствии катализатора гидроочистки примера 3 и катализатора изомеризации состава, мас. CoO 3,5; MoO3 9,5; РЗЭ2О3 0,3; фтор 0,40; В2О3 0,4; пентасил ZSM-8 38,0 -Al2O3 47,9, при Т 315оС; Vc 2 ч-1; Р 2 МПа; VH2 200 нм33 сырья. Массовое соотношение катализаторов гидроочистки и изомеризации 1:1 П р и м е р 5 (сравнительный).

Процесс проводят на сырье по примеру 3 в присутствии катализатора предварительной гидроочистки по примеру 2, во втором реакторе на катализаторе состава, мас. СоО 6,5; В2О3 1,6; МоО3 12; РЗЭ2О3 1,6; фтор 1,9; пентасил ZSM-8 65,0, - Al2O3 10,9; при Т 395оС; Р 4,5 МПа; Vc 4,5 ч-1; VH2 500 нм33 сырья.

Соотношение катализаторов 1:1.

П р и м е р 6 (сравнительный). Процесс проводят на сырье по примеру 1 на катализаторах по примеру 3, однако катализатор изомеризации имеет состав, мас. CoO 5,0; MoO3 11,0; РЗЭ2О3 1,0; В2О3 1,0, цеолит ZSM-8 50,0, -Al2O3 32,0. Массовое соотношение катализаторов 1:1.

П р и м е р 7 (сравнительный). Процесс проводят по примеру 3, катализатор изомеризации имеет состав, мас. CoO 5,0; MoO3 11,0 РЗЭ2О3 1,0; фтор 1,0, цеолит ZSM-8 50,0, -Al2O3 32,0.

П р и м е р 8 (сравнительный). Процесс проводят по примеру 1, на катализаторах состава по примеру 1, массовое соотношение катализаторов гидроочистки и изомеризации по реакторам 2:1.

П р и м е р 9 (сравнительный). Процесс проводят по примеру 1, на катализаторах состава по примеру 1. Массовое соотношение катализаторов гидроочистки и изомеризации 1:2.

В таблице приведены данные по приведенным примерам, характеризующие повышение качества низкозастывающего дизельного топлива при повышенной объемной скорости подачи сырья по сравнению с известным способом.

Таким образом, использование изобретения позволяет повышать качество целевого продукта малосернистого низкозастывающего дизельного топлива, а именно получать зимнее и арктическое дизельные экологически чистые топлива с температурой застывания ниже -35о и ниже 45оС соответственно с повышенным цетановым числом на 7-12 пунктов по сравнению с известным способом и высокой селективностью 95-98% по выходу целевого продукта (фр. 180-360оС).

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ из дизельных фракций путем предварительной гидрообработки исходного сырья в присутствии катализатора на основе оксидов алюминия кобальта или никеля, молибдена и повторной гидрообработки в присутствии катализатора, содержащего оксиды кобальта или никеля, оксид молибдена, оксид алюминия, высококремнеземный цеолит, отличающийся тем, что повторную гидрообработку проводят в присутствии катализатора, содержащего в качестве высококремнеземного цеолита пентасил ZSM-8 с модулем 30 и дополнительно - оксиды редкоземельных элементов, фтор, оксид бора при следующем соотношении компонентов, мас.

Оксид кобальта или никеля 4,0 6,0 Оксид молибдена 10,0 12,0 Оксиды редкоземельных элементов 0,5 1,5 Фтор 0,5 1,5 Оксид бора 0,5 1,5 Пентасил ZSM-8 40,0 60,0 g оксид алюминия Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения низкозастывающих высокоиндексных масел каталитической гидродепарафинизацией остаточных масляных фракций

Изобретение относится к способам получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способу переработки бензиновых фракций вторичного происхождения в частности к переработке легкой смолы пиролиза в автобензины или бензол-толуол-ксилольную фракцию, и может быть использовано в химической и нефтехимической отраслях промышленности

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению масел

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к переработке фракций ароматических углеводородов коксохимического или сланцехимического сырья

Изобретение относится к каталитическому риформингу, в частности к облагораживанию бензина на цеолитсодержащих катализаторах, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к области облагораживания бензина на цеолитсодержащих катализаторах и может найти применение в нефтеперабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способам повышения активности цеолитсодержащего катализатора и может быть использовано в нефтехимической промышленности для получения ароматических углеводородов из С3-С4-парафинов

Изобретение относится к области производства цеолитсодержащих катализаторов для ароматизации углеводородов

Изобретение относится к каталитической химии , в частности, к катализаторам для алкилирования толуола этиленом

Изобретение относится к нитрилам карбоновых кислот, в частности к получению ацетонитрила (АН), который применяют в синтезе органических веществ

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к катализаторам (КТ) для изомеризации ксилолов (КС), и может быть использовано в низкотемпературных реакциях превращения углеводородов

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования
Наверх