Летательный аппарат с шасси на воздушной подушке

 

Использование: изобретение относится к транспорту и может быть использовано при создании самолетов, экранопланов, летательных аппаратов с аэродинамической разгрузкой. Сущность изобретения заключается в том, что в летательном аппарате, содержащем как минимум одно крыло, фюзеляж, оперение, маршевые двигатели, ограждение воздушной подушки, включающее боковые скеги, передние и задние подвижные элементы с механизмом их уборки, нагнетатель воздуха для создания воздушной подушки, ее ограждение, установленное под крылом, имеет размеры, при которых отношение ширины воздушной подушки к ее длине находится в пределах 1,5-3,0. При этом нагнетатели выполнены с приводными двигателями. 3 з.п. ф-лы, изобретения, 5 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам и касается конструирования летательных аппаратов с взлетно-посадочным устройством на воздушной подушке (ВП).

Известен летательный аппарат с шасси на воздушной подушке, содержащий фюзеляж с крылом, оперением и маршевыми двигателями, а также ограждение воздушной подушки с боковыми скегами, передним и задним подвижными элементами с механизмом их уборки, при этом область воздушной подушки сообщена с нагнетателями воздуха, имеющими приводные двигатели (см. Научно-технический реферативный сборник ЦБНТИ МРФ РСФСР "Передовой опыт и новая техника" выпуск 12, 1980 г. с. 72-94).

Однако известный летательный аппарат обладает низкими аэродинамическими характеристиками.

Технический результат от внедрения этого изобретения состоит в повышении аэродинамических характеристик летательного аппарата.

Это достигается тем, что отношение ширины к длине ограждения воздушной подушки находится в пределах от 1,5 до 3,0.

Кроме того, летательный аппарат выполнен с секционирующим область воздушной подушки центральным скегом и с возможностью регулирования наддува в ее секциях.

Кроме того, в устройстве высота переднего и заднего подвижных элементов ограждения в их выпущенном положении больше высоты боковых скегов.

Кроме того, в устройстве каждый нагнетатель воздуха расположен в крыле и имеет воздухозаборник, выполненный в виде профилированной щели, расположенной на верхней поверхности хвостовой части крыла вдоль его размаха.

На фиг. 1 изображен боковой вид описываемого летательного аппарата; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 4 вид по стрелке С на фиг. 1; на фиг. 5 разрез Д-Д на фиг. 4.

Летательный аппарат с шасси на воздушной подушке содержит фюзеляж 1, крыло 2, оперение 3, маршевые двигатели 4. Под крылом установлены боковые скеги 5, переднее 6 и заднее 7 подвижные элементы, в комплексе образующие ограждение воздушной подушки. Воздушная подушка разделена центральным скегом 8 на две отдельные с возможностью регулирования их наддува секции 11. Расположение ограждения под крылом выбрано таким образом, что отношение ширины воздушной подушки В к ее длине L составляет 1,5-3,0. Передний 6 и задний 7 подвижные элементы в выпущенном положении при работе шасси имеют высоту Н, превышающую высоту h, боковых скег 5.

Нагнетатели воздуха 9 расположены в хвостовой части крыла 2. Воздухозаборники 10 выполнены в виде профилированных щелей на верхней поверхности крыла 2 вдоль его задней кромки. Энергетическая установка воздушной подушки размещена в фюзеляже 1.

Работа происходит следующим образом.

На стоянке аппарат опирается на боковые скеги 5 и центральный скег 8. Перед началом движения выпускаются подвижные элементы 6 и 7. Запускаются маршевые двигатели 4 и двигатели нагнетателей воздуха. При работе нагнетателей воздуха 9 внутри объема, ограниченного подвижными элементами 6 и 7, боковыми скегами 5 и опорной поверхностью, создается избыточное статическое давление, аппарат зависает над опорной поверхностью. Маршевые двигатели 4 приводят аппарат в движение. При выполнении рулежек и маневрирования, когда вертикальное оперение с рулем направления недостаточно эффективны, управление летательным аппаратом осуществляется регулированием подачи воздуха в секции 11 воздушной подушки. Увеличение подачи воздуха в одну секцию и/или уменьшение подачи воздуха в другую секцию приводит к накренению аппарата с касанием опорной поверхности боковым скегом 5. Сила сопротивления, действующая на контактирующий с опорной поверхностью скег, создает момент, разворачивающий аппарат относительно вертикальной оси.

