Металлоплакирующая смазка

 

Сущность: смазка содержит, маc.%: сульфид меди 5-9; лимоннокислый никель 0,5-1,5; лимонная кислота 0,11; мыльная пластичная смазка остальное. 5 табл.

Изобретение относится к нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к металлоплакирующим пластичным смазкам, и может быть использовано для повышения износостойкости узлов трения сталь-сталь за счет реализации избирательного переноса.

Известно, что введение в состав пластичных смазок порошков мягких металлов и их различных соединений способствует улучшению триботехнических свойств вследствие металлоплакирования трущихся поверхностей и реализации режима безызносности. Как правило, более прочная пленка металла образуется при использовании соединений его в качестве добавок, нежели порошка металла [1] Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению является металлоплакирующая смазка на мыльной основе [2] принятая за прототип, содержащая в своем составе соединение меди (сульфид меди 5-9% ), комплексообразующую присадку (салицилальанилин 0,25-1%) и молекулярный комплекс оксихлорида молибдена с основанием Шиффа ( MoO2Cl22HL, 0,5-2% HL салицилальанилин), которая обладает достаточно высокими триботехническими свойствами.

Однако, используемый в данном составе молекулярный комплекс оксихлорида молибдена с основанием Шиффа МoO2Сl22НL серийно не выпускается и исходные компоненты, из которых он получается являются достаточно дорогими. Кроме того, наличие в составе этого комплекса атомов хлора способствует коррозионному разрушению поверхностей трения.

Введение соединений согласно изобретению способствует увеличению триботехнических показателей: нагрузки сваривания Рс и индекса задира Из, а также позволяет уменьшить коррозионное воздействие на металл.

Это достигается тем, что металлопланирующая смазка на мыльной основе, содержащая сульфид меди, комплексообразующую присадку, дополнительно содержит комплексную соль никеля при следующем соотношении компонентов, мас.

сульфид меди 5,0-9,0 комплексная соль никеля 0,5-1,5 комплексообразующая присадка 0,1-1,0 основа до 100 В качестве комплексной соли никеля используют лимоннокислый никель Ni3(C6 H5O7)2.

В качестве комплексообразующей присадки используют лимонную кислоту C6H8O7.

Триботехническая эффективность сульфида меди хорошо известна, тогда как лимоннокислый никель до сих пор не использовался в качестве добавки к пластичным смазкам.

Сульфид меди и лимоннокислый никель в качестве индивидуальных добавок к ЦИАТИМ-201 обеспечивают повышение ее триботехнических свойств (табл. 1).

Предлагаемая композиция, содержащая одновременно и сульфид меди и лимоннокислый никель, при определенном соотношении компонентов обладает лучшими свойствами, чем композиции с индивидуальными добавками.

Для получения металлоплакирующих смазок используют сульфид меди CuS (ТУ 6-09-4143-75), лимоннокислый никель Ni3(C6H5O7)2 (ТУ 6-09-02-323-79) и лимонную кислоту C6H8O7 (ГОСТ 6352-69).

Предлагаемую смазку готовили путем введения мелкодисперсных порошкообразных компонентов в пластичную основу и тщательного перетирания при комнатной температуре до получения однородной массы.

Триботехнические свойства полученных металлоплакирующих смазок определяли на ЧШМ по ГОСТ 9490-75 на шарах из стали ШХ-15.

Полученные результаты по предлагаемому изобретению и данные по смазке-прототипу приведены соответственно в таблицах 2 и 3.

Как видно из приведенных данных, предложенная металлоплакирующая смазка при указанных соотношениях компонентов обладает значительно лучшими триботехническими свойствами по сравнению с основой и смазками, легированными отдельно сульфидом меди и лимоннокислым никелем (табл. 1,2). Изменение концентрации компонентов за пределы (верхний и нижний) предложенного соотношения в заявляемой смазке приводит к уменьшению триботехнических показателей (табл.2).

Сравнение данных табл. 2 и 3 свидетельствует о том, что предлагаемая композиция в сравнении с прототипом имеет более высокую нагрузку сваривания Рс. Кроме того, среди составов предлагаемой смазки гораздо больше, чем для смазки-прототипа, составов со значением индекса задира 100 и выше.

Для сравнения коррозионной активности были проведены испытания по ГОСТ 9.080-77 предлагаемой смазки и смазки-прототипа. Были использованы пластинки из стали 10 (ГОСТ 1050-74) с шероховатостью 0,55 мкм и пластинки из меди М2 (ГОСТ 859-78) с шероховатостью 0,43 мкм.

Результаты по коррозионным испытаниям представлены в табл. 4.

На основании полученных результатов можно сказать, что смазкапрототип оказывает более сильное коррозионное воздействие на металлы, чем заявляемый состав. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности использования в реальных узлах трения предлагаемой смазки.

Как видно из табл. 2, наилучшими свойствами по сравнению с основой обладает состав 7, содержащий 7% СuS 1% Ni3(C6H5O7)2 и 0,5% лимонной кислоты C6H8O7. Это соотношение компонентов приводит к увеличению Рк с 32 до 85 кГс, Рcс с 115 до 860 кГс, Из3 с 21 до 125. Для металлоплакирующей смазки, соответствующей данному составу, были определены основные физико-химические свойства, которые представлены в табл.5.

Анализ данных табл. 5 позволяет сделать вывод, что предлагаемая металлоплакирующая смазка удовлетворяет требованиям, предъявляемым к пластичным смазкам.

Таким образом, проведенными исследованиями установлено, что использование в предлагаемой смазке экологически чистого пакета присадок, состоящего из сульфида меди, лимоннокислого никеля и лимонной кислоты, позволяет по сравнению с пакетом присадок смазки-прототипа, во-первых, улучшить триботехнические показатели индекс задира Из и нагрузку сваривания Рс, во-вторых, получить смазку коррозионно- неактивную, и, в-третьих, удешевить процесс изготовления смазки.

Источники информации I. А. С. Кужаров, Н.Ю.Онищук. Металлоплакирующие смазочные материалы// долговечность трущихся деталей машин. М. 1989. Вып.З.С.96-143.

2. А.с. СССР 1645593. МКл. С 10 М 125/22/ /(С 10 М 125/22, 117:02, 133: 12, 159:18) С 10N 30:06, 40:02. Опубл. 23.04.91, Бюл. 15. (прототип). Автор: Кужаров А.С. ТТТ1 ТТТ2 ТТТ3

Формула изобретения

Металлоплакирующая смазка, содержащая мыльную пластичную смазку, сульфид меди и комплексную соль, отличающаяся тем, что в качестве комплексной соли смазка содержит лимоннокислый никель и дополнительно содержит лимонную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.

Сульфид меди 5-9 Лимоннокислый никель 0,5-1,5 Лимонная кислота 0,1-1,0
Мыльная пластичная смазка Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам нефтяных масел с присадками и может быть использовано для смазывания пневматических перфораторов буровых установок

Изобретение относится к химии полимеров, более точно к фторсодержащим добавкам к смазочным маслам

Изобретение относится к полужидким смазкам для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, в частности тяговых редукторов локомотивов, для снижения коэффициента трения и предотвращения износа деталей тяжелонагруженного узла трения и повышения срока его службы

Изобретение относится к составу смазочной композиции для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов

Изобретение относится к смазкам для холодной и теплой обработки металлов давлением и может быть использовано при оправочном и безоправочном волочении труб из различных сталей

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для открытых узлов трения горно-шахтного оборудования

Изобретение относится к созданию многоцелевых антифрикционных пластичных смазок, работающих в подшипниках качения и скольжения при средних и высоких нагрузках, в передаточных механизмах и т.д

Изобретение относится к смазочным материалам, которые используют для смазывания головок рельс железнодорожных путей в кривых, и может быть использовано на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к способу получения водоэмульсионных смазочно-охлаждающих жидкостей для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочным составам , в частности к смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов

Изобретение относится к составам смазочных материалов и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для повышения износостойкости и несущей способности узлов трения
Наверх