Устройство для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях

 

Использование: в транспортном машиностроении, а именно в устройствах для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях, в частности на транспортировщиках многосекционных инженерных мостов. Сущность: поворотный рычаг ограничен с двух сторон ограничительными пластинами, тяговый трос его подъема разведен концами относительно плоскости его поворота, на рычаге установлен усеченный конусообразный короб с посадочной поверхностью, поджимной пластиной и рукоятками поворота элементов крепления колеса. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к устройствам для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях, в частности, на транспортировщиках многосекционных инженерных мостов, колеса ходовой части которых обладают большим весом.

Известно устройство для подъема, крепления и опускания запасного колеса транспортного средства (авт. св. N 1063684, кл. В 62 D 43/00, 1982), содержащее жестко закрепленный на раме неподвижный кронштейн, подвижный кронштейн для крепления запасного колеса и лебедку с самотормозящимся устройством и тросом; подвижный кронштейн содержит связанный с запасным колесом полый держатель и установленный в нем с возможностью продольного перемещения рычаг с проушиной, при этом свободный конец троса лебедки связан с держателем, а на держателе смонтирован фиксатор его перемещения относительно рычага.

Недостатком известного устройства является то, что его невозможно в целом использовать для подъема и опускания запасных колес большегрузных автомобилей, так как большие габариты и вес самих колес требуют больших габаритов и веса устройства, выполненного данным образом.

Известно устройство для подъема и крепления запасного колеса (авт. св. N 1054172, кл. В 62 D 43/04, 1981), содержащее установленные на раме транспортного средства кронштейн и держатель запасного колеса, закрепленный на держателе запирающий механизм, привод для подъема и опускания запасного колеса и захват, связанный с ободом последнего и указанным приводом, и взаимодействующий с держателем, который выполнен в виде шарнирно закрепленной одним концом на раме транспортного средства балки, другой конец которой снабжен откидной стяжкой для фиксации его относительно рамы, при этом на упомянутом кронштейне смонтированы упоры для взаимодействия с внутренней поверхностью обода колеса.

Недостатком известного устройства в применении его на большегрузных автомобилях заключается в недостаточной надежности, так как при движении автомобиля или при подъеме и опускании колеса с большим собственным весом возникают изгибающие нагрузки на элементы устройства относительно плоскости поворота рычага. Эти нагрузки вызваны тем, что предлагаемые в устройстве упоры не обеспечивают неподвижность колеса относительно рычага, а также тем, что рычаг ничем не ограничен от смещения от плоскости своего поворота, а привод не обеспечивает симметричность прикладываемых к рычагу усилий для поворота рычага.

Целью изобретения является повышение его надежности путем ограничения смещения рычага от плоскости поворота, симметричности относительно этой плоскости прикладываемых к рычагу усилий поворота, повышением надежности фиксации колеса на рычаге.

Поставленная цель в устройстве подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузном автомобиле, содержащем с грузонесущим надрамником раму автомобиля, на которой в поперечной плоскости через неподвижный кронштейн шарнирно закреплен поворотный рычаг, связанный откидной стяжкой с рамой и снабженный фиксирующими поворотными планками под диск обода колеса, лебедку с храповым механизмом и тяговым тросом, достигается тем, что на неподвижном кронштейне в вертикальных параллельных плоскостях закреплены ограничительные пластины под противоположные боковины рычага, на верхнем торце которого закреплена сцепная скоба под пропущенный через нее с возможностью скольжения тяговый трос, оба конца которого разведены между собой симметрично плоскости поворота поворотного рычага и связаны оба с лебедкой, закрепленной на надрамнике, при этом на внешней стороне рычага закреплен усеченный конусообразный короб, в образующей стенке которого по периметру большего основания выполнена посадочная цилиндрическая поверхность под внутреннюю поверхность обода колеса, а меньшее основание посредством разъемного крепления связано с поджимной пластиной, установленной на внешнем торце обода колеса и введено внутрь отверстия диска обода, причем в меньшем основании выполнены опорные отверстия под поворотные планки, оси которых снабжены рукоятками, установленными снаружи большего основания короба между ограничителями угла поворота, закрепленными на основании.

Кроме того вал лебедки снабжен оголовком, в котором радиально выполнены монтажные отверстия под усилительный рычаг поворота лебедки.

А также, внутри усеченного конусообразного короба по оси установлен несущий цилиндр, который противоположными торцами связан с основаниями короба и через радиальные пластины с его образующей стенкой.

