Крышка заливной горловины топливного бака

 

Использование: применяется в конструкции крышек заливных горловин топливных баков, снабженных устройствами предотвращения несанкционированного открывания. Сущность изобретения: крышка содержит внутренний корпус 1, внешний поворотный корпус 2, цилиндрический замковый элемент 3 и устройство фиксации внешнего корпуса 2 относительно корпуса 1. Устройство фиксации выполнено в виде ребер 17, 18, образованных на обращенных друг к другу поверхностях корпусов 1, 2. Замковый элемент 3 взаимодействует посредством выступа 19 с внутренней поверхностью 16 торца 6 стакана корпуса 1, содержащей конус 20, ось которого совпадает с осью крышки. 5 з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к конструкции крышек заливных горловин топливных баков, снабженных устройствами предотвращения несанкционированного открывания.

Известна крышка, описанная в заявке Франции N 2507133 (публ. 10.12.1982 г.), содержащая резьбовую втулку, поворотную втулку, цилиндрический замковый элемент и поджимной колпачок. Сквозная резьбовая втулка переменного сечения содержит на своем широком торце Г-образный наружный фланец, обращенный к узкому торцу. Внутренняя поверхность фланца, обращенная к втулке, снабжена резьбовой вставкой для соединения с заливной горловиной. Поворотная втулка установлена внутри резьбовой и снабжена фланцем, охватывающим наружный фланец резьбовой втулки и фиксирующим осевое смещение резьбовой втулки относительно поворотной. При этом сохраняется возможность свободного осевого поворота поворотной втулки относительно резьбовой. Цилиндрический замковый элемент, установленный внутри поворотной втулки с возможностью осевого смещения, выходит своим ключевым торцом на фланец поворотной втулки, а другим торцом связан с поджимным колпачком.

Стыковка втулок осуществляется поджимным колпачком, входящим своими выступами в выемки поворотной втулки и зацепляющимся с зубьями на узком торце резьбовой втулки.

Недостатком описанного технического решения является сложность конструкции и невозможность выполнения герметизации крышки, поскольку внутренняя полость топливного бака сообщается с атмосферой через зазоры подвижных элементов поджимного колпачка, гнезда цилиндрического замкового элемента или через зазор между поворотной и резьбовой втулками.

Известно техническое решение, взятое за прототип, описанное в заявке Франции N 2265632 (публ. 28.11.1975 г.), где блокируемая крышка для бензобака выполнена герметичной. Крышка содержит внутренний корпус, внешний поворотный корпус, цилиндрический замковый элемент и устройство фиксации внешнего корпуса относительно внутреннего. Внутренний корпус выполнен в виде стакана, открытый торец которого снабжен Г-образным наружным фланцем, обращенным к закрытому торцу. Внутренняя поверхность стакана снабжена ребрами, параллельными его оси. На внутренней поверхности фланца, обращенной к стакану, образована резьба для соединения с заливной горловиной. Внешний поворотный корпус установлен во внутреннем и снабжен фланцем, охватывающим наружный фланец внутреннего корпуса и фиксирующим его осевое смещение посредством кольца, жестко связанного с кромкой фланца внешнего корпуса. При этом сохраняется возможность свободного осевого поворота внешнего поворотного корпуса относительно внутреннего. Цилиндрический замковый элемент, установленный в осевом отверстии внешнего поворотного корпуса, выходит своим ключевым торцом на его фланец, а другим торцом связан с устройством фиксации. Устройство фиксации установлено на торце внешнего корпуса, обращенном ко дну стакана внутреннего корпуса и содержит ползун, перемещающийся радиально при повороте замкового элемента.

Для отвинчивания или завинчивания крышки замковый элемент поворачивается в положение взаимной блокировки корпусом, ползун перемещается до упора во внутреннюю поверхность стакана. При повороте внешнего корпуса ползун упирается своей боковой поверхностью в одно из ребер стакана и соединяет оба корпуса.

