Смазка для лубрикации железнодорожных рельсов
Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности при смазывании рельсов в кривых пути. Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационной стойкости и срока службы слоя смазки, нанесенной на боковую поверхность головки рельса и контактирующих динамических пар трения. Смазочный материал на основе графита содержит битум, маслонесодержащий антифриз-растворитель и дисульфид молибдена при следующем соотношении компонентов: мас.%: Графит - 5-20 Битум - 20-55 Дисульфид молибдена - 2-5 Маслонесодержащий антифриз -растворитель - Остальное 1 табл.
Изобретение относится в области смазки динамически тяжелонагруженных пар трения боковой головки рельса реборда железнодорожного колеса.
Известна смазка разового способа нанесения на открытые узлы трения, например шестерни тяжелонагруженныфх редукторных механизмов ОЗП-1 ТУ 38 201117-76, состоящая из масляного гудрона, битума и противоизносной присадки октола [1] Недостатком этой смазки является растрескивание и отслаивание смазочного слоя от поверхности трения при динамическом воздействии. Наиболее близкой к описываемому решению является пластичная смазка ВНИИНП-242 ТУ 38 1011359-73, которую принимаем за прототип [2] Состав смазки прототипа следующий, мас. Масло И45 (50) 85,7 Литиевое мыло стеариновой кислоты 12 Дисульфид молибдена 2Дифениламин 0,3
Недостатком смазки прототипа является низкая удерживающая способность. Технической задачей заявляемого решения является повышение эксплуатационной стойкости и срока службы слоя смазки, нанесенной на боковую поверхность головки рельса и контактирующих динамических пар. Поставленная задача достигается тем, что смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, включающая дисульфид молибдена, согласно изобретению содержит битум, маслонесодержащий углеводородный растворитель и графит чешуйчатый при следующем соотношении компонентов, мас. Графит чешуйчатый 5-20
Битум 20-55
Дисульфид молибдена 2-5
Углеводородный растворитель Остальное
Введение в состав смазки в качестве несущей основы битума позволяет улучшить адгезию чешуек графита к поверхности трения, заполнить микротрещины на металле, что способствует их залечиванию и увеличению срока службы пар трения. Введение растворителянапример бензина, позволяет обеспечить всесезонность смазки и необходимую консистенцию. Смазку готовят, смешивая основу (битум) с маслосодержащим углеводородным растворителем, затем вводят чешуйчатый графит и дисульфид молиблена и перемешивают в течение 20-25 минут до равномерного распределения графита и приобретения смазкой равномерной окраски. Для оценки смазочной способности пластичных смазок при работе в режиме трения качения с проскальзыванием использовали модернизированную машину трения МИ М типа "Амслер". Параметры образцов задавались так, чтобы удовлетворить масштабам моделирования, в частности удельное давление в контакте и скорость скольжения в натуре и модели должны быть одинаковы. Ролики должны быть изготовлены из стали, по химическому составу близкой к бандажной и рельсовой стали: колесный ролик из стали 60 Г, ГОСТ 1050-74; нижний (рельсовый) из стали 70 Г, ГОСТ 1050-74. Испытания проводились на режимах, соответствующих реальному узлу трения гребень колеса рельс, удельном контактном давлении 3500 МПа, скорости скольжения 0,5 м/с. В процессе испытаний при комнатной температуре эти факторы оставались постоянными. Непрерывно велась запись момента трения и температуры смазки в объеме. Интенсивность изнашивания определялась через весовой износ образцов по формуле
где Dm разница массы образцов до и после испытаний (г);
S площадь поверхности трения образцов (см2);
L путь трения (см);
плотность материала образцов (г/см3). Образцы до и после испытаний протирались в ацетоне и взвешивались на лабораторных весах ВЛР 200. Каждый опыт повторялся трижды. Время испытаний 2.3 часа. Результаты испытаний представлены в таблице. Результаты испытаний показывают, что все предлагаемые составы превосходят смазку-прототип по удерживающей способности. Результаты испытаний показывают, что разработанные смазки на основе битума превосходят смазку-прототип. Смазка улучшает адгезионное взаимодействие чешуек графита к металлической поверхности, происходит залечивание микротрещин металла, увеличивается срок службы смазки и контактирующих металлических пар трения. При нанесении маслонесодержащий антифриз-растворитель испаряется до момента начала контакта реборды железнодорожного колеса с боковой поверхностью рельса, на которой образуется равномерный контактный (0,001-0,005 мм) прочный слой смазки, который хорошо воспринимает динамические нагрузки, удерживается при воздействии атмосферных осадков, обладает высокой несущей способностью, на порядок превышающей несущую способность применяемых для лубрикации жидких смазок и в 5-8 раз несущую способность консистентных смазок с твердыми присадками типа дисульфида молибдена или чешуйчатого графита. Источники информации
1. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справ.изд./Под. ред. В.М.Школьникова. М. Химия, 1989, 432 с. 2. В. В. Синицын. Пластичные смазки в СССР. М. Химия, 1984, с. 98, 99.
Формула изобретения
Битум 20-55
Дисульфид молибдена 2-5
Углеводородный растворитель Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1