Аэродромный гидроагрегат для обслуживания летательных аппаратов

 

Изобретение относится к авиационной технике, и в частности, к аэродромным гидроагрегатам для наземного обслуживания летательных аппаратов. Сущность изобретения заключается в следующем. Аэродромный гидроагрегат содержит регулируемые насосы 1, 2, на управляющих валиках 3 и 4 которых установлены редукторы 5 и 6, кинематически соединенные с исполнительными механизмами 7 и 8, связанными со стрелочными указателями 9 и 10, ручным насосом 11, баком 12. Новым является то, что он снабжен предохранительным клапаном 13, одним трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем 14 и, по крайней мере, двумя двухпозиционными двухлинейными гидрораспределителями 15 и 16. Новым является и выполнение исполнительных механизмов в виде двухштоковых цилиндров 18 или 19. Указанная совокупность признаков упрощает конструкцию гидроагрегата и расширяет его функциональные возможности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и в частности к аэродромным гидроагрегатам, типа УПГ-300, для наземного обслуживания летательных аппаратов.

Известен так же аэродромный гидроагрегат для обслуживания л.а. УПГ-300, содержащий основные регулируемые насосы, на управляющих валиках которых установлены редукторы, кинематически соединенные с исполнительными механизмами, связанными со стрелочными указателями, ручным насосом для опрессовки и баком (1).

Указанный гидроагрегат обеспечивает прокачку гидросистем л.а. основными насосами, их опрессовку ручным насосом, а так же регулирование при прокачке гидросистем л.а. производительности (подачи) и давления основных насосов под любые типы л.а.

Регулирование производительности (подачи) и давления насосов НП52М осуществляется исполнительными механизмами, каждый из которых состоит из электромеханизма (планетарного типа электродвигателя) МУФ-2 с мощностью около 2-х квт, кинематически соединенного с двухступенчатым редуктором, первая ступень которого прямозубая передача служит для вращения, например, вала регулятора подачи насоса НП52М, а вторая ступень двухступенчатый планетарный механизм, предназначена для поворота валика датчика, который электрически связан с указателем типа УПРТ, расположенным на приборной доске (панели управления). Вращение вала от электромеханизма МУФ-2 передается на прямозубую шестерню и далее через промежуточную шестерню на шестерню, соединенную одним концом с валиком регулирования подачи насоса НП52М, а другим с ведущим валом двухступенчатого планетарного редуктора, ведомый вал которого через шлицевую муфту рычаг соединен с валом датчика и далее электрически со стрелочным указателем.

Аналогичная конструкция выполнена и для вала регулятора давления того же насоса, только электрически связана с тем же стрелочным указателем (имеющим две стрелки и рядом переводные таблицы). Электромеханизм МУФ-2 обеспечивают управление валиками подачи и давления насоса НП52М, однако конструкция их сложна, является дорогостоящей и изготавливается Украиной, которая резко сократила их поставку. Для использования их в гидроагрегате дополнительно устанавливаются путевые выключатели, предохраняющие от поломки МУФ-2, а так же срезные шпильки. Неудобным для оператора является и то, что указатели являются спаренными (двухстрелочными) и для их расшифровки используют цифровые трафареты, что неоднократно приводило к ошибкам эксплуатации. Отсутствует так же оперативная информация по настройке насосов, для ее получения необходим запуск гидроагрегата.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции гидроагрегата и улучшения его эксплуатационных возможностей путем реального отражения положения управляющих валиков насосов в исходном положении гидроагрегата.

Техническая задача изобретения решается за счет того, что известный гидроагрегат для обслуживания л.а. содержащий основные регулируемые насосы, на управляющих валиках которых установлены редукторы, кинематически соединенные с исполнительными механизмами, связанными со стрелочными указателями, ручным насосом для опрессовки и баком, снабжен предохранительным клапаном, одним трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем и по крайней мере двумя двухпозиционными двухлинейными гидрораспределителями, а каждый исполнительный механизм выполнен в виде закрепленного в корпусе редуктора, за штоки симметричного двухштокового с силовым упором гидроцилиндра, на корпусе которого расположена рейка, кинематически соединенная с редуктором, при этом первые штоковые полости гидроцилиндров соединены между собой и через четырехлинейный гидрораспределитель с входом ручного насоса, вторые штоковые полости раздельно через двухлинейные гидрораспределители и совместно через четырехлинейный гидрораспределитель соединены с баком, предохранительный клапан установлен в линии нагнетания ручного насоса перед четырехлинейным гидрораспределителем и настроен на давление, равное соответственно максимально допустимому крутящему моменту на валиках основного насоса, а силовой упор закреплен в корпусе редуктора и контактирует с корпусом гидроцилиндра. Кроме этого, каждый стрелочный указатель выполнен в виде гибкой тяги, закрепленной на корпусе гидроцилиндра и на поворотном рычаге, шарнирно закрепленном на панели управления (приборной доске).

