Способ буксировки летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации, может быть использовано при аварийной ситуации, в частности, при отказе одного из двигателей. Сущность способа буксировки летательного аппарата заключается в следующем. В воздухе осуществляют соединение ведущего и буксируемого летательного аппарата. Для этого из камер перестежки, в качестве которых могут быть использованы грузовые отсеки, обоих летательных аппаратов выводят отрезки троса с расположенными на их концах захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым тросом и выводят их из камеры перестежки. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к транспортировке с помощью буксира летательного аппарата ведущим летательным аппаратом.

Техническое решение может иметь преимущественное использование для буксировки летательного аппарата при аварийной ситуации, в частности, при отказе одного из двигателей, а местность не позволяет совершить аварийную посадку из-за отсутствия в пределах технической досягаемости посадочной площадки. Такой местностью может быть горная или морская среда. Способ также может быть использован для повышения дальности полета при использовании буксировки на части пути, когда летательный аппарат находится в пассивном состоянии (движители выключены).

Известен способ буксировки летательного аппарата, заключающийся в соединении его, по крайней мере, с одним ведущим летательным аппаратом с помощью силового троса между хвостовой и носовой частями соответственно ведущего и буксируемого летательного аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос и производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки.

Недостатком описанного технического решения следует считать то, что соединение буксируемого и ведущего летательного аппаратов осуществляется на грунте, а это позволяет провести спасательные операции в воздухе при возникновении аварийной ситуации с нарастающим эффектом, что неминуемо приведет к гибели экипажа, летательного аппарата, груза и пассажиров, если аварийная ситуация возникла и развивается над местностью, которая непригодна для совершения посадки.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно: спасение пассажиров и экипажа при отсутствии индивидуальных спасательных средств, например, парашютов; спасение летательного аппарата и груза; возможность увеличения расстояния между пунктами назначения при использовании ведущего летательного аппарата на отдельных участках движения и при неработающем двигателе буксируемого летательного аппарата.

Техническая задача решается за счет того, что в способе буксировки летательного аппарата, заключающемся в том, что осуществляют соединение его, по крайней мере, с одним ведущим аппаратом с помощью силового троса, расположенного между хвостовой и носовой частями соответственно ведущего и буксируемого летательных аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос и производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки, соединение летательных аппаратов осуществляют в воздухе, для чего выводят из камер перестежки обоих аппаратов отрезки тросов с расположенными на их концах соответственно захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым и выводят их из камеры перестежки.

Кроме того, в качестве захвата и ловителя используют якорный крюк и сеть.

При этом в качестве камеры перестежки используют расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой отсек.

Сущность заявленного способа буксировки летательного аппарат поясняется на примере.

1. При появлении признаков нарастающей аварийной ситуации (рассматривается наиболее сложный случай, увеличение протяженности полета производится аналогично) передают сообщение на ближайший аэродром, в воздух поднимаются спасательные аппараты (ведущие), число которых должно соответствовать возможности транспортировки буксируемого аппарата при его полной пассивности.

2. Ведущий аппарат располагается впереди буксируемого и они одновременно выводят тросы с ловителем и захватом в виде якорного крюка и сети. Сводят до сцепления ловитель и захват путем маневра или выдачи-уборки тросов, после чего затягивают образовавшееся соединение в любую из камер перестежки. Соединение ловителя и захвата известно из практики заправки в полете горючим, где сопряжения, чем для крюка и сети. Тросы используются малого диаметра, т. к. они не несут никакой нагрузки, кроме динамической от ветровой нагрузки. Сеть должна иметь утяжелитель нецентрального крепления, чтобы обеспечить вплоть до дополнительных вытяжных парашютов.

3. Ведущие летательные аппараты, если их требуется более одного, могут быть соединены силовыми тросами между собой до взлета или перед соединением с буксируемым летательным аппаратом.

4. После образования соединения один из тросов выбирается в камеру перестежки. Далее соединяют концы тросов силовым тросом с расчетным диаметром и выводят их в воздушное пространство.

В этом положении буксируемый летательный аппарат может вообще быть пассивным, т.е. с отключенными двигателями, а энергопитание он может получать от ведущего летательного аппарата.

Ведущие летательные аппараты могут быть соединены между собой как последовательно, так и параллельно.

5. При приближении к посадочной площадке скорость и высота снижаются до значений, обеспечивающих посадку буксируемого летательного аппарата путем планирования, после чего тросы соединяются. Если буксируемый летательный аппарат совсем неуправляемый, то возможно сопровождение и при посадке до полной остановки при протравливании троса силового до его отсоединения.

Таким образом, достигаются все поставленные цели: сохранение экипажа и пассажиров; сохранение летательного аппарата и груза; повышение дальности полета при использовании ведущего летательного аппарата на части пути и пассивном состоянии летательного аппарата, который буксируется.

Формула изобретения

1. Способ буксировки летательного аппарата, заключающийся в том, что осуществляют соединение его по крайней мере с одним ведущим летательным аппаратом с помощью силового троса, расположенного между хвостовой и носовой частями, соответственно ведущего и буксируемого летательных аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос, производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки, отличающийся тем, что соединение летательных аппаратов осуществляют в воздухе, для чего выводят из камер перестежки обоих аппаратов отрезки тросов с расположенными на их концах соответственно захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым тросом и выводят их из камеры перестежки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве захвата и ловителя используют якорный крюк и сеть.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве камеры перестежки используют расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой отсек.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к разворачиваемому в воздухе летательному аппарату с ракетной силовой установкой

Изобретение относится к авиации, а именно к средствам управления полетом ДПЛА

Изобретение относится к космической и авиационной технике, в частности к конструкциям космических взлетных систем и кораблей, и может быть использовано для доставки на орбиту и с орбиты на Землю грузов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для различного рода летательных аппаратов и грузов на внешней подвеске, когда необходимо обеспечить безопасность полета в экстремальных условиях - пожар, взрыв груза и т.п

Изобретение относится к авиационной технике и решает задачу упрощения конструкции главного редуктора вертолета, повышения надежности и увеличения ресурса его работы

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам автоматического управления заправкой топливом летательных аппаратов, и может быть использовано на всех типах самолетов, имеющих высокий центроплан и оборудованных централизованной магистралью вертикальной подачи топлива

Изобретение относится к электродистанционным автоматическим системам запуска двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к конструкциям топливоподающей системы самолета и может быть использовано при обработке топлива в процессе резкого снижения давления во время набора высоты для удаления десорбируемого топливом воздуха

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления силовыми установками летательных аппаратов, где требуется автоматизированное коммутирование блокировочных электроцепей при ручном управлении двигателями

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации, а именно к конструкциям самолетов-заправщиков, обеспечивающих дозаправку летательных аппаратов топливом в полете

Самолет // 2102279
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в самолетостроении на самолетах, применяющих криогенное топливо, а также в самолетах, несущих полезную нагрузку в гондолах, например, сельскохозяйственных или пожарных

Изобретение относится к области авиации и предназначено для автоматической стыковки электрических магистралей частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы или отделяемых в полете блоков с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов
Наверх