Подруливающее устройство

 

Использование: судостроение, в частности, подруливающие устройства. Сущность: подруливающее устройство выполнено в корпусе плавсредства в виде канала 1 с рабочим органом 3, преимущественно с гребным винтом. Канал 1 выполнен из двух или трех секций, установленных с зазором 5 относительно друг друга. Рабочий орган 3 установлен в одной из секций. Внутренняя полость канала через каждый зазор сообщена с забортной средой. Концы стенок 6 секций канала, обращенные в сторону зазоров, отогнуты наружу от внутренней полости канала. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности, к подруливающим устройствам с реактивной тягой.

Известно подруливающее устройство, содержащее рабочий орган, преимущественно гребной винт, установленный в канале, выполненном в подводной части корпуса плавсредства (см. авторское свидетельство СССР N 787267, кл. В 63 Н 25/46, публ. 1980 г.). Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога изобретения. Оно расширяет эксплуатационные возможности, но не повышает гидродинамические характеристики.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности подруливающего устройства.

Он достигается тем, что в известном подруливающем устройстве канал выполнен из двух или трех секций, установленных с зазором относительно друг друга, причем рабочий орган установлен в одной из секций, а внутренняя полость канала через каждый зазор сообщена с забортной средой, при этом концы стенок секций канала, обращенные в сторону зазоров, отогнуты наружу от внутренней полости канала.

Кроме того, секция канала, в которой установлен рабочий орган, выполнена в поперечном сечении меньше, секции, не содержащие его.

На фиг.1 изображено подруливающее устройство с одним зазором, постоянным сечением канала и рабочим органом гребным винтом; на фиг.2 то же, с двумя зазорами и постоянным сечением канала; на фиг.3 то же, с двумя зазорами и изменением сечения канала между зазорами; на фиг.4 то же, с двумя зазорами канала, у которого секция, содержащая рабочий орган, выполнена в виде направляющей насадки.

Приведенное на фиг.1 подруливающее устройство включает в себя канал 1, размещенный внутри корпуса 2 плавсредства, рабочий орган гребной винт 3 с приводом 4, находящийся внутри канала. Канал имеет кольцевой зазор 5, стенки канала 6 в районе зазора отогнуты наружу относительно оси канала. Ограниченное наружным корпусом междубортное пространство 7 заполнено водой и сообщается с забортным пространством 8 через отверстия 9, имеющиеся в борту транспортного средства.

Приведенное на фиг.2 подруливающее устройство имеет два зазора 5 и 10 в канале.

На фиг.3 приведен канал подруливающего устройства, имеющий два зазора 5 и 10, причем участки канала 1 и 11 имеют сечение большее, чем у участка канала 12, в котором расположен гребной винт 3.

На фиг.4 представлен канал подруливающего устройства, имеющий два зазора 5 и 10, а секция канала, в которой установлен гребной винт 3, выполнена в виде направляющей насадки 13.

При работе подруливающего устройства с одним зазором и постоянным сечением канала для создания тяги на левый борт (фиг.1) привод 4 приводит во вращение гребной винт 3 таким образом, что в канале 1 создается поток на правый борт. При этом наряду с засасыванием жидкости из заборного пространства 8 через вход в канал, происходит засасывание воды к винту через зазор 5 из междубортного пространства 7, куда в свою очередь жидкость попадает из забортного пространства 8 через отверстия 9 в наружном корпусе 2.

При необходимости создания тяги на правый борт, привод 4 вращает гребной винт 3 в противоположном направлении, поток в канале 1 направлен налево (фиг. 1). Зазор 5 в этом случае не оказывает влияния на течение в канале, которое происходит, как если бы канал был сплошным.

При наличии в канале постоянного сечения двух зазоров (фиг.2) каждый из них функционирует, как было описано выше. Так, при создании тяги на левый борт, поток в канале направлен вправо, зазор 5 подсасывает жидкость, зазор 10 нет, при реверсировании устройства картина меняется на противоположную.

У подруливающего устройства (фиг. 3) сечение канала на участке I и II больше, чем на участке 12. При создании таким устройством тяги на левый борт гребной винт 3 создает в канале поток вправо.

В зазор 5 за счет разряжения засасывается вода к гребному винту, как это было описано выше. При реверсировании устройства поток в канале направлен влево. За счет большого сечения участка канала 1 вследствие эжекционного эффекта жидкость по тому же тракту засасывается в канал 1 через зазор 5.

Изложенное справедливо и для зазора 10 и участка канала 11. В этом случае, при наличии двух зазоров 5 и 10 в канале при работе подруливающего устройства засасывание жидкости в канал происходит через оба зазора, через один вследствие разряжения, через второй вследствие эжекции. При реверсировании устройства картина меняется на противоположную.

У подруливающего устройства (фиг.4) участок канала в районе гребного винта 3 выполнен в виде направляющей насадки 13. При работе этого подруливающего устройства зазоры 5 и 10 функционируют аналогично тому, как это было в предыдущем случае. Направляющая насадка 13 за счет своей профилировки формирует натекающий на гребной винт и отходящий от винта потоки.

Формула изобретения

1. ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее рабочий орган, преимущественно гребной винт, установленный в канале, выполненном в подводной части корпуса плавсредства, отличающееся тем, что канал выполнен из двух или трех секций, установленных с зазором относительно друг друга, причем рабочий орган установлен в одной из этих секций, а внутренняя полость канала через каждый зазор сообщена с забортной средой, при этом концы стенок секций канала, обращенные в сторону зазоров, отогнуты наружу от внутренней полости канала.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что секция канала, в которой установлен рабочий орган, выполнена в поперечном сечении меньшем, чем секции, не содержащие его.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для экстренного торможения крупнотоннажных судоа Сущность изобретения: устройство для экстренного торможения судна содержит продольно-поперечные каналы 2, выполненные в корпусе судна 1 ниже ватерлинии и перекрытые крышками

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к средствам активного управления и средствам динамической стабилизации судов

Изобретение относится к судостроению , а именно к устройствам, обеспечивающим маневренность и управляемость судов, в частности подводных аппаратов, Цель изобретения - повышение эффективности управления

Изобретение относится к судостроению, в частности к подруливающим устройствам судов и плавсредств используемых преимущественно в режимах работы устройства, близких к швартовному

Изобретение относится к судостроению и может быть применено при постройке практически всех типов кораблей и судов, а также технических плавучих сооружений, предназначенных, например, для освоения континентального шельфа и глубоководных районов морей и океанов

Изобретение относится к системам управления судами и их стабилизации

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для активного управления судами, обеспечивающих маневрирование судов в стесненных условиях акватории порта и швартовку в море

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания движительно-рулевых судовых устройств

Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства

Изобретение относится к судостроению, а именно к поворотно-откидным колонкам, предназначенным для установки на быстроходных катерах и служащим для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного изменения гидродинамических характеристик корпусов судов посредством уменьшения его волнового сопротивления, а также судовых средств управления с реактивной тягой

Изобретение относится к судостроению, а именно к носовым и кормовым подруливающим устройствам судов

Изобретение относится к судостроению и касается средств активного управления судами

Изобретение относится к авиации и водному транспорту и касается управления воздушными, надводными и подводными судами посредством гидродинамического эффекта для создания потенциала по поверхности судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к подруливающим устройствам судов. Подруливающее устройство содержит два винта, установленные в гондоле на стойке обтекателей в сквозном канале, и приводной двигатель, а также снабжено дополнительными стойками, расположенными на обтекателях по краям гондолы. Достигается повышение эффективности работы в проточной части подруливающего устройства, увеличение КПД устройства, уменьшение расхода энергии, затрачиваемой на приведение в движение винтов подруливающего устройства. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх