Волновой движитель транспортного средства

 

Использование: изобретение предназначено для вездеходных транспортных средств большой грузоподъемности, передвигающихся по песку, болоту, снежной целине и другим слабонесущим грунтам. Сущность изобретения: движитель содержит корпус 1, прикрепленную к нему оболочку 2 и гибкий тяговый орган, который выполнен в виде цепи 6, которая своими концами жестко прикреплена к кронштейнам 9 и 10, установленным в передней и задней частях корпуса, а с оболочкой 2 цепь 6 соединена шарнирными подвесками 11 одинаковой длины. Движитель снабжен также приводными зубчатыми колесами 16, установленными соосно и жестко связанными с парными звездочками 17 и зацепленными с зубчатыми рейками 18, размещенными на продольных направляющих 20, а на наружном торце каждого зубчатого колеса 16 жестко закреплена плоская планка 19, скользящая при движении кареток 14 с верхней ветвью бесконечной цепи 13 по дополнительным продольным направляющим 21, установленным на корпусе под верхней ветвью бесконечной ленты. 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходных транспортных средствах большой грузоподъемностью, передвигающихся по песку, болоту, снежной целине и другим слабонесущим грунтам.

Известен волновой движитель транспортного средства, содержащий корпус, заполненную сжатым газом эластичную оболочку, соединенную подвесками, с прикрепленным своими концами к корпусу гибким тяговым органом, подвешенным на парных роликах кареток, установленных своими катками на закрепленных на корпусе продольных направляющих и связанных между собой бесконечной цепью, соединенной с приводом ее перемещения.

Недостатком известного движителя является низкая надежность: при выходе из зацепления кареток на верхнем участке движения за счет инерционных нагрузок может происходить сбивка по шагу зацепления шестерни с цевочным зацеплением.

Целью изобретения является повышение надежности волнового движителя и технологичности его изготовления за счет фиксации положения парных звездочек при входе и выходе из зацепления с тяговой цепью.

Поставленная цель достигается тем, что в волновом движителе, содержащем корпус с прикрепленной к нему заполненной сжатым газом гибкой оболочкой, соединенной через равные промежутки шарнирными подвесками равной длины с прикрепленным своими концами к корпусу гибким тяговым органом, подвешенным на парных роликах кареток, установленных своими катками на закрепленных на корпусе продольных направляющих и связанных между собой бесконечной цепью, соединенной с приводом ее перемещения, гибкий орган выполнен в виде цепи, ролики выполнены в виде звездочек, установленных на оси катков, при этом движитель снабжен приводными зубчатыми колесами, установленными соосно и жестко связанными с парными звездочками и зацепленными с зубчатыми рейками, размещенными на продольных направляющих, а на наружном торце каждого зубчатого колеса жестко закреплена плоская планка, скользящая при движении кареток с верхней ветвью бесконечной цепи по дополнительным продольным направляющим, установленным на корпусе под верхней ветвью бесконечной ленты.

На фиг.1 схематически показан общий вид движителя в разрезе, на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.

Волновой движитель состоит из корпуса 1, к нижней части которого герметично прикреплена эластичная оболочка 2, образующая герметичную полость 3, заполненную сжатым воздухом или иным газом под таким давлением, которое достаточно для удержания массы корпуса с полезным грузом. В передней и задней частях оболочки имеются складки 4, которые также есть на вертикальных боковых частях оболочки. Складки 4 удерживаются тросовыми растяжками (на чертеже не показаны). Опорная часть 5 эластичной оболочки 2 по всей своей длине снабжена гибким органом, который выполнен в виде сдвоенной тяговой цепи 6, которая своими концами 7 и 8 жестко прикреплена к кронштейнам 9 и 10, установленным в передней и задней частях корпуса 1, а с опорной частью 5 эластичной оболочки 2 эта цепь 6 соединена шарнирными подвесками 11 равной длины. Механизм волнового движения опорной части оболочки 2 выполнен в виде цепной передачи, состоящей из ведущих парных звездочек 12, установленных на валу и соединенных с приводом (на чертеже не показан), а также двух бесконечных тяговых цепей 13, в которые с заданным шагом встроены каретки 14.

Каретки 14 состоят из ходовых колес 15 и зубчатых колес 16, жестко связанных с роликами, выполненными в виде парных звездочек 17. Зубчатые колеса 16 входят в зацепление с зубчатой рейкой 18, установленной в нижней части корпуса 1. На наружной боковой поверхности зубчатых колес 16 жестко установлены выступающие плоские планки 19, а звездочки 17 находятся в зацеплении со сдвоенной тяговой цепью 6. В верхней и нижней части корпуса 1 установлены продольные направляющие 20 для ходовых колес 15 каретки 14. В верхней части корпуса 1 установлены также дополнительные направляющие 21 для планок 19 кареток 14. Характеристики цепи 6, зубчатой рейки 18 и каретки 14 подобраны таким образом, что планка 19 при выходе каретки 14 из зацепления с цепью 6 имеет горизонтальное положение.

Волновой движитель работает следующим образом.

Приводом приводятся во вращение парные звездочки 12, которые перематывают тяговые цепи 13 со встроенными в них каретками 14.

Каретка 14 при переходе из верхнего положения в нижнее звездочкой 17 входит в зацепление с цепью 6, далее ходовые колеса 15 каретки 14 входят в направляющие 20, а зубчатые колеса 16 входят в зацепление с рейкой 18. Звездочки 17, вращаясь вместе с зубчатыми колесами 16, перематывают цепь 6, причем цепь 6 перематывается быстрее, чем движется каретка 14 за счет разности диаметров звездочки 17 и зубчатого колеса 16. К концу хода каретки 14 по нижней ветви цепи 13 тяговая цепь 6 перематывается полностью, поднимая поочередно участки опорной части 5 оболочки. Каретка 14 выходит из зацепления с рейкой 18, но продолжает оставаться в зацеплении с участком цепи 6, закрепленным на кронштейне 10. К моменту перехода каретки 14 на верхнюю ветвь цепи 13, звездочка 17 каретки 14 выходит из зацепления с указанным участком цепи 6. При этом планка 19 оказывается в горизонтальном положении и надвигается на дополнительную направляющую 21. В результате этого звездочки 17 остаются в неподвижном ориентировочном положении относительно кареток 14 на всем пути их движения по верхней ветви цепи 13. Какие-либо случайные повороты звездочки 17, способные привести к заклиниванию или другому нарушению работы при зацеплении звездочки 17 и цепи 6, при этом исключены. Исключены также и большие динамические нагрузки, т.к. в момент зацепления звездочек 17 с цепью 6, звездочка находится в ненагруженном состоянии и легко воспринимает вращение, а при зацеплении зубчатых колес 16 с рейкой 18, зубчатые колеса уже имеют угловую скорость и происходит лишь ее увеличение.

Наличие плоских планок в совокупности с направляющими позволяет ориентировать и фиксировать положение парных звездочек кареток при входе и выходе из зацепления с тяговой цепью таким образом, чтобы зацепление осуществлялось гарантированно, без проскальзывания и без больших динамических нагрузок. Этим достигается повышение надежности в работе. Это же позволяет сделать рейку конической длины только вдоль нижней ветви бесконечной цепи, что упрощает расчеты и улучшает технологичность изготовления.

Формула изобретения

Волновой движитель транспортного средства, содержащий корпус с прикрепленной к нему заполненной сжатым газом гибкой оболочкой, соединенной через равные промежутки шарнирными подвесками равной длины с прикрепленным своими концами к корпусу гибким тяговым органом, подвешенным на парных роликах кареток, установленных своими катками на закрепленных на корпусе продольных направляющих и связанных между собой бесконечной цепью, соединенной с приводом ее перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, гибкий орган выполнен в виде цепи, ролики выполнены в виде звездочек, установленных на оси катков, при этом движитель снабжен приводными зубчатыми колесами, установленными соосно и жестко связанными с парными звездочками и зацепленными с зубчатыми рейками, размещенными на продольных направляющих, а на наружном торе каждого зубчатого колеса жестко закреплена плоская планка, скользящая при движении кареток с верхней ветвью бесконечной цепи по дополнительным продольным направляющим, установленным на корпусе под верхней ветвью бесконечной ленты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при строительстве и ремонте лесовозных дорог

Изобретение относится к транспортным средствам с движителями, отличными от колесных, например, с шагающими движителями, и может быть использовано для многоопорных поливных машин и транспортных средств повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортным средствам с шагающим движителем

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливных машинах, работающих как позиционно, так и в непрерывном движении

Изобретение относится к движительным установкам, предназначенным для движения автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта

Изобретение относится к промышленным транспортным средствам, в частности к самоходным устройствам для перемещения различного технологического оборудования по наружной поверхности трубопроводов

Изобретение относится к созданию шагающих механизмов и может быть использовано для переноса технологического оборудования вдоль вертикальных поверхностей

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливных машинах, работающих как позиционно так и в непрерывном движении

Изобретение относится к движителям транспортных средств, не взаимодействующим с опорной поверхностью, использующим аэродинамические свойства вращающегося воздушного винта несущего крыла самолета, центробежные силы вращающегося воздушного потока, а также перепад атмосферного давления спереди и сзади у средства, имеющего воздушный винт

Изобретение относится к инерционным движителям транспортных средств и направлено на повышение КПД, надежности, увеличение регулировочных свойств в широком диапазоне скоростей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается шагающих транспортных средств и созданных на этой базе автомобилей

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным двигателем

Изобретение относится к области различного рода движительных и тяговых устройств

Изобретение относится к скоростным средствам передвижения по снегу, чистому льду и может быть использовано в качестве пневматической объемной противоударной рессоры на скоростных снегоходах для доставки грузов, почты, медперсонала в труднодоступные районы без создания ровных снежных трасс - "зимников"

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к области транспорта, преимущественно к движителям транспортного средства, и может быть использовано в транспортных средствах высокой проходимости: вездеходах, снегоходах и болотоходах, сельскохозяйственных машинах, строительно-дорожных машинах и т.д., а также в амфибиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам повышенной проходимости
Наверх