Толкатель шахтных вагонеток

 

Изобретение относится к рудничному транспорту и предназначено для механизации обмена вагонеток на горизонтальных участках горных выработок со сложным профилем пути, а также на наклонных заездах в местах сопряжения наклонных и горизонтальных выработок. Сущность: толкатель шахтных вагонеток содержит привод 1, исполнительный орган в виде замкнутого тягового каната 2 и каретки 3 с кулаками 4 и 5, устройство 6 для закрепления каната 2, выполненное в виде самозакрепляющих клиньев, отклоняющие блоки 8, направляюший рельс 9 для перемещения каретки 3 и профилирующие шины 10. Каретка 3 состоит из толкающих элементов, связанных между собой с помощью совмещенного шарнира с двумя степенями свободы. Кулаки 4 и 5, удерживаемые в рабочем положении пружинами 14, установлены встречно направленно на толкающих элементах с возможностью поочередного взаимодействия с осью вагонетки 15 и разнесены между собой на расстояние не более величины базы l вагонетки 15. На боковых поверхностях кулаков 4 и 5 закреплены упоры со стороны установки профилированных шин 10. Упоры расположены выше оси поворота кулаков 4 и 5 на уровне головки направляющего рельса 9, находяйщейся на уровне головок ходовых рельсов 20. 6 ил.

Изобретение относится к горной промышленности, а конкретно к рудничному транспорту для механизации обмена вагонеток на горизонтальных участках горных выработок со сложным профилем путей, а также на наклонных заездах в месте сопряжения наклонных и горизонтальных выработок.

Известен толкатель шахтных вагонеток, включающий ползун, состоящий из шарнирно соединенных между собой в горизонтальной и вертикальной плоскостях толкающих звеньев и толкающего кулака, привод, устройство для крепления тягового каната и направляющий рельс, причем ось толкающего кулака размещена ниже головки направляющего рельса [1] Однако такими толкателями осуществляют только перемещение вагонеток в одну сторону, а следовательно, они не могут быть использованы в схемах обмена вагонеток, когда требуется перемещение вагонеток в двух противоположных направлениях их движения. Кроме того, обеспечивая возможность перемещения вагонеток по изогнутому направляющему рельсу,этот толкатель не может быть применен в наклонных горных выработках, а это ограничивает производительность работ по обмену вагонеток.

Известен толкатель шахтных вагонеток, включающий тяговый орган, каретку, на которой укреплены противоположно направленные подпружиненные кулаки с упорами, направляющий рельс и профилированные шины, причем последние подвижно установлены на каретке и выполнены с фигурными вырезами, кромки которых контактируют с упорами кулаков, при этом на пути движения каретки закреплены неподвижные упоры для перемещения шин [2] Недостаток этого толкателя состоит в ограниченности технологических возможностей, обусловленной тем, что каретка толкателя из-за ее значительной длины не может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а следовательно, и перемещать вагонетки по направляющему рельсу, уложенному в горной выработке по сложному профилю пути (например, на закруглении с одновременным подъемом), а поэтому такой толкатель может быть применен только на прямолинейных участках пути.

В основу изобретения поставлена задача расширить технологические возможности толкателя за счет обеспечения им возвратно-поступательного перемещения вагонеток как на горизонтальных, так и на криволинейно-наклонных участках рельсового пути.

Поставленная задача достигается тем, что в известном толкателе шахтных вагонеток, содержащем привод, исполнительный орган, выполненный в виде замкнутого тягового каната и каретки, на которой смонтированы встречно направленные подпружиненные кулаки с упорами, направляющий рельс и профилированные шины, согласно изобретению указанная каретка выполнена в виде связанных между собой с помощью совмещенного шарнира с двумя степенями свободы отдельных толкающих элементов, на которых смонтированы указанные кулаки с возможностью поочередного взаимодействия с осью вагонетки, при этом упомянутые профилированные шины установлены в крайних положениях зоны действия толкателя для складывания кулаков, причем на боковых поверхностях последних со стороны профилированных шин закреплены указанные упоры, которые расположены выше оси поворота кулаков на уровне головки направляющего рельса, расположенной на уровне головок ходовых рельсов, а расстояние между кулаками не превышает величины базы вагонетки.

В противоположность известному уровню техники заявляемое изобретение позволит при его осуществлении получить толкатель шахтных вагонеток, который обеспечивает обмен вагонеток в обе стороны по участкам на горизонтальных и сложных профилях пути, включая стрелочные переводы.

Выполнение каретки исполнительного органа в виде связанных между собой с помощью совмещенного шарнира с двумя степенями свободы отдельных толкающих элементов, на которых смонтированы встречно направленные подпружиненные кулаки с упорами с возможностью поочередного взаимодействия с осью вагонетки, обеспечивает двухсторонний обмен вагонеток при реверсировании привода толкателя на горизонтальных и криволинейно-наклонных участках пути.

Расположение упора на боковой поверхности каждого кулака со стороны профилированных шин выше его оси поворота на уровне головки направляющего рельса, расположенной на уровне головок ходовых рельсов, позволяет проходить каретке толкателя через стрелочные переводы и, кроме того, такое расположение обеспечивает высоту профилированных шин, меньше величины клиренса рельсовых шахтных машин.

В комплексе эти преимущества позволяют расширить технологические возможности заявляемого толкателя.

На фиг.1 изображен предложенный толкатель шахтных вагонеток, вид в плане; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.1 (тонкими линиями показан кулак 5 каретки, когда она находится перед профилированной шиной); на фиг.4 разрез В-В на фиг.3; на фиг.5 каретка толкателя, вид сбоку; на фиг.6 то же, вид сверху.

Толкатель шахтных вагонеток содержит привод 1, исполнительный орган в виде замкнутого тягового каната 2 и каретки 3 с кулаками 4 и 5, устройство 6 для закрепления тягового каната 2, выполненное в виде самозакрепляющих клиньев 7, отклоняющие блоки 8, направляющий рельс 9, по которому перемещается каретка 3 и профилированные шины 10.

Каретка 3 состоит из толкающих элементов 11 и 12, связанных между собой с помощью совмещенного шарнира 13 с двумя степенями свободы. Кулаки 4 и 5, удерживаемые в рабочем положении пружинами 14, установлены встречно направленно на толкающих элементах 11 и 12 с возможностью поочередного взаимодействия с осью вагонетки 15 и разнесены между собой на расстояние не более величины базы l вагонетки 15.

Для складывания одного из кулаков 4 или 5 при взаимодействии с профилированными шинами 10, установленными в крайних положениях зоны действия толкателя, на их боковых поверхностях со стороны установки профилированной шины 10 закреплены упоры 16.

Упоры 16 расположены выше осей поворотов 17, 18 кулаков 4, 5 на уровне головки 19 направляющего рельса 9. При этом головка 19 направляющего рельса 9 расположена на уровне головок ходовых рельсов 20 для прохождения каретки 3 с упором 16 места пересечения 21 направляющего рельса 9 и ходового рельса 20 в стрелочном переводе 22. Кроме того, такое расположение упоров 16 на кулаках 4 и 5 относительно направляющего рельса 9 обеспечивает высоту профилированных шин 10 меньше величины клиренса рельсовых шахтных машин для прохождения последних над шинами 10 без их демонтажа.

Толкатель работает следующим образом.

При работе толкателя в схеме обмена вагонетки 15 на наклонном заезде в исходном положении каретка 3 с кулаками 4 и 5 находится у места подачи принимаемой с наклонной выработки вагонетки 15, при этом кулаки 4 и 5 под действием пружин 14 находятся в рабочем положении. Вагонетка 15, подойдя к каретке 3 толкателя, осью колесной пары отклоняет кулак 5 и упирается во встречно направленный кулак 4, а кулак 5 после прохождения оси возвращается в исходное положение.

Включают привод 1 толкателя и принимаемая вагонетка 15 транспортируется по наклонному участку заезда на горизонтальный его участок в направлении стрелки Г, при этом кулак 4 удерживает вагонетку 15 от самопроизвольного скатывания на наклонном участке, а кулак 5 обеспечивает принудительное движение вагонетки 15 за эту же ось на горизонтальном участке. Прохождение каретки 3 на криволинейно-наклонной части заезда по направляющему рельсу 9 обеспечивается за счет наличия в ней совмещенного шарнира с двумя степенями свободы отдельных толкающих элементов 11 и 12.

При подходе вагонетки 15 к крайнему положению зоны действия толкателя кулак 4 складывается навстречу движению при взаимодействии его упора 16 с профилированной шиной 10. Вследствие того, что кулаки 4 и 5 разнесены между собой на расстояние не более величины базы l вагонетки 15, ось вагонетки 15, за которую осуществляется ее проталкивание, не мешает складыванию кулака 4.

