Замок автомобильного колеса ожигова

 

Изобретение позволяет повысить надежность предотвращения кражи колес путем исключения возможности определения кода открывания замка автомобильного колеса наощупь при повороте запорных штифтов. При открывании или закрывании замка повороту каждого запорного штифта обязательно предшествует его утапливание внутрь замка до упора, так как без утапливания поворот его не возможен. В результате опорная поверхность запорного штифта отходит от ответной опорной поверхности стакана и в момент поворота штифта трение между указанными опорными поверхностями не происходит, в следствие этого - штифт "не выдает" никакой информации о положении своего радиального запорного выступа. 2 з. п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к средствам предотвращения кражи колес, применяемым в области эксплуатации и хранения транспортных и технологических средств с автомобильными колесами.

Известно крепление автомобильного колеса, содержащее комплект болтов с головками под нестандартный гаечный ключ.

Недостатком такого крепления является легкодоступность определения формы и размеров головки болта для изготовления необходимого гаечного ключа.

Известен декоративный колпак, содержащий собственно колпак и узел крепления его к автомобильному колесу с помощью нестандартных резьбовых элементов крепежа, вращаемых нестандартным инструментом.

Недостатком такого колпака является легкодоступность определения формы и размеров резьбовых элементов крепежа для изготовления к нему нестандартного инструмента.

За прототип взят известный замок автомобильного колеса, (патент США N 2315963, кл. В 60 В 7/00, 1943), содержащий неподвижно закрепленный на колесе стакан с отогнутым наружу фланцем, охватывающий выступающую часть опоры колеса, защитную крышку, выполненную в форме цилиндрической чаши с отогнутым фланцем, расположенным в сторону опоры колеса с возможностью предотвращения доступа к крепежным элементам колеса, и невыпадающие запорные засовы (штифты), установленные в защитной крышке с возможностью неподвижного разъемного кодируемого соединения защитной крышки со стаканом, при этом каждый из засовов выполнен в виде штифта с цилиндрической головкой на одном конце, с радиальным запорным выступом на другом, с цилиндрическим утолщением в промежутке между ними, с элементом для соединения с вращательным инструментом типа отвертки, гаечного ключа и иного и с нониусной риской, расположенной относительно радиального выступа разновариантно, в донышке стакана для каждого засова выполнено круглое отверстие с радиальным пазом для прохождения радиального выступа засова, в защитной крышке для головки каждого из засосов выполнено круглое отверстие, возле каждого из которых снаружи крышки нанесен порядковый цифровой или буквенный номер и вокруг каждого из которых нанесен круговой нониус с пронумерованными рисками по количеству позиций радиального выступа засова, а с внутренней стороны к крышке неподвижно прикреплена плата с пазами, охватывающими засовы в промежутке между головкой и промежуточным цилиндрическим утолщением с возможностью невыпадания засовов.

Недостатком такого известного замка является то, что запорные засовы из-за отсутствия фиксации в каждой из позиций имеют возможность самопроизвольно проворачиваться в отверстиях стакана и защитной крышке под действием вибрации колеса при движении автомобиля вследствие наличия зазоров как в соединении паза, образованного средней частью 27 и радиальным выступом 34, с торцевой стенкой стакана 17, так и в соединении паза, образованного средней частью 27 и головкой 28, с платой 29. Наличие зазора результат как изготовления деталей с отклонениями в пределах допусков, так и износа деталей при эксплуатации. Последнее особенно усугубляет указанный недостаток. Результатом этого недостатка может быть самопроизвольное отделение защитной крышки от стакана и ее потеря. Кроме того, самопроизвольное проворачивание запорных засовов (по вышеуказанным причинам) в снятой со стакана защитной крышке, например при ее перекладывании с места на место, при падении или другом внешнем механическом воздействии) может приводить к изменению положения выступов 34, а это, в свою очередь, к затруднению установки защитной крышки на стакан, особенно при замене колеса в темное время суток на неосвещенном месте, когда требуется восстановить положение выступов 34 относительно пазов 33.

Главным же недостатком такого замка является то, что выступы 34 запорных засовов можно совмещать с пазами 33 наощупь, для чего достаточно удерживать защитную крышку 22 и оттянутом положении (при этом одни из выступов 34 будут прижаты к внутренней стороне донышка стакана 17 сильнее, другие слабее, а третьи могут быть вообще не прижаты вследствие неодинаковости изготовления запорных засовов) и вращать туго проворачиваемый засов до момента, когда сопротивление вращению прекратится а оно прекратится, как только выступ 34 совпадет с пазом 33. В результате снять замок без знания кода не составит большого труда.

Целью изобретения является повышение надежности предотвращения кражи колес за счет обеспечения фиксации каждого запорного штифта в любом из положений.

Указанная цель в замке автомобильного колеса, содержащем неподвижно закрепленный на автомобильном колесе стакан с отогнутым наружу фланцем и установленный с возможностью охватывания выступающей части опоры колеса, защитную крышку, установленную на стакане с возможностью предотвращения доступа к крепежным элементам колеса, и невыпадающие запорные штифты, установленные в отверстиях защитной крышки с возможностью неподвижного разъемного кодируемого соединения защитной крышки со стаканом и имеющие каждый на одном конце радиальный запорный выступ, а на другом элемент для соединения с вращательным инструментом типа отвертки, гаечного ключа и иного и нониусную риску, при этом на наружной стороне защитной крышки около каждого запорного штифта нанесен порядковый буквенный или цифровой номер, вокруг каждого из запорных штифтов выполнен круговой нониус с пронумерованными рисками, а взаимное расположение нониусной риски и радиального выступа у каждого из запорных штифтов выполнены разновариантно, достигается тем, что он снабжен пружинами, установленными с возможностью прижатия радиальных запорных выступов запорных штифтов к стакану, а вокруг каждого из штифтов со стороны радиальных выступов выполнено по несколько углублений с возможностью фиксации запорного штифта в любом из соответствующих рискам кругового нониуса положении, что каждое из углублений выполнено с возможностью свободного сопряжения с радиальным запорным выступом запорного штифта, что каждый из запорных штифтов снабжен коническим зубом, установленным на радиальном запорном выступе с возможностью сопряжения с любым из углублений, а каждое из углублений выполнено в виде глухого конического отверстия с шагом между ними равным наружному диаметру углубления.

Сопоставительный анализ с известным замком автомобильного колеса показывает, что заявляемый замок автомобильного колеса отличается тем, что в нем каждое положение запорного штифта фиксируется механически за счет совмещения соответствующего выступа с соответствующим углублением, удерживаемого с помощью пружины, и, что, прежде чем повернуть запорный штифт в нужное положение, его нужно утопить внутрь защитной крышки. В результате этого исключается возможность самопроизвольного проворачивания запорных штифтов при любых условиях, а также исключается возможность определять наощупь положение запорного штифта, при котором его радиальный выступ может свободно выходить из зацепления со стаканом, так как при отжатии запорного штифта внутрь запорной крышки его радиальный выступ отходит от поверхности стакана и при вращении в таком положении ничего не "щупает".

На фиг. 1 показан общий вид замка автомобильного колеса, осевой разрез; на фиг. 2 сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг. 4 сечение В-В на фиг.1; на фиг. 5 вид по стрелке Г на фиг.1; на фиг. 6 общий вид замка автомобильного колеса, осевой разрез; на фиг. 7 сечение Д-Д и Е-Е на фиг.2; на фиг. 8 узел I на фиг.2; на фиг. 9 узел II на фиг.2.