Заявленная совокупность существенных признаков технического решения не является тождественной совокупности существенных признаков прототипа, т.к. имеется иное выполнение исполнительного механизма двухштоковый гидроцилиндр, при этом крепление гидроцилиндра производится за штоки, что позволяет при наличии на цилиндре рейки и кинематически связанного с рейкой редуктора осуществить посредством штатного ручного насоса НР01 при малом ходе наружного цилиндра двенадцать оборотов валика (регулятора) насоса НП52М. Наличие двухпозиционных двухлинейных гидрораспределителей перед входом во вторые штоковые полости гидроцилиндров позволяет оперативно в любой момент настроить давление и производительность насосов любой из трех гидросистем. В то время, как в известном гидроагрегате можно осуществлять настройку только после запуска маршевого двигателя, включения раздаточной коробки с генератором и подачи электропитания на электромеханизм МУФ-2, датчики УПРТ-2 и на двухстрелочный указатель, размещенный на приборной доске (пульт управления) гидроагрегата. Наличие трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя позволяет осуществлять реверсивное перемещение корпуса гидроцилиндра и соответственно вал регулятора насосов, а совместно с двухлинейными гидрораспределителями одновременно несколько валов регулятора двух и более насосов. При такой совокупности существенных признаков заявленное техническое решение соответствует критерию изобретения "новизна".

Анализ признаков известного и заявленного устройств устанавливает, что выполнение исполнительных механизмов в виде двухштоковых гидроцилиндров, введение запорных элементов (кранов) перед каждой второй штоковой полостью гидроцилиндров и одного трехпозиционного гидрораспределителя, дополнительно установленных в линии нагнетания ручного насоса обуславливают получение при использовании заявленного решения положительного эффекта в виде упрощения конструкции гидроагрегата (заменен МУФ-2, имеющий несколько сотен деталей, на гидроцилиндр, включающий 12 деталей, энергоносителе для которого является сжатая штатным ручным насосом безрасходная жидкость основной гидросистемы) и улучшения его эксплуатационных возможностей за счет индивидуальной реальной фиксации каждого вала регулятора насосов, осуществляемой посредством гибкой тяги, соединенной с одной стороны с корпусом гидроцилиндра, а с другой с шарнирно закрепленной на панели подпружиненной стрелкой.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена гидравлическая схема аэродромного гидроагрегата, на фиг.2 общий вид исполнительного механизма, на фиг.3 он же в продольном разрезе.

Гидроагрегат содержит гидросистему с основными насосами 1 (фиг.1) и 2, на управляющих валиках 3 и 4 которых установлены редукторы 5 и 6, кинематически соединенные с исполнительными механизмами 7 и 8, связанными со стрелочными указателями 9 и 10, ручным насосом 11, баком 12, предохранительным клапаном 13, четырехлинейным гидрораспределителем 14 и двухлинейными гидрораспределителями 15 и 16.

Исполнительные механизмы 7 и 8 выполнены в виде корпуса 17 (фиг.2 и 3) в котором установлены двухштоковые гидроцилиндры 18 и 19 (фиг.1) с полостями 20, 21 и 22, 23 и шестерни 24 (фиг.3) 25 и 26 редукторов 5 (фиг.1) и 6. Штоки 27 и 28 (фиг.2) каждого гидроцилиндра закреплены посредством гаек 29 и 30 на корпусе 17 и имеют продольные, связанные с внутренними полостями, каналы 31 и 32 гидроцилиндра 18 и каналы 33 (фиг.1) и 34 гидроцилиндра 19. На корпусах 17 (фиг.2) исполнительных механизмов 7 и 8 (фиг.1) установлены силовые упоры 35 и 36 выполненные в виде винта 37 (фиг.2 и 3) с контргайкой 38 и свободно установленного в нем подпятка 39. На корпусах гидроцилиндров 18 и 19 выполнены зубчатые рейки 40, кинематически соединенные с шестерней 24. Штоковые полости 21 и 22 соответственно исполнительных механизмов 7 и 8 соединены между собой и через трубопровод 41 (фиг.1), гидрораспределитель 14, трубопровод 42, кран 43 с выходом ручного насоса 11, всасывающий трубопровод которого соединен с баком 12 гидросистемы аэродромного агрегата. Штоковая полость 20 исполнительного механизма 7 соединена через трубопровод 44 с выходом гидрораспределителя 15, штоковая полость 23 исполнительного механизма 8 соединена через трубопровод 45 с выходом гидрораспределителя 16, а входы гидрораспределителей 15 и 16 объединены между собой трубопроводами 46 и 47 и через гидрораспределитель 14 и трубопровод 48 с баком 12. Между трубопроводом 42 перед гидрораспределителем 14 и трубопроводом 48 установлен предохранительный клапан 13, настроенный на давление, равное соответственно максимально допустимому крутящему моменту на валиках основного насоса.

Каждый корпус 17 (фиг.3) исполнительных механизмов 7 и 8 (фиг.1) с помощью отверстия 49 установлены на посадочные диаметры 50 (фиг.3) насосов 1 и 2 (фиг.1), валики 3 (фиг.3) и 4 (фиг.1) которых взаимодействуют с шестернями 26 (фиг.3) и закрепленный на них стяжным болтом 51 (фиг.2).

Стрелочные указатели 9 и 10 выполнены в виде гибких тяг 52 и 53, закрепленных соответственно за корпуса гидроцилиндров 18 и 19 и за поворотные подпружиненные рычаги 54 и 55, шарнирно закрепленных на приборной доске (панели управления) 56 со шкалами 57 и 58.

Аэродромный гидроагрегат работает следующим образом. Перед запуском силовой установки с раздаточной коробкой и насосами НП52М оператор имеет полную информацию по стрелочным указателям 9 и 10 на какое давление и производительность (подачи) настроен в данный момент каждый из трех насосов (на фиг.1 показаны только два насоса 1 и 2 с валиками производительности (подачи).

Для достижения, например, максимальной производительности (подачи) насосом 1 (фиг. 1) 100 л/мин необходимо его управляющий валик 3 вращать по стрелке 59, для чего оператором переводятся вниз (по чертежу) на верхнюю позицию гидрораспределитель 14 и вверх на нижнюю позицию гидрораспределитель 15. Работая рукояткой насоса 11 (стендовые испытания показали, что перемещения корпуса гидроцилиндра из крайнего левого положения в крайнее правое 56,5 мм осуществляется при давлении 40 кг/см2 за 3-5 секунд и не более пяти поворотов рукоятки) последний всасывает жидкость из бака 12 и нагнетает через кран 43 (открывает только когда требуется регулировка насосов 1 и 2), трубопровод 42, гидрораспределитель 14, трубопровод 41, канал 31 в полость 21 и через канал 34 в полость 22. По мере нагнетания жидкости в полости 21 и 22 создается давление, под действием которого корпуса гидроцилиндров 18 и 19 стремятся сдвинуться соответственно вправо (по чертежу) и влево. Но двигаться вправо будет только корпус гидроцилиндра 18, т.к. для сжимающейся жидкости в полости 20 открыт гидрораспределитель 15, которая потечет через канал 32, трубопровод 44, гидрораспределитель 15, трубопровод 47, гидрораспределитель 14, трубопровод 48 в бак 12.

При перемещении корпуса гидроцилиндра 18 его рейка 40 (фиг.2 и 3) поворачивает шестерню 24 редуктора 5 (фиг.1), шестерни 25 и 26 (фиг.3) и валик 3 по стрелке 59. Корпус гидроцилиндра 19 перемещаться не будет, т.к. жидкость в полости 23 заперта гидрораспределителем 16. Одновременно с перемещением корпуса гидроцилиндра 18 перемещается тяга 52 поворачивая рычаг 54, стрелка которого движется вдоль циферблата.

При достижении корпусом гидроцилиндра 18 крайнего правого положения до соприкосновения с крышкой 30 (фиг.2) стрелка рычага 54 совместится с цифрой 100, но если этого по каким-либо причинам оператор не заметит и будет продолжать работать ручным насосом 11, который опрессовывает систему л.а. под давлением до 300 кг/см2, то сработает предохранительный клапан 13 и давление в этом случае не превысит 40 кг/см2, что соответствует исключению разрушения конструкции исполнительных механизмов 7 и 8, а также валиков 3 и 4 насосов 1 и 2. Плавность перемещения корпуса гидроцилиндра 18 (фиг.2) и разгруженность его штока осуществляется винтом 37 через подпятник 39, который воспринимает вертикальную силу, возникающую при движении в зацеплении рейка-шестерня, и не дает прогибаться штокам 27 и 28.