При этом кулак 5 находясь в рабочем положении, не препятствует прохождению вагонетки 15 над ним, поскольку он складывается по ходу движения вагонетки 15. После прохождения вагонетки 15 над кареткой 3 и профилированной шины 10 привод 1 реверсируют, при этом упор 16 кулака 4 выходит из взаимодействия с профилированной шиной 10 и кулак 4 под действием пружины 14 занимает рабочее положение, после чего толкатель останавливают.

Для транспортирования в противоположную сторону движения вагонетка 15, подойдя к каретке 3 толкателя, осью колесной пары отклоняет кулак 4 и упирается во встречно направленный кулак 5, а кулак 4 после прохождения оси колесной пары возвращается в исходное рабочее положение. Включением привода 1 отправляемая вагонетка 15 кулаком 4, который упирается в ось колесной пары, транспортируется на наклонный участок заезда, при этом кулак 5 находится впереди этой оси по ходу движения.

При прохождении каретки 3 через стрелочный перевод 22 упоры 16 кулаков 4 и 5 проходят на уровне головки ходового рельса 20, не упираясь в него.

При подходе вагонетки 15 к крайнему положению зоны действия толкателя кулак 5 складывается навстречу движению при взаимодействии его упора 16 с профилированной шиной 10. При этом кулак 4, находясь в рабочем положении, не препятствует прохождению вагонетки 15 над ним, поскольку он складывается по ходу движения вагонетки 15. После прохождения вагонетки 15 над кареткой 3 и профилированной шиной 10 привод 1 реверсируют, при этом упор 16 кулака 5 выходит из взаимодействия с профилированной шиной 10, кулак 5 под действием пружины 14 занимает рабочее положение и каретка 3 перемещается в исходное положение.

Затем описанный цикл обмена вагонетки повторяется в той же последовательности.

Для свободного прохождения рельсовых шахтных машин над профилированной шиной 10, встречающейся на их пути, последняя имеет высоту меньше величины клиренса шахтных машин и на этот период фиксация кулаков 4 и 5 в сложенном положении может осуществляться в помощью стопоров 23.

Таким образом, заявленная совокупность существенных признаков позволит расширить технологические возможности толкателя за счет обеспечения возвратно-поступательного перемещения вагонетки по горизонтальным и криволинейно-наклонным участкам рельсового пути.

Благодаря выполнению каретки из отдельных толкающих элементов, связанных между собой с помощью совмещенного шарнира с двумя степенями свободы, расположению кулаков каретки относительно друг друга с интервалом, равным не более величины базы вагонетки, и установки упоров со стороны профилированных шин на боковых поверхностях кулаков выше оси поворота кулаков на уровне головки направляющего рельса, в зависимости от профиля рельсового пути, оба кулака поочередно выполняют либо роль толкания, либо роль удержания вагонетки как на горизонтальном, так и на криволинейно-наклонном участках. То есть независимо от профиля пути достигается противоположно направленное движение вагонетки.

Формула изобретения

ТОЛКАТЕЛЬ ШАХТНЫХ ВАГОНЕТОК, содержащий привод, исполнительный орган, выполненный в виде замкнутого тягового каната и каретки, на которой смонтированы встречно направленные подпружиненные кулаки с упорами, направляющий рельс и профилированные шины, отличающийся тем, что указанная каретка выполнена в виде связанных между собой с помощью совмещенного шарнира с двумя степенями свободы отдельных толкающих элементов, на которых смонтированы указанные кулаки с возможностью поочередного взаимодействия с осью вагонетки, при этом упомянутые профилированные шины установлены в крайних положениях зоны действия толкателя для складывания кулаков, причем на боковых поверхностях последних со стороны профилированных шин закреплены указанные упоры, которые расположены выше оси поворота кулачков на уровне головки направляющего рельса, расположенной на уровне головок ходовых рельсов, а расстояние между кулаками не превышает величины базы вагонетки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может использоваться при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых с подвижным железнодорожным составом, в угольной, горнорудной, цементной и др.отраслях промышленности

Изобретение относится к сталеплавильному производству, а именно к уборке шлака из-под сталеплавильных агрегатов тележкой для установки двух шлаковых чаш

Изобретение относится к технологическому транспорту и предназначено для перемещения тележек

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно, к оборудованию сортировочных станций
Наверх