Гидрокомпенсатор зазоров в системе привода газораспределительных клапанов двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: поршень гидрокомпенсатора снабжен основной манжетой, прилегающей бортом к внутренней цилиндрической поверхности стаканообразной втулки, дно которой распорной пружиной поджато к дну стаканообразного корпуса, и дополнительной манжетой, прилегающей бортом к внутренней поверхности цилиндрической поверхности корпуса. Маслоподающее отверстие расположено на участке прилегания к корпусу дополнительной манжеты. В дне втулки выполнено сквозное отверстие и перекрыто дном корпуса. Отверстие для выпуска воздуха выполнено в дне корпуса и перекрыто стаканообразной втулкой. 4 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению.

Известны гидрокомпенсаторы зазоров (ГКЗ) в системах привода газораспределительных клапанов двигателей внутреннего сгорания (см. например, патент ФРГ N 3542192, МКИ F 01L 1/24).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является ГКЗ по патенту ФРГ N 3623638, МКИ F 01L 1/24, опубл. 1988 г. Он содержит стаканообразный корпус с отверстием для выпуска воздуха и маслоподающим отверстием, выполненным в цилиндрической стенке корпуса, а также установленные внутри корпуса стаканообразную втулку и подпружиненный относительно корпуса поршень с опорной поверхностью для передачи усилия привода.

В известных ГКЗ стаканообразная втулка и поршень образуют высокоточную прецизионную пару, что трудоемко в изготовлении. Кроме того, они обычно содержат шариковый обратный клапан и расположенный над ним резервуар с запасом масла, увеличивающие осевые габариты ГКЗ. Известные ГКЗ работают недостаточно надежно, поскольку в них затруднен выпуск воздуха, особенно из верхних частей, что ведет к потере "жесткости" привода и искажениям фаз газораспределения двигателя.

Цель изобретения упрощение конструкции ГКЗ и повышение надежности работы. Для достижения этой цели в известном ГКЗ поршень снабжен основной манжетой, прилегающей бортом к внутренней цилиндрической поверхности стаканообразной втулки, дно которой распорной пружиной поджато к дну корпуса, и дополнительной манжетой, прилегающей бортом к внутренней цилиндрической поверхности корпуса, причем маслоподающее отверстие расположено на участке прилегания к корпусу дополнительной манжеты, в дне втулки выполнено сквозное отверстие и перекрыто дном корпуса, а отверстие для выпуска воздуха выполнено в дне корпуса и перекрыто стаканообразной втулкой.

При таком выполнении ГКЗ упругость прилегающего к втулке борта основной манжеты обеспечивает герметичность уплотнения при меньших точностях изготовления деталей. Кроме уплотнительной, борт манжеты выполняет также функцию запорного элемента обратного клапана, что позволяет разместить запас масла в кольцевой полости между стаканообразной втулкой, корпусом и поршнем и сократить осевые габариты ГКЗ. Аналогичные функции выполняет борт дополнительной манжеты, уменьшая утечки масла из упомянутой кольцевой полости при стоянке двигателя. Благодаря размещению отверстий для выпуска воздуха в верхней части ГКЗ в днищах корпуса и втулки воздух из ГКЗ удаляется более полно.

Стенка стаканообразной втулки может быть снабжена сквозными отверстиями, расположенными на участке прилегания основной манжеты к втулке, и тогда всасывание масла в подпоршневое пространство будет осуществляться при меньшем перепаде давлений.

Опорная поверхность поршня может быть выполнена заглубленной внутрь распорной пружины, что уменьшит возможность его перекоса и заклинивания при перемещении.

По меньшей мере одна из манжет может быть установлена на поршне путем поджатия ее основания к поршню распорной пружиной и обе могут быть выполнены на одном основании.

На чертеже схематически изображен предлагаемый ГКЗ.

Он содержит стаканообразный корпус 1 с маслоподающим отверстием 2 в его цилиндрической стенке 3, установленную внутри корпуса 1 с кольцевым зазором, образующим полость 4, стаканообразную втулку 5 и подпружиненный относительно корпуса 1 поршень 6 с распорной пружиной 7 и опорной поверхностью 8 для передачи усилия привода, например, на стержень 9 газораспределительного клапана. Пружина 7 поджимает втулку 5 дном 10 к дну 11 корпуса 1 и основание основной манжеты 12 к поршню 6. Борт 13 этой манжеты прилегает к внутренней цилиндрической поверхности 14 втулки 5, а борт 15, установленный на поршне 6 дополнительной манжеты, к внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1.