Для фиксации в необходимом (отрегулированном) положении валика 3 насоса 1 достаточно перевести гидрораспределитель 15 на верхнюю позицию (по чертежу), т. е. закрыть. Жидкость запрется в полости 20 и исключит перемещение корпуса гидроцилиндра 18.

Для получения минимальной производительности насосом 1 достаточно перевести на нижние позиции (по чертежу) гидрораспределители 15 и 14. Работая рукояткой насоса 11, последний всасывает жидкость из бака 12и нагнетает через кран 43, трубопровод 47, гидрораспределитель 15, трубопровод 44, канал 32 и далее в полость 20, одновременно жидкость из полости 21 через канал 31, трубопровод 41, гидрораспределитель 14 и трубопровод 48 сливается в бак 12. Фиксация положения валика 3 насоса 1 осуществляется закрытием гидрораспределителя 15.

При необходимости возможно одновременное перемещение корпусов гидроцилиндров 18 и 19, при этом открываются гидрораспределители 15 и 16.

Регулировка производительности (подачи) насоса 2 осуществляется аналогичным образом.

Использование для регулирования производительности (подачи) и давления насосов аэродромного гидроагрегата объединенных исполнительных механизмов с двухштоковыми гидроцилиндрами и штатных ручного насоса и бака, а так же двухлинейных двухпозиционных гидрораспределителей, равных по количеству числу валиков основных насосов и одного четырехлинейного гидрораспределителя позволяет упростить конструкцию гидроагрегата и улучшить его эксплуатационные возможности.

Формула изобретения

1. Аэродромный гидроагрегат для обслуживания летательных аппаратов, содержащий основные регулируемые насосы, на управляющих валиках которых установлены редукторы, кинематически соединенные с исполнительными механизмами, связанными со стрелочными указателями, ручным насосом для опрессовки и баком, отличающийся тем, что он снабжен предохранительным клапаном, одним трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем и по крайней мере двумя двухпозиционными двухлинейными гидрораспределителями, а каждый исполнительный механизм выполнен в виде закрепленного в корпусе редуктора за штоки симметричного двухштокового с силовым упором гидроцилиндра, на корпусе которого расположена рейка, кинематически соединенная с редуктором, при этом первые штоковые полости гидроцилиндров соединены между собой и через четырехлинейный гидрораспределитель с входом ручного насоса, вторые штоковые полости раздельно через двухлинейные гидрораспределители и совместно через четырехлинейный гидрораспределитель соединены с баком, предохранительный клапан установлен в линии нагнетания ручного насоса перед четырехлинейным гидрораспределителем и настроен на давление, равное соответственно максимально допустимому крутящему моменту на валиках основного насоса, а силовой упор закреплен в корпусе редуктора и контактирует с корпусом гидроцилиндра.

2. Гидроагрегат по п. 1, отличающийся тем, что каждый стрелочный указатель выполнен в виде гибкой тяги, закрепленной на корпусе гидроцилиндра и на поворотном рычаге, шарнирно закрепленном на панели управления (приборной доске).

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания самолетов и касается бокса для отработки реактивных двигателей

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания самолетов и касается бокса для отработки реактивных двигателей Цель изобретения - повышение эффективности отработки двигателей на режимах выше малого газа

Изобретение относится к области обату/киваиия пассажиров и самолетов в аэропорту и касается грузопассажирского , комплекса

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолета и касается бокса для отработки реактивных двигателей

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на топливозаправщике летательных аппаратов

Изобретение относится к системам обслуживания транспортных средств

Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено предпочтительно для создания аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые условия в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам

Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для использования при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые климатические условия в салонах самолета при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ

Изобретение относится к подъемным устройствам и может быть использовано для подъема летательных аппаратов при наземном обслуживании

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим посадку самолетов

Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для обеспечения требуемых параметров в салонах летательных аппаратов при их подготовке к полетам

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты лопастей несущего винта от природных воздействий. Устройство защиты лопастей винтов вертолета на стоянке состоит из одной или нескольких секций. Секции содержат повторяющие контур лопасти и установленные с одной или двух сторон лопасти накладки с эластичными лямками и хомутами крепления, оснащенными быстрозахватными петлями или кейсовыми замками. Накладки на лопасти винтов изготавливаются из композиционного материала. Верхняя поверхность накладок покрывается светоотражающей краской или пленкой. Накладки на лопасти несущего винта по длинным сторонам секций оборудуются желобами, обеспечивающими установку секций на лопасть, их надежное фиксирование на лопасти, а также телескопическую сборку секций в единую конструкцию для хранения. Исключается возможность обледенения и примерзания защитного устройства к лопастям винтов. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх