Головная часть управляемого противотанкового снаряда

 

Использование: противотанковые управляемые реактивные снаряды. Сущность изобретения: передний вспомогательный заряд 1 размещен от основного кумулятивного заряда 2 на расстоянии 1,3 - 4 диаметра последнего. Облицовка 8 основного заряда взаимодействует с поджимной втулкой 10, выполненной с внутренней поверхностью в виде усеченного конуса. Отношение весов зарядов 1 и 2 составляет 0,03 - 0,15. Между зарядами расположен двигатель 12 с тонкостенной цилиндроконической трубкой 13, установленной с зазором 14 относительно поджимной втулки 10. Внутренний диаметр трубки 13 равен 0,2 - 0,4 диаметра заряда 2. 1 ил.

Изобретение относится к области боеприпасов, характеризующихся наличием последовательно расположенных кумулятивных зарядов, и может быть использовано в противотанковых управляемых реактивных снарядах (ПТУРС).

В связи с увеличением толщины брони современных танков, введением сложных комбинированных видов их защиты, перед противотанковыми боеприпасами стоит задача увеличения их бронепробиваемости.

Известны противотанковые управляемые снаряды с последовательно расположенными кумулятивными зарядами по патенту Франции N 2569834, F42B 1/02, 13/10 или по патенту США N 4.714.022 F42B1/02, 13/10. Недостатком известных конструкций является потеря бронепробиваемости до 40% за счет влияния продуктов детонации и ударной волны, возникающих при подрыве вспомогательного заряда в результате отсутствия ограничений по соотношению веса взрывчатого вещества в зарядах, их взаимному размещению и другим фактором.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип, является решение по патенту Франции N 2581749 F42B1/02, 13/10. Известный противотанковый управляемый снаряд содержит передний вспомогательный заряд, основной кумулятивный заряд, каждый из которых включает корпус, взрывчатое вещество, облицовку кумулятивной выемки и поджимную втулку, узел управления, размещенный вокруг вспомогательного заряда и расположенный между зарядами двигатель.

Прототипу то же присущ указанный выше недостаток аналога, но он лишь усиливается разрушением кумулятивной струи основного заряда в процессе ее прохождения через двигатель.

Целью изобретения является повышение бронебойного действия основного заряда за счет исключения потерь от воздействия вспомогательного заряда и наличия двигателя, расположенного на пути движения кумулятивной струи.

достигается это тем, что в известной головной части противотанкового управляемого снаряда, содержащей передний вспомогательный заряд, основной кумулятивный заряд, каждый из которых включает корпус, взрывчатое вещество, облицовку кумулятивной выемки, при этом облицовка кумулятивной выемки основного заряда выполнена с основанием, взаимодействующим с подвижной втулкой, узел управления, размещенный вокруг вспомогательного заряда и расположенный между зарядами двигатель, согласно изобретению, вспомогательный заряд размещен от основного заряда на расстоянии 1,3 4 диаметра последнего и имеет взрывчатое вещество весом 0,03 0,15 веса взрывчатого вещества основного заряда, внутренняя поверхность поджимной втулки основного заряда выполнена в форме усеченного конуса с вершиной, направленной в сторону вспомогательного заряда, а на продольной оси снаряда в районе двигателя размещена трубка цилиндрической формы с внутренним диаметром равным 0,2 0,4 диаметра основного заряда, расширяющаяся часть которой направлена в сторону основного заряда, причем трубка установлена с зазором по отношению к поджимной втулке.

Совокупность отличительных признаков заявителю не известна, что является доказательством новизны предложения, а каждый из отличительных признаков заявленной совокупности, как показывают результаты поиска, проведенного заявителем, со всей очевидностью не следует из уровня техники, что является доказательством наличия в предложении изобретательского уровня.

На чертеже приведена схема предлагаемой головной части ПТУРС, включающей передний вспомогательный (1) и основной (2) кумулятивные заряды, размещенные на расстоянии 1,3 -4, позволяющем нейтрализовать действие продуктов взрыва взрывчатого вещества (ВВ) вспомогательного заряда, подрываемого первым, на основной заряд. Передний вспомогательный заряд включает в себя корпус (3), взрывчатое вещество (4), облицовку (5). Основной кумулятивный заряд включает в себя корпус (6), взрывчатое вещество (7), облицовку (8). Поджимная втулка (10) основного заряда упирается в основание (9) облицовки, а ее внутренняя поверхность из цилиндрической переходит в коническую (11), направленную в сторону вспомогательного заряда. Между зарядами расположен двигатель (12) с тонкостенной трубкой (13), установленной с зазором (14) по отношению к подвижной втулке, имеющей внутренний диаметр равный 0,2 0,4 диаметра основного заряда, достаточный для прохождения кумулятивной струи без повреждения и заходной конус (15), обеспечивающий симметричное вхождение продуктов детонации и струи в трубку. Ограничение веса ВВ переднего заряда (3), составляющее 0,03 0,15 веса ВВ основного заряда, определяется так же как и задание необходимого расстояния между зарядами условием исключения разрушающего воздействия продуктов взрыва на конструктивные элементы основного заряда, который срабатывает с задержкой после первого, равной времени нейтрализации динамической защиты вспомогательным зарядом. При этом нижняя граница веса соответствует минимальному расстоянию между зарядами, а верхняя - максимальному.

Внутренняя коническая поверхность поджимной втулки позволяет обеспечить направление распространения продуктов детонации основного заряда к его оси, где движутся элементы струи, воздействие которых дает возможность обеспечить симметрию струи, несмотря на наличие возмущающих радиальных сил, формируемых в результате заложенных в процессе изготовления асимметрий в заряде.

Продукты детонации, распространяющиеся через сужающуюся внутреннюю поверхность подвижной детали, попадают в заходной конус и в тонкостенную трубку на оси двигателя. В дальнейшем двигаясь вместе со струей они создают противодавление на элементы отклонившихся участков струи от оси заряда, возвращая таким образом их назад. При этом диаметр внутренней поверхности трубки должен быть совершенно определенным, что объясняется условиями истечения продуктов взрыва в зазор между стенками трубки и кумулятивной струей. Как показали эксперименты, этот диаметр должен составлять 0,2dоз при малом диаметре струи, формируемой зарядом с глубокой формой кумулятивной выемки и 0,4dоз при формировании струи большого диаметра зарядом с углом раствора конуса облицовки кумулятивной выемки более 60o. При уменьшении заданного диаметра трубки вместо повышения симметрии струи наблюдается ее разрушение.

При выходе за указанные границы диапазонов при выборе диаметральных, линейных и весовых параметров, конструкции предлагаемой головной части технический эффект усматриваемый заявителем пропадал. Это проверено экспериментом.

Наличие заходного конуса в отверстие двигателя позволяет улучшить условия захождения продуктов детонации в него и исключить возможность отражения продуктов детонации от торцевой части двигателя. Цилиндрическая трубка двигателя установлена с зазором по отношению к подвижной втулке облицовки, который способствует выведению части газов из этой зоны при возникновении повышенного давления в области входа в трубку, которое может вызвать разрушение струи. В качестве примера исполнения была принята конструкция ПТУРС с тандемной кумулятивной боевой частью, имеющей диаметр основного заряда 100 мм. Вспомогательный заряд располагается на расстоянии 250 мм перед основным и имеет взрывчатое вещество весом 100 г. Вес ВВ основного заряда составляет 1 кг. Между зарядами располагался двигатель с тонкостенной трубкой, имеющий диаметр внутренней поверхности 35 мм, которая переходила в заходной конус. Поджимная втулка имела сужающуюся внутреннюю поверхность в виде усеченного конуса, направленного вершиной к вспомогательному заряду. Облицовка основного и вспомогательного заряда выполнялись из меди. Был проведен подрыв кумулятивных зарядов ПТУРС по броне, оснащенной навесной динамической защитой. Первый заряд сработал на 300 мкс раньше основного, вызвав срабатывание динамической защиты своей кумулятивной струей и не повредив основного заряда. После нейтрализации динамической защиты сработал основной заряд, сформировав симметричную струю с увеличенной на 10% эффективной длиной.

Таким образом предложенное техническое решение позволило увеличить эффективность кумулятивной боевой части на 20% за счет исключения потерь от воздействия вспомогательного заряда на основной и при пробитии двигателя, на 10% за счет увеличения длины струи основного заряда и еще на 10% за счет повышения ее симметрии при прохождении через трубку двигателя, т.е. в общей сложности повышение эффективности составляло 40% Для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке и известных до даты приоритета средств и методов. Средство, воплощающее заявленное изобретение, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического эффекта.

Следовательно,заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная пременимость" по действующему законодательству.

Формула изобретения

Головная часть управляемого противотанкового снаряда, содержащая передний вспомогательный и основной кумулятивные заряды, каждый из которых включает корпус, заряд взрывчатого вещества с облицованной выемкой, причем облицовка кумулятивной выемки основного заряда выполнена с основанием, взаимодействующим с поджимной втулкой, узел управления, размещенный вокруг вспомогательного заряда, и расположенный между зарядами двигатель, отличающаяся тем, что вспомогательный заряд размещен от основного заряда на расстоянии 1,3-4 диаметра основного заряда, отношение масс зарядов взрывчатого вещества вспомогательного и основного зарядов составляет 0,03-0,15, внутренняя поверхность поджимной втулки основного заряда выполнена в форме усеченного конуса с вершиной, направленной в сторону вспомогательного заряда, а на продольной оси снаряда в районе двигателя размещена цилиндроконическая трубка с внутренним диаметром, равным 0,2-0,4 диаметра основного заряда, расширяющаяся часть которой направлена в сторону основного заряда, причем трубка установлена с зазором по отношению к поджимной втулке.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вооружения, конкретно к ракетной технике

Изобретение относится к противотанковым управляемым ракетам

Изобретение относится к ракетному вооружению

Изобретение относится к области ракетного вооружения

Изобретение относится к области взрывных работ и может быть использовано для пробития сложных преград

Изобретение относится к области ракетного вооружения

Изобретение относится к области реактивных боеприпасов

Изобретение относится к противотанковому ракетному оружию

Изобретение относится к артиллерийским боеприпасам

Изобретение относится к области артиллерийского вооружения

Изобретение относится к области взрывных работ и может быть использовано для пробития сложных преград
Наверх