Устройство пуска танкового двигателя

 

Сущность изобретения: устройство пуска танкового двигателя содержит аппаратуру системы пуска, аккумуляторные батареи, стартер-генератор, реле блокировки, реле времени, усилитель 15, светодиод, логический элемент "И". Устройство обеспечивает автоматический пуск танкового двигателя только после опроса датчиков уровня масла и воды и сопоставления их показателей с нормативными. При несоответствии показателей датчиков нормативным значениям в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щите механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к области военной техники, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателей внутреннего сгорания.

Опыт эксплуатации танков с двигателями внутреннего сгорания показывает, что долговечность, безаварийность двигателей и аккумуляторных батарей зависит от всестороннего обеспечения каждого пуска двигателя.

Нормативно-технической документацией (см. например [1]) определяются правила подготовки к пуску и пуска двигателя в различных условиях эксплуатации. Этими правилами предусматривается обязательная проверка уровня масла и охлаждающей жидкости в системах силовой установки танка, оценка степени разряженности стартерных аккумуляторных батарей, соответствия давления масла в двигателе рекомендованным значениям с учетом температуры окружающей среды, а также строгое соблюдение режима пуска двигателя: продолжительность работы стартера (или стартер-генератора в стартерном режиме) не более 8 с, перерывы между включениями стартера не менее 15 с, перерыв между циклами пуска двигателя (каждый не более трех включений стартера) не менее 15 мин.

Однако при эксплуатации танков, особенно при ограничениях времени на подготовку танков к движению (чаще всего в зимних условиях) эти правила выполняются неполностью. В результате этого, как свидетельствует обработка данных о надежности танков в эксплуатации, примерно 30% стартерных аккумуляторных батарей и до 20% новых двигателей не отрабатывают назначенный ресурс. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации процессов подготовки к пуску и пуска танковых двигателей является важной военно-технической задачей.

Известна система пуска двигателя танка стартером (см.[1] стр. 104 106), в состав которой входят установленные на танке аккумуляторные батареи, стартер, аппаратура пуска двигателя, маслозакачивающий насос. Характерной особенностью данной системы является сильная зависимость ее надежности от степени соблюдения правил подготовки к пуску и пуска двигателя в различных условиях эксплуатации (то есть от уровня профессиональной подготовленности механиков-водителей).

Известна также система пуска танкового двигателя стартер-генератором ( [1] стр. 116 124, 186), содержащая аккумуляторные батареи (АКБ), стартер-генератор (СГ), аппаратуру пуска двигателя (АПД), маслозакачивающий насос (МЗН), датчик давления масла двигателя, характеризующаяся вышеуказанными особенностями. Данная система принята за прототип для создания устройства пуска танкового двигателя.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности пуска двигателя, долговечности аккумуляторных батарей и двигателя.

Решение поставленной задачи достигается тем, что пуск двигателя осуществляется только после опроса датчиков уровня масла и охлаждающей жидкости, датчика давления масла двигателя и сопоставления их показателей с требуемыми путем автоматического выполнения предусмотренной последовательности операций пуска двигателя стартер-генератором.

При несоответствии показателей датчиков с требуемыми значениями в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал красного цвета. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щите механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя.

Для практической реализации предлагаемого устройства в известной системе пуска танкового двигателя к электрической цепи пуска двигателя параллельно подсоединяются штатные маслозакачивающий насос (МЗН) и датчик давления масла двигателя. Причем вход МЗН связывается через постоянно замкнутые контакты отключения МЗН с первым (РВ-1) и третьим (РВ-3) реле времени и с реле отключения МЗН (РОМ), а также со счетчиком пусков (СП), который связан с реле отключения аккумуляторных батарей (РОБ), связанного в свою очередь с постоянно замкнутыми контактами отключения АКБ от цепи пуска двигателя. Реле времени РВ-1 регулируется на 1 мин, а реле времени РВ-3 на 15 с, реле отключения РОМ размыкает контакты отключения МЗН при достижении минимально допустимого давления масла двигателя (Рм 2 кг/кв. см). Счетчик пусков (СП), основным механизмом которого может быть стопорно-пусковой механизм, подобный устанавливаемому в счетчике моточасов [1] с. 173 174), срабатывает после трех последовательных пусков двигателя и включает реле отключения АКБ (РОБ). Штатный датчик давления масла двигателя через регулируемый компаратор, а датчики уровня масла (ДУМ) и охлаждающей жидкости (ДУВ) непосредственно подсоединяются соответственно к первому, второму и третьему входам логического элемента И; причем выход регулируемого компаратора через первый усилитель связан с реле отключения МЗН (РОМ), размыкающего постоянно замкнутые контакты отключения МЗН после получения сигнала от датчика давления масла двигателя; к выходу элемента И подключаются логический элемент НЕ, связанный со светодиодом, и второй усилитель, к выходу которого подсоединено второе реле времени (РВ-2), отрегулированное на 8 с; с выходом реле РВ-2 связаны реле блокировки (РБ), кинематически связанное с постоянно разомкнутыми контактами включения цепи пуска двигателя, и третье реле времени (РВ-3), замыкающее контакты отключения МЗН через 15 с после неудачного пуска двигателя.

Схема предлагаемого устройства представлена на фиг. 1, где 1 - стартер-генератор (СГ), 2 аппаратура пуска двигателя (АПД), 3 светодиод, 4 логический элемент НЕ, 5 датчик уровня охлаждающей жидкости (ДУВ), 6 - логический элемент И, 7 датчик уровня масла (ДУМ), 8 второй усилитель, 9 - реле времени (РВ-2), 10 реле блокировки (РБ), 11 постоянно разомкнутые контакты включения электрической цепи пуска двигателя, 12 датчик давления масла двигателя, 13 регулируемый компаратор, 14 реле времени (РВ-3), 15 - первый усилитель, 16 реле отклонения МЗН (РОМ), 17 реле времени (РВ-1), 18 маслозакачивающий насос (МЗН), 19 постоянно замкнутые контакты отключения МЗН, 20 кнопка СТАРТЕР, 21 счетчик пусков (СП), 22 реле отключения АКБ (РОБ), 23 постоянно замкнутые контакты отключения АКБ, 24 аккумуляторные батареи (АКБ).

В исходном состоянии при отпущенной кнопке СТАРТЕР 20 цепь пуска двигателя обеспечена, контакты включения цепи 11 разомкнуты, к датчикам 5, 7 и 12 приложено напряжение бортовой электрической сети танка.

Устройство начинает работать при нажатии на кнопку СТАРТЕР 20, при этом запускается маслозакачивающий насос 18 и реле времени 17. По истечении 1 мин МЗН автоматически отключается. При поступлении на входы логического элемента И сигналов от датчиков 5 и 7, а также от датчика 12 о достижении минимально допустимого давления масла двигателя на выходе элемента И формируется единичный сигнал по формуле 111=1, который через усилитель 8 и реле времени 9 подается на реле блокировки 10, замыкающее контакты 11 на 8 с. Напряжение от АКБ 24 подается на аппаратуру пуска двигателя 2 и на стартер-генератор 1; происходит пуск двигателя.

Одновременно с этим с выхода компаратора 13 сигнал через усилитель 15 поступает на реле РОМ 16, которое размыкает контакты 19 до истечения 1 мин работы МЗН.

Если в течение 8 с двигатель не запустился, контакты 11 размыкаются и через 15 с срабатывает реле 14, которое замыкает контакты 19. При нажатии кнопки СТАРТЕР 20 происходит поворотный пуск двигателя.

При отсутствии сигналов от датчиков 5, 7, 12 или хотя бы одного из них на выходе логического элемента И формируется О-сигнал (по формулам, например, 000=0 или 101=0), который "запускает" логический элемент НЕ, нагрузкой которого является светодиод 3, светодиод "загорается". Увидев световой сигнал, механик-водитель выясняет причину незапуска двигателя, устраняет ее и производит повторный пуск двигателя.

Каждая попытка пуска двигателя регистрируется счетчиком пусков 21. После трех включений стартер-генератора 1 счетчик пусков 21 включает реле РОБ 22, реле срабатывает и размыкает контакты 23 на 15 мин. За это время восстанавливается работоспособность аккумуляторных батарей 24, а механик-водитель выясняет причину незапуска двигателя и устраняет обнаруженные неисправности.

Использование предлагаемого устройства практически исключает перегрузки аккумуляторных батарей и ускоренный износ рабочих элементов двигателя, что обеспечивает повышение долговечности и безаварийности танкового двигателя и аккумуляторных батарей.

Литература 1. Белоновский А.С. и др. Электрооборудование бронетанковой техники. М. Воениздат, 1976. 222 с.

Формула изобретения

Устройство пуска танкового двигателя, содержащее аккумуляторные батареи, стартер-генератор, аппаратуру пуска двигателя, подключенную к цепи пуска, маслозакачивающий насос и датчик давления масла двигателя, отличающееся тем, что маслозакачивающий насос подключен к цепи пуска двигателя через контакт отключения, связанный с реле отключения маслозакачивающего насоса и с первым реле времени, причем устройство снабжено счетчиком пусков, связанным с реле отключения аккумуляторных батарей, датчик давления масла двигателя через регулируемый компаратор связан с первым входом логического элемента И и с входом первого усилителя, выход которого соединен с реле отключения маслозакачивающегося насоса, ко второму и третьему входам логического элемента И подключены датчики уровня масла и охлаждающей жидкости, а к выходу элемента И подключены логический элемент НЕ, связанный со светодиодом, и второй усилитель, связанный со вторым реле времени, к выходу которого подключено третье реле времени и реле блокировки с контактами включения цепи пуска двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателя

Изобретение относится к системам запуска двигателей внутреннего сгорания, а более точно к системам электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, снабженного каталитическим конвертером с электрическим нагревательным устройством

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано на стационарных установках, имеющих ДВС и в автомобильных парках для запуска двигателей автомобилей, особенно в холодное время года

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию тепловозов, в частности к системам электрического запуска дизельных двигателей от автономного источника энергии

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам, осуществляющим пуск двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где необходим их частый запуск

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на подвижных и неподвижных устройствах и установках, где применяются двигатели внутреннего сгорания и где необходим их пуск

Изобретение относится к системам электрического запуска двигателя и энергоснабжения потребителей объектов бронетанковой техники, преимущественно к основным танкам и объектам на их базе

Изобретение относится к электрооборудованию объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и может быть использовано в составе передвижных танкоремонтных мастерских

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для облегчения пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания? и позволяет повысить надежность пуска двигателя в любых погодных условиях к увеличить срок службы устройства

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и предназначено для предпускового подогрева масла
Наверх