Способ прочностных вибрационных испытаний авиационных ракет

 

Использование: при динамических испытаний объектов авиационного вооружения по определению прочностных характеристик конструкций. Сущность изобретения заключается в приближении условий испытаний к реальным при эксплуатации путем замены комплексных режимов, включающих статические и динамические нагрузки на случайный стационарный вибрационный процесс, который эквивалентен случайным вибрационным процессам повышенного уровня, т. е. учитывающего линейные перегрузки. Оценка вибропрочности ракеты осуществляется по результатам эквивалентных испытаний.

Изобретение относится к испытаниям техники на прочность и долговечность, а именно испытаниям конструкций авиационных управляемых ракет в лабораторно-стендовых условиях.

Известен способ испытания конструкции летательного аппарата на прочность, предусматривающий нагружение испытуемого изделия, установленного на подвижной части вибровозбудителя, эксплуатационной вибрационной нагрузкой и оценку прочности путем выявления механических повреждений.

Цель изобретения заключается в получении количественных оценок прочностных характеристик путем их измерения в слабейшем звене конструкции.

Сущность изобретения заключается в том, что сначала нагружают изделие гармоническим вибросигналом с монотонно меняющейся частотой в диапазоне эксплуатационных нагрузок для определения несущих конструкционных узлов с наибольшим коэффициентом динамичности, затем воздействуют эксплуатационной вибронагрузкой для изменения виброперегрузки и тензонапряжения с помощью тензодатчиков, после чего по полученным параметрам механического состояния элементов выделяют слабейшее звено конструкции, на которое затем воздействуют эквивалентным случайным вибрационным сигналом, учитывающим статические нагрузки эксплуатации, при этом коэффициент динамичности определяют как отношение измеренных виброперегрузок.

П р и м е р. В качестве объекта испытаний выбрана авиационная управляемая ракета весом 300 кг, длиной 4,5 м, на основных несущих конструктивных узлах которой устанавливают вибрационные датчики. Ее закрепляют на электродинамическом вибростенде типа Д-40А с помощью приспособления, соблюдающего штатные условия подвески ракеты под самолетом-носителем. В центре тяжести ракеты устанавливают контрольный вибродатчик, который задает динамические нагрузки с погрешностью, не превышающей 2 Гц при частоте до 50 Гц; 5 Гц при частоте свыше 50 Гц; 20% по ускорению.

В контрольной точке задают гармонический сигнал с постоянного уровня с плавно изменяющейся частотой в диапазоне частот от 10 до 2000 Гц при виброускорениях от 0,5 до 4,0 g в течение времени прохождения диапазона частот от 1 до 5 мин соответственно.

По замеренным значениям виброперегрузок в несущих узлах конструкции определяют коэффициенты динамичности для каждой точки как отношение: Kд где ni значение виброперегрузки в 3-м узле конструкции, nзад значение виброперегрузки в контрольной задающей точке.

Потом определяют функционально важные звенья конструкции, в которых возникают наибольшие значения Кд и на этих звеньях устанавливают тензодатчики, подключенные к контрольно-измерительной и регистрирующей аппаратуре.

Затем осуществляют имитацию пространственного характера эксплуатационного вибрационного состояния изделия последовательным воспроизведением вибрационных нагрузок в виде стационарных случайных процессов, измеряют значения средних квадратических значений виброускорений и напряжений и определяют эффективные частоты для всех функционально важных звеньев, а по ним выделяют слабейшее звено конструкции. Используя семейство кривых Веллера и известные расчеты для определения долговечности узла до образования трещины, увеличивают уровень динамической нагрузки на величину, учитывающую статические нагрузки при эксплуатации. После чего подвергают испытуемую ракету воздействию эквивалентного режима нагруженное в слабейшем звене конструкции и путем внешнего осмотра выявляют механические повреждения конструкции (образование усталостных трещин или полное разрушение узла).

Предлагаемый способ прочностных вибрационных испытаний авиационных управляемых ракет позволяет количественно оценить прочностные характеристики ракет с учетом статических нагрузок, возникающих при эксплуатации, а также сохраняемость и долговечность с одновременным повышением точности как получаемых оценок, так и прогнозов.

Формула изобретения

СПОСОБ ПРОЧНОСТНЫХ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ РАКЕТ, заключающийся в нагружении испытуемого изделия, установленного на подвижной части вибровозбудителя, экплуатационной вибрационной нагрузкой и оценки прочности путем выявления механических повреждений, отличающийся тем, что, с целью получения количественных оценок прочностных характеристик путем их измерения в слабейшем звене конструкции, сначала нагружают изделие гармоничным вибросигналом с монотонно меняющейся частотой в диапазоне эксплуатационных нагрузок для определения несущих конструкционных узлов с наибольшим коэффициентом динамичности, затем воздействуют эксплуатационной вибронагрузкой для измерения виброперегрузки и тензонапряжения с помощью тензодатчиков, после чего по полученным параметрам механического состояния элементов выделяют слабейшее звено конструкции, на которое затем воздействуют эквивалентным случайным вибрационным сигналом, учитывающим статические нагрузки эксплуатации, при этом коэффициент динамичности определяют как отношение измеренных виброперегрузок в несущих углах к перегрузкам в контрольной задающей точке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано при испытаниях, близких к натурным, объектов авиационного ракетного вооружения на долговечность элементов конструкции в лабораторно-стендовых условиях

Изобретение относится к испытательному оборудованию и предназначено для испытаний аэродинамических поверхностей

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано для определения упругих свойств конструкции, преимущественно для определения координат оси жесткости конструкций летательного аппарата и для контроля за их изменением в процессе эксплуатации

Изобретение относится к испытаниям конструкций и сооружений на прочность и может быть использовано при испытании панелей, обечаек и других узлов летательных аппаратов распределенными нагрузками

Изобретение относится к области измерения , в частности к испытаниям конструкций авиационной техники

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений, предназначенных для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции передней и основных опор шасси летательного аппарата

Изобретение относится к экспериментальной технике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в различных механизмах с цилиндрическими спиральными пружинами

Изобретение относится к экспериментальной технике и может быть использовано в устройствах для прочностных испытаний конструкций

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для определения вакуума смыкания (жесткости) сосковой резины
Изобретение относится к технике прочностных испытаний, а именно к способам испытаний на вибропрочность и долговечность объектов авиационного ракетного вооружения, и может быть использовано также для испытаний различных машин и оборудования, подвергающихся при эксплуатации комплексному воздействию статической и вибрационной нагрузок

Изобретение относится к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля состояния сооружений трубопроводов, в частности газо- и нефтепроводов, насосных станций, коллекторов и т.д., в сейсмически неустойчивых районах, зонах неустойчивого грунта и вечной мерзлоты

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению жесткости опорных и узловых закреплений строительных конструкций типа балки, фермы, рамы и так далее из материалов и систем с линейной зависимостью между нагрузкой и деформациями, например для стальных конструкций

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно к технологии проведения оценки технического состояния дымовых труб

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно технологии проведения оценки технического состояния производственных зданий

Изобретение относится к строительству и применимо для железобетонных строительных конструкций типа балки в растянутой зоне бетона

Изобретение относится к механическим испытаниям и предназначено для определения разрушающей нагрузки в элементах строительных и машиностроительных конструкций
Наверх