Предлагаемый замок автомобильного колеса содержит неподвижно закрепленный на колесе автомобиля стакан 1 с отогнутым наружу фланцем 2, с отверстиями 3 и углублениями 4, защитную крышку 5, запорные штифты 6 каждый с радиальным выступом 7 на одном конце и со шлицом 8 под отвертку и нониусной риской 9 на другом, пружины 10 и кольцо 11. На наружной стороне защитной крышки 5 около каждого из запорных штифтов 6 нанесены порядковые буквенные обозначения 12, а вокруг каждого из штифтов 6 круговой нониус с количеством рисок 13 по количеству углублений 4. Риски 13 кругового нониуса имеют порядковые номера 14. Шлиц 8 и риска 9 на каждом из штифтов 6 выполнены взаимно перпендикулярно и расположены относительно радиального выступа 7 разновариантно. В кольце 11 выполнены радиальные пазы 15.

Содержание замка автомобильного колеса (фиг.6), аналогично содержанию замка автомобильного колеса (фиг. 1), за исключением того, что радиальный выступ 7 имеет конический зуб 16, расположенный на его внутреннем торце, сам замок содержит еще пружинное замковое кольцо 17, а стакан 1 имеет кольцевой выступ 18.

Замок автомобильного колеса работает следующим образом.

Запорные штифты 6 своими выступами 7 устанавливаются согласно заданному коду, содержащему чередующиеся номера штифтов 6 с номерами рисок 13 кругового нониуса. Для этого риска 9 каждого из штифтов 6 совмещается с риской 13 с номером по коду. Далее защитная крышка 5 надевается на стакан 1, а затем каждый из штифтов 6 утапливается отверткой внутрь защитной крышки 5 до отказа и поворачивается риской 13 в сторону центра замка. При этом радиальные выступы 7 входят в углубления 4 и прижимаются к поверхности 19 стакана 1. В результате замок вводится в состояние "закрыто". Для открывания замка необходимо каждый из штифтов 6 утопить отверткой внутрь защитной крышки 5 до отказа и повернуть до совмещения риски 9 с риской 13 кругового нониуса, имеющей номер по заданному коду. В результате замок будет открыт и защитная крышка 5 свободно снимется.

Замок автомобильного колеса (фиг.6) работает аналогично замку автомобильного колеса (фиг.1) за исключением того, что радиальные выступы 7 прижимаются к кольцевому выступу 18 стакана 1, а их конические зубья 16 входят в соответствующие углубления 4.

Формула изобретения

1. Замок автомобильного колеса, содержащий неподвижно закрепленный на автомобильном колесе стакан с отогнутым наружу фланцем и установленный с возможностью охватывания выступающей части опоры колеса, защитную крышку, установленную на стакане с возможностью предотвращения доступа к крепежным элементам колеса, и невыпадающие запорные штифты, установленные в отверстиях защитной крышки с возможностью неподвижного разъемного кодируемого соединения защитной крышки со стаканом и имеющие на одном конце радиальный запорный выступ, а на другом элемент для соединения с вращательным инструментом типа отвертки или гаечного ключа, нониусную риску, при этом на наружной стороне защитной крышки около каждого запорного штифта нанесен порядковый буквенный или цифровой номер, вокруг каждого из запорных штифтов выполнен круговой нониус с пронумерованными рисками, а взаимное расположение нониусной риски и радиального выступа у каждого из запорных штифтов выполнен разновариантно, отличающийся тем, что он снабжен пружинами, установленными с возможностью прижатия радиальных запорных выступов запорных штифтов к стакану, а вокруг каждого из штифтов со стороны радиальных выступов выполнено по несколько углублений с возможностью фиксации запорного штифта в любом из соответствующих рискам кругового нониуса положении.

2. Замок по п.1, отличающийся тем, что каждое из углублений выполнено с возможностью свободного сопряжения с радиальным запорным выступом запорного штифта.

3. Замок по п.1, отличающийся тем, что каждый из запорных штифтов снабжен коническим зубом, установленным на радиальном запорном выступе с возможностью сопряжения с любым из углублений, а каждое из углублений выполнено в виде глухого конического отверстия с шагом между ними, равным наружному диаметру углубления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9



 

Наверх