Боковая устойчивость летательного аппарата как в режиме висения, так и при движении над опорной поверхностью обеспечена формой ВП (отношение ширины ВП к длине ВП В/L=1,5-3,0 и ее делением на две отдельные секции 11 с раздельной подачей воздуха в каждую из этих секций.

На взлете аппарата работающие нагнетатели воздуха 9 через воздухозаборники 10 забирают воздух с верхней поверхности крыла и подают воздух в секции 11. При этом на верхней поверхности крыла создается дополнительное разрежение, увеличивающее подъемную силу крыла. При достижении аппаратом взлетной скорости передний подвижный элемент 6 убирается под действием скоростного напора, затем убирается задний подвижный элемент 7 и выключаются двигатели ВП с нагнетателями 9.

При выполнении посадки выпускается задний подвижный элемент 7. С уменьшением зазора между опорной поверхностью и при выпущенным задним элементом 7 под крылом создается повышенное статическое давление, под действием которого выпускается передний подвижный элемент 6. Подвижные элементы 6 и 7, выпущенные ниже боковых скегов 5, позволяют сформировать воздушную подушку при значительных зазорах под скегами, и вертикальная скорость летательного аппарата при посадке полностью гасится работой воздушной подушки, таким образом совершается "безконтактная" посадка. Торможение аппарата на пробеге осуществляется увеличением как аэродинамического сопротивления аппарата, так и силы сопротивления, действующей на скеги 5 и 8, при уменьшении подачи воздуха в ВП.

Изобретение может быть использовано при создании летательных аппаратов таких, как самолеты и экранопланы, а также аппаратов с аэродинамической разгрузкой (то есть таких, у которых на основном режиме движения часть веса аппарата уравновешивается аэродинамической подъемной силой). К аппаратам с аэродинамической разгрузкой могут быть отнесены, в частности, скоростные суда на воздушной подушке.

Формула изобретения

1. Летательный аппарат с шасси на воздушной подушке, содержащий фюзеляж с крылом, оперением и маршевыми двигателями, а также ограждение воздушной подушки с боковыми скегами, передним и задним подвижными элементами с механизмом их уборки, при этом область воздушной подушки сообщена с нагнетателями воздуха, имеющими приводные двигатели, отличающийся тем, что отношение ширины к длине ограждения воздушной подушки находится в пределах 1,5 3,0.

2. Летательный аппарат по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен с секционирующим область воздушной подушки центральным скегом и с возможностью регулирования наддува в ее секциях.

3. Летательный аппарат по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что высота переднего и заднего подвижных элементов ограждения в их выпущенном положении больше высоты боковых скегов.

4. Летательный аппарат по пп. 1 3, отличающийся тем, что каждый нагнетатель воздуха расположен в крыле и имеет воздухозаборник, выполненный в виде профилированной щели, расположенной на верхней поверхности хвостовой части крыла вдоль его размаха.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

TK4A - Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях "Изобретения (заявки и патенты)" и "Изобретения. Полезные модели"

Страница: 153

Напечатано: (22) 03.11.1993

Следует читать: (22) 23.11.1993

Номер и год публикации бюллетеня: 26-1996

Код раздела: FG4A

Извещение опубликовано: 10.11.2004        БИ: 31/2004




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования скеговых транспортных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к самолетам с шасси на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам, перемещающимся по бездорожью способом скольжения или на воздушной подушке

Изобретение относится к воздухоплавательной технике и предназначено для подъема и транспортировки грузов и производртва строительно-монтажных работ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической подушке и может быть использовано в механизации при взлете, посадке и крейсерском режиме полета

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, касаясь создания амфибийных и авиационных транспортных аппаратов многоцелевого назначения

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов, использующих экранный эффект

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания легких самолетов с шасси на воздушной подушке всеаэродромного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гибридных летательных аппаратов со свойствами самолета, летательного аппарата легче воздуха и аппарата на воздушной подушке

Изобретение относится к авиации и касается создания тяжелых транспортных гидросамолетов-амфибий для работы в условиях катастроф и в труднодоступных районах территории Крайнего Севера и Дальнего Востока

Изобретение относится к авиации и, в частности, касается создания механизированного корпуса поточно-принудительного воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с плоским фюзеляжем на воздушной подушке

Изобретение относится к области воздухоплавания
Наверх