Анализ отличительных признаков устройства и обеспечиваемых ими технических результатов показал, что: ввод ограничительных планок и указанная взаимность их положения обеспечивают поворот рычага без отклонений от плоскости поворота, что снимает изгибающие нагрузки на элементы устройства; крепление скобы на верхнем торце рычага, симметричный развод концов троса и взаимное положение относительно них лебедки обеспечивает симметричность приложения нагрузки к рычагу, не вызывая изгибающих нагрузок; конусообразный короб с посадочной поверхностью исключает смещение колеса поперек рычага; ввод поджимной пластины, ее положение и связь с меньшим основанием короба обеспечивает компактность и надежность положения колеса в закрепленном состоянии при движении автомобиля; ввод меньшего основания короба в отверстие диска колеса обеспечивает дополнительную опору колеса через диск на коробе и надежность фиксации колеса за диск планками; рукоятки планок снаружи большего основания и ограничители их поворота обеспечивают простоту и надежность фиксации колеса во время его подъема; оголовок лебедки с отверстиями и усилительным рычагом снижают ручные усилия, прикладываемые к лебедке; несущий цилиндр с радиальными пластинами усиливают короб и дают возможность снизить его вес.

На фиг.1 показано устройство с колесом в поднятом, промежуточном и опущенном положениях, общий вид; на фиг.2 то же, вид сбоку автомобиля, на лебедку на надрамнике, поджимную пластину, поворотные планки и рычаг с кронштейном; на фиг.3 устройство, сечение по оси колеса; на фиг.4 устройство, сечение по оси поворотных планок с ограничителями их поворота; на фиг.5 вид по стрелке Г на фиг.4, на ограничители, закрепленные на большем основании для рукояток поворотных планок.

Устройство содержит снабженную надрамником 1 раму 2 автомобиля, на которой в поперечной плоскости через неподвижный кронштейн 3 посредством шарнира 4 закреплен поворотный рычаг 5.

На кронштейне 3 шарниром 6 закреплена откидная стяжка 7, сцепленная с рычагом 5, а по бокам, на кронштейне 3 в параллельных вертикальных плоскостях закреплены ограничительные пластины 8 под противоположные боковины рычага 5.

На верхнем торце "а" рычага 5 по центру закреплена сцепная скоба 9, под которую пропущен с возможностью скольжения тяговый трос 10.

Концы троса 10 разведены между собой симметрично плоскости поворота поворотного рычага 5 и связаны каждый с лебедкой 11, закрепленной на надрамнике 1 через опоры 12.

На внешней стороне рычага 5 закреплен усеченный конусообразный короб 13 с меньшим "б" и большим "в" основаниями, при этом по периметру большего основания "в" в образующей стенке короба 13 выполнена посадочная цилиндрическая поверхность "г" под внутреннюю поверхность обода 14 колеса.

Обод 14 служит опорой для покрышки 15 колеса и снабжен диском 16, внутрь центрального отверстия которого введено меньшее основание "б" короба 13. А на основании "б" посредством болтов 17 закреплена поджатая пластина 18, выполненная фигурной с диаметрально разнесенными выступами (фиг.2, 3, 4), установленными на внешнем торце обода 14 колеса.

В основаниях "б" и "в" соосно выполнены две пары опорных отверстий с установленными в них осями 19.

На каждой оси 19 со стороны меньшего основания "б" закреплена поворотная планка 20 для зацепления за наружную поверхность диска 16 обода 14 колеса, а со стороны большего основания "в" закреплена рукоятка 21.

При этом на большем основании "б" короба 13 по бокам относительно рукояток 21 закреплены ограничители 22 поворота этих рукояток 21.

Для снижения веса короба 13 по оси внутри его установлен несущий цилиндр 23, который своими противоположными торцами жестко связан с основаниями "б" и "в" короба 13 и через радиальные пластины 24 с образующей поверхностью короба 13.

Вал лебедки 11 снабжен оголовком 25 с монтажными отверстиями "д" (фиг.2) под усилительный рычаг поворота лебедки 11 (не показан) и храповым механизмом 26.

Работает устройство следующим образом.

Для опускания колеса болты 17 выворачивают из меньшего основания "б" короба 13, снимая поджимную пластину 18, и расфиксируют храповой механизм 26. Колесо под действием собственного веса падает на землю, описывая дугу с центром в шарнире 4, раскручивая трос 10, и амортизируется на земле покрышкой 16. Затем рукоятки 21 отводят от одних ограничителей 22 к другим ограничителям 22, поворачивая оси 19 планки 20, которые выходят из зацепления с диском 16 обода 14. После чего рычаг 5 поднимают.

При необходимости подъема колеса его первоначально укладывают на землю внешней частью обода 14 вверх, затем внутрь обода 14 вводят меньшим основанием "б" короб 13 поворотом рычага 5 на шарнире 4. При этом колесо и короб 13 центрируются друг относительно друга вводом с посадкой цилиндрической поверхности "г" образующей стенки короба 13 в обод 14. Затем, переводя рукоятки 21 от одних ограничителей 22 к другим, поворачиваем планки 20 до зацепления с наружной поверхностью диска 16 обода 14.

После этого усилительный рычаг вводим в отверстие "д" оголовка 15 вала лебедки 11 и поворачиваем лебедку 11 на часть оборота, после чего усилительный рычаг переставляем в другое отверстие "д" оголовка 25. Во время перестановки усилительного рычага храповой механизм 26 удерживает лебедку 11 от поворота.

Во время подъема рычаг 5 поворачивается между ограничительными пластинами 8, что обеспечивает поворот рычага 5 строго в плоскости поворота без перекосов и без изгибающих шарнир 4 нагрузок.

Кроме того тяговое усилие подъема на рычаг 5 передается обоими концами троса 10 симметрично плоскости поворота поворотного рычага 5.

В конечном положении (поднятом) к наружному торцу обода 14 болтами 17 поджимают пластину 18, вворачивая болты 17 в меньшее основание "б" короба 13, а откидную стяжку 7 зацепляют за рычаг 5.

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает повышение надежности путем ограничения смещения рычага от плоскости поворота.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА, КРЕПЛЕНИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА НА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЯХ, содержащее грузонесущий надрамник, установленный на раме автомобиля, на которой в поперечной плоскости через неподвижный кронштейн шарнирно закреплен поворотный рычаг, связанный откидной стяжкой с рамой, и снабженный фиксирующими поворотными планками для закрепления диска обода колеса, лебедку с храповым механизмом и тяговым тросом, отличающееся тем, что на неподвижном кронштейне в вертикальных параллельных плоскостях жестко закреплены ограничительные пластины, взаимодействующие с противоположными боковинами рычага, на верхнем торце которого по центру закреплена сцепная скоба, через которую пропущен с возможностью скольжения тяговый трос, оба конца которого разведены симметрично относительно плоскости поворота поворотного рычага и связаны с лебедкой, закрепленной на надрамнике, при этом на внешней стороне рычага закреплен усеченный конусообразный короб, в образующей стенке которого по периметру большего основания выполнена посадочная цилиндрическая поверхность под внутреннюю поверхность обода колеса, меньшее основание посредством разъемного крепления связано с поджимной пластиной, установленной на внешнем торце обода колеса, и введено внутрь отверстия диска обода, причем в меньшем основании выполнены опорные отверстия, в которых установлены оси поворотных планок, снабженные рукоятками, установленными снаружи большего основания короба между ограничителями угла поворота, закрепленными на основании.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вал лебедки снабжен оголовком, в котором радиально выполнены монтажные отверстия для закрепления усилительного рычага поворота лебедки.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что внутри усеченного конусообразного короба соосно с ним установлен несущий цилиндр, который противоположными торцами связан с основаниями короба и посредством радиальных пластин с его образующей стенкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к размещению запасных шин на грузовых автомобилях и прицепах

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к устройствам для наружного крепления запасного колеса, Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности за счет снижения вибрационных нагрузок при одновременном упрощении конструкции

Изобретение относится к устройствам взаимного расположения узлов транспортного средства , преимущественно к устройствам размещения запасного колеса в моторном отсеке автомобиля и устройствам повышения безопасности при переднем столкновении автомобиля

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к конструкции легкового автомобиля, в частности задней панели пола, которая используется для хранения запасного колеса и инструментов, необходимых для обслуживания легкового автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к держателям запасных колес автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к держателям запасных колес автомобилей

Изобретение относится к охранной системе транспортного средства для крепления запасного колеса, установленного на коммерческом транспортном средстве

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки и крепления запасного колеса в автомобиле

Изобретение относится к конструкции транспортного средства для установки запасной шины, которая обеспечивает лучшие ударопоглощающие свойства при столкновении наряду с минимальным увеличением веса кузова транспортного средства

Группа изобретений относится к системе сиденья и системе полки багажника для использования в транспортном средстве. Система для перевозки грузов в транспортном средстве содержит спинку сиденья, полку и аккумуляторную батарею. Сиденье содержит спинку, с возможностью поворота соединенную с кузовом транспортного средства. Спинка сиденья выполнена с возможностью поворота между несложенным положением и положением для расположения груза. Аккумуляторная батарея расположена внутри багажного отделения. Полка с возможностью поворота соединена с кузовом транспортного средства либо в первом, либо во втором положении. В первом положении полка находится над аккумуляторной батареей внутри багажного отделения. Во втором положении полка закреплена на корпусе транспортного средства таким образом, что она примыкает к аккумуляторной батарее и расположена перед ним. Плоская площадка для груза образована верхней поверхностью корпуса аккумуляторной батареи и полкой. Достигается увеличение пространства внутри транспортного средства при размещении аккумуляторной батареи в багажном отделении автомобиля. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх