Аэродинамический возбудитель вибрации крыла самолета

 

Изобретение относится к технике для проведения испытаний, а именно к устройствам возбуждения упругих колебаний элементов конструкций, и может быть использовано в авиационной технике при определении динамических характеристик крыла самолета. Сущность: аэродинамические колебания крыла самолета создаются за счет изменения вращающейся аэродинамической поверхности возбудителя колебаний, выполненного в виде двухлопастного винта с электроприводом, установленным перепендикулярно основанию цилиндрического кожуха, расположенного у края законцовки крыла, причем лопасти винта выполнены с одинаковыми по величине, но обратными по знаку углами атаки, чем вызывается периодически действующая возбуждающая аэродинамическая сила. 3 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции, и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции планера летательного аппарата.

Предлагаемое устройство предназначено для повышения эффективности летных частотных испытаний.

Известны устройства возбуждения конструкций синусоидальным сигналом, использующий в своем составе в большинстве случаев электродинамические и аэродинамические силовозбудители.

Аэродинамический возбудитель вибраций имеют более высокие удельные показатели, нежели электродинамические.

Существенным недостатком используемых аэродинамических возбудителей вибрации является наличие гидравлического привода. Особенная трудность возникает с монтажом гидросистемы, в частности с прокладкой гидромагистрали вдоль плоскости крыла, поскольку сами аэродинамические возбудители вибрации, как правило, располагаются на концах крыльев.

В ряде случаев штатные самолетные гидросистемы не могут использоваться для этих целей из-за ограниченной производительности. Так, например, при проведении летных частотных испытаний самолета АН-28 для привода аэродинамических силовозбудителей возникла необходимость в автономной гидросистеме. Кроме того, подобные системы аэродинамического возбуждения могут функционировать лишь при наличии специальных устройств формирования тестового сигнала генераторов синусоидального сигнала, представляющих электронные устройства.

Наиболее близким по технической сущности является аэродинамический силовозбудитель, консольно расположенный на законцовке крыла, содержащий гидравлический привод (рулевой агрегат РА), управляемый от генератора синусоидальных сигналов, качалку вращающуюся, аэродинамическую поверхность, выполненную в виде небольшого крылышка, относительно его оси жесткости.

Возвратно-поступательное перемещение штока рулевого агрегата, совершаемого по закону тестового сигнала генератора синусоидальных сигналов, преобразуется с помощью качалки во вращательно-колебательное движение аэродинамической поверхности. Находясь в аэродинамическом потоке, аэродинамическая поверхность периодически изменяет угол атаки по закону синуса, а следовательно, и величину съемной силы YВАП= тек SВАП где V2 скоростной напор, SВАП площадь ВАП, тек устsin текущее значение атаки угла ВАП, - угловая скорость поворота ВАП, Су коэффициент подъемной силы ВАП, YВАП подъемная сила. Создаваемые за счет подъемной силы аэродинамической поверхности колебания передаются на конструкцию, на которой установлен силовозбудитель.

Однако, такой силовозбудитель имеет невысокую функциональную надежность и низкую эффективность за счет наличия специальных устройств формирования синусоидального сигнала, механических соединений, гидравлического привода с присущими им недостатками: зависимость силы от частоты непостоянна; большой расход гидрожидкости.

сложность обеспечения подводки гидропитания; сравнительно узкий частотный диапазон.

Указанные недостатки снижают эффективность аэродинамического силовозбудителя и его функциональную надежность.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить эффективность и функциональную надежность аэродинамического возбудителя вибраций крыла самолета, в том числе для летательных аппаратов.

Для этого аэродинамический возбудитель вибраций крыла самолета, содержащий вращающуюся аэродинамическую поверхность, установленную на конце крыла, привод этой поверхности, выполнен с аэродинамическими поверхностями в виде двухлопастного воздушного винта в цилиндрическом кожухе и снабжен электроприводом, при этом ось винта перпендикулярна плоскости хорд крыла, а лопасти установлены под одинаковыми по величине, но разными по знаку углами атаки.

В предлагаемом аэродинамическом возбудителе вибраций крыла самолета указанная цель достигается за счет включения в устройство двухлопастного воздушного винта с разными по знаку углами атаки, что позволит исключить использование формирователя синусоидального сигнала с гидроприводом, увеличивает диапазон частот колебаний аэродинамической поверхности при определении динамических характеристик элементов конструкции планера при одновременном упрощении конструкции возбудителя. Изменение подъемной силы в предлагаемом возбудителе по гармоническому закону происходит за счет изменения площади обтекаемой поверхности.

На фиг. 1 представлен эскиз устройства; на фиг.2, 3 устройство в двух проекциях: вид спереди, вид сверху.

Аэродинамический возбудитель вибраций крыла самолета (фиг.1, 2, 3) содержит вращающуюся аэродинамическую поверхность 1, установленную на конце крыла, электропривод поверхности 2, при этом аэродинамическая поверхность 1 выполнена в виде двухлопастного воздушного винта в цилиндрическом кожухе 3, ось винта 4 перпендикулярна плоскости хорд крыла, а полости установлены под одинаковыми по величине, но разными по знаку углами атаки. Весь аэродинамический возбудитель установлен, например, на уголке 5, закрепленном на нервюре 6 (фиг.2, 3), при этом ось вращения электропривода находится на оси жесткости крыла.

Указанное устройство размещено в нише на конце крыла, ось винта перпендикулярна плоскости хорд крыла.

Работа возбудителя вибраций происходит следующим образом. Вращающиеся аэродинамические поверхности лопастей, имеющие некоторый установленный угол атаки, во время испытаний поочередно перемещаются в набегающем потоке, изменяя величину подъемной силы по закону синуса за счет изменения обтекаемой площади аэродинамической поверхности.

Возникая на аэродинамической поверхности, подъемная сила передается через узлы крепления на конструкцию и периодически возбуждает колебания.


Формула изобретения

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА, содержащий вращающуюся аэродинамическую поверхность, установленную на конце крыла, привод этой поверхности, отличающийся тем, что аэродинамическая поверхность выполнена в виде двухлопастного воздушного винта в цилиндрическом кожухе и снабжена электроприводом, при этом ось винта перпендикулярна к плоскости хорд крыла, а лопасти установлены под одинаковыми по величине, но разными по знаку углами атаки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям техники на прочность и долговечность, а именно испытаниям конструкций авиационных управляемых ракет в лабораторно-стендовых условиях

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано при испытаниях, близких к натурным, объектов авиационного ракетного вооружения на долговечность элементов конструкции в лабораторно-стендовых условиях

Изобретение относится к испытательному оборудованию и предназначено для испытаний аэродинамических поверхностей

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано для определения упругих свойств конструкции, преимущественно для определения координат оси жесткости конструкций летательного аппарата и для контроля за их изменением в процессе эксплуатации

Изобретение относится к испытаниям конструкций и сооружений на прочность и может быть использовано при испытании панелей, обечаек и других узлов летательных аппаратов распределенными нагрузками

Изобретение относится к области измерения , в частности к испытаниям конструкций авиационной техники

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений, предназначенных для накопления статистических данных о правильности действий экипажа и данных аэродинамических испытаний конструкции передней и основных опор шасси летательного аппарата

Изобретение относится к экспериментальной технике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в различных механизмах с цилиндрическими спиральными пружинами

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для определения вакуума смыкания (жесткости) сосковой резины
Изобретение относится к технике прочностных испытаний, а именно к способам испытаний на вибропрочность и долговечность объектов авиационного ракетного вооружения, и может быть использовано также для испытаний различных машин и оборудования, подвергающихся при эксплуатации комплексному воздействию статической и вибрационной нагрузок

Изобретение относится к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля состояния сооружений трубопроводов, в частности газо- и нефтепроводов, насосных станций, коллекторов и т.д., в сейсмически неустойчивых районах, зонах неустойчивого грунта и вечной мерзлоты

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению жесткости опорных и узловых закреплений строительных конструкций типа балки, фермы, рамы и так далее из материалов и систем с линейной зависимостью между нагрузкой и деформациями, например для стальных конструкций

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно к технологии проведения оценки технического состояния дымовых труб

Изобретение относится к области промышленного строительства, а именно технологии проведения оценки технического состояния производственных зданий

Изобретение относится к строительству и применимо для железобетонных строительных конструкций типа балки в растянутой зоне бетона

Изобретение относится к механическим испытаниям и предназначено для определения разрушающей нагрузки в элементах строительных и машиностроительных конструкций
Наверх