Втулка 5, поршень 6 и основная манжета образуют внутреннюю полость 16. В дне 11 корпуса и дне 10 втулки на участках их взаимного прилегания выполнены отверстия для выпуска воздуха 17 и 18 соответственно, а в стенке втулки 5 - отверстие 19, расположенное на участке прилегания борта 15 к этой стенке. Опорная поверхность 8 выполнена заглубленной внутрь пружины 7. На корпусе 1 установлено запорное кольцо 20 для устранения саморазбираемости ГКЗ при транспортировке.

Предлагаемый ГКЗ работает следующим образом.

Если, как минимум, полость 16 заполнена маслом, то ГКЗ передает усилие привода как "жесткий элемент", поскольку она уплотнена основной манжетой, отверстия 17 и 18 перекрыты, а зазор между неровностями контактирующих поверхностей дна 10 и дна 11 представляет собой большое гидравлические сопротивление проходу масла.

По мере износа деталей привода и по другим причинам в момент, когда усилие не передается, в кинематической цепи привода образуется зазор и корпус 1 с втулкой 5 под действием пружины 7 перемещается относительно поршня 6 вверх по чертежу. Между полостями 16 и 4 и между полостью 4 и маслоподающим отверстием 2 возникают перепады давлений, под действием которых отжимается борт 13 основной манжеты от поверхности 14 и борт 15 дополнительной манжеты от отверстия 2. По образующимся проходам масло поступает из отверстия 2 в полость 4 и из последней в полость 16, что компенсирует зазор в приводе. При этом в полость 16 масло засасывается из нижней части кольцевой полости 4 без воздуха, даже если она заполнена маслом частично, что может иметь место при пуске двигателя.

Скапливающийся в верхней части надпоршневого пространства воздух удаляется через отверстия 17, 18 и зазор между дном 10 и дном 11, так как при этом он оказывает значительно меньшее сопротивление движению воздуха по сравнению с маслом. При сборке путем нажатия извне через отверстие 17 на дно 10 этот зазор может быть принудительно увеличен для ускорения выпуска воздуха.

Поскольку силы, действующие на поршень со стороны надпоршневого пространства, в основном приложены за точкой приложения противодействующей силы, поршень 6 менее склонен к перекашиванию и заклиниванию.

При передаче усилия привода через ГКЗ уплотняющая функция одной из манжет дублируется другой манжетой. Перекрытие отверстия 5 бортом 15 манжеты уменьшает утечки масла из ГКЗ при стоянке двигателя и транспортировке в любом положении.

Таким образом, предлагаемый ГКЗ более прост по конструкции и обладает повышенной надежностью по сравнению с известным.

Формула изобретения

1. Гидрокомпенсатор эазоров в системе привода газораспределительных клапанов двигателя внутреннего сгорания, содержащий стаканообразный корпус с маслоподающим отверстием, выполненным в его цилиндрической стенке, и отверстием для выпуска воздуха, установленную внутри корпуса с кольцевым зазором относительно корпуса стаканообразную втулку, распорную пружину и поршень с наружной опорной поверхностью для передачи усилия привода, отличающийся тем, что поршень снабжен основной манжетой, прилегающей бортом к внутренней цилиндрической поверхности стаканообразной втулки, дно которой распорной пружиной поджато к дну корпуса, и дополнительной манжетой, прилегающей бортом к внутренней цилиндрической поверхности корпуса, причем маслоподающее отверстие расположено на участке прилегания к корпусу дополнительной манжеты, в дне втулки выполнено сквозное отверстие и перекрыто дном корпуса, а отверстие для выпуска воздуха выполнено в дне корпуса и перекрыто стаканообразной втулкой.

2. Гидрокомпенсатор по п.1, отличающийся тем, что в цилиндрической стенке стаканообразной втулки выполнено по меньшей мере одно сквозное отверстие, расположенное на участке прилегания основной манжеты к втулке.

3. Гидрокомпенсатор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что наружная опорная поверхность поршня выполнена заглубленной внутрь распорной пружины.

4. Гидрокомпенсатор по пп.1 3, отличающийся тем, что по меньшей мере одна из манжет установлена на поршне путем поджатия ее основания к поршню распорной пружиной.

5. Гидрокомпенсатор по пп.1 4, отличающийся тем, что основная и дополнительная манжеты выполнены с общим основанием.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность двигателя внутреннего сгорания при работе на номинальном режиме путем увеличения время-сечения газораспределительного клапана

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к механизмам газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к передаточным механизмам между ведущим элементом привода и газораспределительным клапаном двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к механизмам газораспределения

Изобретение относится к передаточным механизмам системы клапанного газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в клапанных механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания, в частности гидравлических толкателях

Изобретение относится к передаточным механизмам между ведущим элементом привода и клапаном двигателя внутреннего сгорания, в частности к гидравлическим толкателям

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве гидравлического толкателя в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, а именно клапанным механизмам газораспределения двигателя, может быть использовано в машиностроении и автомобильной промышленности
Наверх