Описанная конструкция усложнена устройством фиксации, поскольку для его реализации необходимы, по крайней мере, ползун и гнездо ползуна, выполненное на торце внешнего корпуса. Кроме того, конструкция недостаточно надежна из-за большого количества элементов, передающих усилие отвинчивания или завинчивания крышки. Указанное усилие прикладывается к наружной поверхности фланца внешнего корпуса и передается через внешний корпус, гнездо ползуна, ползун, ребра стакана внутреннего корпуса, стакан на внутреннюю резьбовую поверхность фланца внутреннего корпуса. В этой цепочке ползун является наиболее нагруженным элементом, а в случае его поломки крышку можно снять только разрушив внешний корпус.

Задачей данного изобретения является создание простой и надежной конструкции крышки заливной горловины топливного бака.

Указанная задача решается тем, что в крышке заливной горловины топливного бака, состоящей из внутреннего корпуса с резьбой, выполненного в виде стакана, открытый торец которого снабжен Г-образным наружным фланцем, обращенным к закрытому торцу, внешнего поворотного корпуса, установленного во внутреннем корпусе и выполненного в виде цилиндра, снабженного фланцем, охватывающим наружный фланец внутреннего корпуса, цилиндрического замкового элемента, установленного с возможностью поворота в отверстии цилиндра внешнего поворотного корпуса и выходящего своим ключевым торцом на его поверхность, смежную с фланцем, и устройства фиксации внешнего корпуса относительно внутреннего, устройство фиксации выполнено в виде ребер, образованных на обращенных друг к другу поверхностях внешнего и внутреннего корпусов и расположенных в плоскостях, содержащих ось крышки, причем паз между ребрами на одной поверхности выполнен соответствующим ребру на противоположной поверхности, а размер ребра вдоль оси крышки, по крайней мере на одной поверхности, не более соответствующего размера выступа на периферии противоположного ключевому торцу цилиндрического замкового элемента, ось вращения которого параллельна оси крышки, взаимодействующего посредством выступа с внутренней поверхностью торца стакана внутреннего корпуса, содержащей конус, ось которого совпадает с осью крышки.

Ребра могут быть образованы на наружной поверхности цилиндра внешнего поворотного корпуса и на внутренней поверхности стакана внутреннего корпуса.

В другом случае ребра могут быть образованы на внутренней поверхности фланца внешнего поворотного корпуса, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси крышки и на противолежащей ей наружной поверхности фланца внутреннего корпуса.

Внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса, содержащая конус, может быть выполнена вогнутой в полость стакана.

Внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса, содержащая конус, может быть также выполнена выпуклой из полости стакана.

Возможно также выполнение конуса усеченным.

Изобретение поясняется следующими чертежами.

На фиг. 1 изображена крышка заливной горловины топливного бака в осевом разрезе: внешний и внутренний корпуса расстыкованы, ребра выполнены на фланцах корпусов; на фиг. 2 изображена крышка с состыкованными корпусами: ребра выполнены на фланцах корпусов; на фиг. 3 изображен разрез крышки по фланцам корпусов в плоскости, перпендикулярной оси крышки; на фиг. 4 изображена крышка заливной горловины топливного бака в осевом разрезе: внешний и внутренний корпуса расстыкованы, ребра выполнены на обращенных друг к другу поверхностях стакана внутреннего и цилиндра внешнего корпусов; на фиг.5 показана крышка с состыкованными корпусами: ребра выполнены на обращенных друг к другу поверхностях стакана внутреннего и цилиндра внешнего корпусов; на фиг.6 показан разрез крышки по стакану внутреннего корпуса в плоскости, перпендикулярной оси крышки; на фиг. 7, 8 показана геометрия внутренней поверхности торца стакана внутреннего корпуса; на фиг.7 внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса выполнена выпуклой из полости стакана.

на фиг.8 внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса выполнена вогнутой в полость стакана; Крышка заливной горловины топливного бака состоит из внутреннего корпуса 1, внешнего поворотного корпуса 2, цилиндрического замкового элемента 3 и устройства фиксации внешнего корпуса 2 относительно внутреннего корпуса 1.

Внутренний корпус 1 выполнен в виде стакана 4, открытый торец которого снабжен Г-образным кольцевым наружным фланцем 5, обращенным в сторону закрытого торца 6. Внутренний корпус 1 снабжен посадочной резьбой 7 для соединения крышки с заливной горловиной топливного бака. Резьба 7 может быть образована на наружной поверхности стакана 4 и/или на внутренней поверхности фланца 5, обращенной к стакану 4. То или иное выполнение резьбы на крышке зависит от резьбы на заливной горловине. На внутренней поверхности фланца 5, примыкающей непосредственно к стакану 4, установлено уплотнительное кольцо 8, герметизирующее заливную горловину топливного бака. Внешний поворотный корпус 2 установлен во внутреннем корпусе 1 и выполнен в виде цилиндра 9, снабженного фланцем 10, охватывающим наружный фланец 5 внутреннего корпуса 1. По крайней мере один из фланцев 5, 10 снабжен элементами ограничителя взаимного осевого смещения корпусов 1, 2, не препятствующими, в то же время, вращению внешнего корпуса 2 во внутреннем корпусе 1 вокруг оси крышки. Элементы ограничения могут быть выполнены, например, в виде зацепов 11, образованных на кромке фланца 5, или, как вариант, на кромке фланца 10. Цилиндрический замковый элемент 3 установлен в сквозном продольном отверстии 12 цилиндра 9 внешнего поворотного корпуса 2. Отверстие 12 содержит выемки для взаимодействия с кодовыми ключевыми пластинами замкового элемента 3, предотвращающими поворот элемента 3 вокруг своей оси в отверстии 12 при отсутствии ключа 13 в ключевой прорези замкового элемента 3. Осевое перемещение замкового элемента 3 в отверстии 12 предотвращается любым известным способом, например, выступом или кольцевым буртиком на кромке ключевого торца 14, выходящего на поверхность цилиндра 9, смежную с фланцем 10, и фиксирующей шайбой на противоположном торце 15, обращенном к внутренней поверхности 16 торца 6 внутреннего корпуса 1. Устройство фиксации внешнего корпуса 2 относительно внутреннего корпуса 1 выполненного в виде ребер 17, 18, образованных на обращенных друг к другу поверхностях внешнего и внутреннего корпусов 1, 2 и расположенных в плоскостях, содержащих ось крышки. Ребра 17, 18 могут быть образованы, например, на наружной поверхности цилиндра 9 внешнего поворотного корпуса 2 и на внутренней поверхности стакана 4 внутреннего корпуса 1. В другом случае ребра 17, 18 могут быть образованы на внутренней поверхности фланца 10 внешнего поворотного корпуса 2, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси крышки и на противолежащей ей наружной поверхности фланца 5 внутреннего корпуса 1. Паз между ребрами на одной поверхности выполнен соответствующим ребру на противоположной поверхности. Размер ребра вдоль оси крышки, по крайней мере на одной поверхности, не более размера выступа 19 вдоль той же оси, выполненного на периферии торца 15 замкового элемента 3, противоположного ключевому торцу 14. Замковый элемент 3 взаимодействует посредством выступа 19 с внутренней поверхностью 16 торца 6 стакана внутреннего корпуса 10, содержащей конус 20, ось которого совпадает с осью крышки. Поверхность 16 с конусом 20 может быть выполнена вогнутой в полость стакана 4, или, в другом случае, выпуклой из полости стакана 4. Для снижения габаритов внутреннего корпуса 1 конус 20 может быть выполнен усеченным.

Пользование крышкой осуществляется следующим образом.

В положении крышки, предотвращающем ее несанкционированное открывание, цилиндрический замковый элемент 3 находится в положении, при котором выступ 19 на его торце 15 своим свободным концом взаимодействует с внутренней поверхностью 16 торца 6 внутреннего корпуса 1 в плоскости, перпендикулярной оси крышки, ближайшей к открытому торцу стакана 4. В этом случае ребра 17, 18 разнесены друг от друга вдоль оси крышки, внешний корпус 2 свободно вращается относительно внутреннего корпуса 1. Поворот ключом 13 замкового элемента 3 приводит к перемещению выступа 19 по поверхности конуса 20 до плоскости внутренней поверхности 16 торца 6 стакана 4, наиболее удаленной от его открытого торца. При этом цилиндр 9 внешнего поворотного корпуса 2 под действием силы тяжести утапливается в полость стакана 4 внутреннего корпуса 1. Ребра, выполненные на одной поверхности, устанавливаются в пазы между ребрами на другой поверхности так, что они располагаются в плоскости, перпендикулярной оси крышки. В случае попадания ребра одного корпуса на ребро другого корпуса, для достижения описанного положения требуется незначительный доворот внешнего корпуса относительно внутреннего. Далее, приложение усилия на поворот к внешнему корпусу 2 относительно оси крышки в этом положении приведет к передаче усилия через ребра 17, 18 на внутренний корпус 1 и к его свинчиванию с заливной горловины топливного бака.

Навинчивание крышки на заливную горловину и перевод ее в состояние предотвращения свинчивания осуществляется в обратном порядке.

Таким образом, описанное техническое решение крышки позволяет передавать усилие с внешнего корпуса на внутренний по кратчайшему пути без применения дополнительных соединительных элементов, что упрощает конструкцию и повышает надежность крышки заливной горловины топливного бака. 2

Формула изобретения

Крышка заливной горловины топливного бака, содержащая внутренний корпус с резьбой, выполненный в виде стакана, открытый торец которого снабжен Г-образным наружным фланцем, обращенным к закрытому торцу, внешний поворотный корпус, установленный во внутреннем корпусе и выполненный в виде цилиндра, снабженного фланцем, охватывающим наружный фланец внутреннего корпуса, цилиндрический замковый элемент, установленный с возможностью поворота в отверстии цилиндра внешнего поворотного корпуса и выходящий своим ключевым торцом на его поверхность, смежную с фланцем, и устройство фиксации внешнего корпуса относительно внутреннего, отличающаяся тем, что устройство фиксации выполнено в виде ребер, образованных на обращенных одна к другой поверхностях внешнего и внутреннего корпусов и расположенных в плоскостях, в которых лежит ось крышки, причем паз между ребрами на одной поверхности выполнен соответствующим ребру на противоположной поверхности, а размер ребра вдоль оси крышки по крайней мере на одной поверхности не более соответствующего размера выступа на периферии противоположного ключевому торца цилиндрического замкового элемента, ось вращения которого параллельна оси крышки, взаимодействующего посредством выступа с внутренней поверхностью торца стакана внутреннего корпуса, содержащий конус, ось которого совпадает с осью крышки.

2. Крышка по п. 1, отличающаяся тем, что ребра образованы на наружной поверхности цилиндра внешнего поворотного корпуса и на внутренней поверхности стакана внутреннего корпуса.

З. Крышка по п. 1, отличающаяся тем, что ребра образованы на внутренней поверхности фланца внешнего поворотного корпуса, расположенной в плоскости, перпендикулярной к оси крышки, и на противолежащей ей наружной поверхности фланца внутреннего корпуса.

4. Крышка по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса, содержащая конус, выполнена вогнутой в полость стакана.

5. Крышка по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность торца стакана внутреннего корпуса, содержащая конус, выполнена выпуклой из полости стакана.

6. Крышка по пп.1, 4 и 5, отличающаяся тем, что конус выполнен усеченным.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к затворам для емкостей и может быть использовано для запирания топливных баков транспортных средств

Изобретение относится к топливным крышкам заправочных горловин топливного бака

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается, в частности, пробки для топливного бака мотоцикла и подобных транспортных средств, предотвращающей утечку топлива при опрокидывании машины

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания и имеет прямое отношение к крышкам, герметизирующим заливную горловину топливного бака после заправки его топливом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателя внутреннего сгорания, и имеет прямое отношение к пробкам, герметизирующим заливную горловину топливного бака после заправки его топливом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к крышкам для заправочных горловин плоских топливных баков транспортных средств на колесном или гусеничном ходу, у которых предусмотрена возможность передвижения в условиях пересеченной местности и бездорожья

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к кузовному оборудованию автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а также - к крышкам, и может быть использовано во время заправки топливом транспортных средств и для герметизации заливной горловины топливного бака после заправки

Изобретение относится к заправочному участку топливного бака автомобиля

Изобретение относится к узлу откидной крышки резервуара для автомобиля
Наверх