Способ получения реактивного топлива

 

Использование: нефтехимия. Сущность: раздельной гидроочистке подвергают керосиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 120(140)-225(245)oC, и дизельную фракцию, выкипающую в интервале температур 150(220)-340(370)oC. Гидроочищенную дизельную фракцию подвергают ректификации с выделением из нее фр. 50(100)-150(280)oC, которую смешивают с сырьем гидроочистки керосиновой фракции в массовом соотношении от 1:99 до 30:70. Процесс гидроочистки керосиновой фракции проводят при температуре 240-330oC, давлении 2,5-3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5-15 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 150-400 нм33. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к способам получения реактивного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения термостабильного реактивного топлива путем гидроочистки керосиновых фракций на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторах. Процесс проводят при температуре 350oC, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 4,5 час-1 и соотношении водород/сырье 300 нм33. В качестве сырья используют прямогонный дистиллят, выкипающий в пределах 144-240oC, содержащий 0,23 мас. серы.

В результате получают продукт, содержащий 0,002 мас. общей серы и 0,00063 мас. меркаптановой серы. Указанное топливо может использоваться непосредственно как горючее для авиадвигателей (топливо РТ) или как компонент смешения для получения топлив ТС-1 [1] Недостатком способа является его применимость лишь для облагораживания прямогонных дистиллятов, не позволяющая вовлекать в сырье вторичные продукты: дистилляты термических процессов, отгоны установок гидроочистки, дизельного топлива, "ловушечные" продукты.

Также известен способ получения реактивного топлива путем гидрокрекинга вакуумного дистиллята. Процесс гидрокрекинга позволяет получать до 65-70% высококачественного реактивного топлива [2] Однако для обеспечения заданных выходов и качества продуктов требуется применения высокого давления (15-20 МПа). К тому же достигнутый выход топлива (68%) существенно ниже, чем в процессах недеструктивного облагораживания керосиновых дистиллятов.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения реактивного топлива, заключающийся в гидроочистке смеси прямогонного керосинового дистиллята с дистиллятами вторичных процессов, например, дистиллятом коксования (содержание последнего в смеси до 20 мас.). Гидроочистку проводят при давлении 4 МПа, температуре 340-360oC, объемной скорости 3-5 ч-1. Указанный способ позволяет получать реактивное топливо типа РТ, характеризующееся хорошей термической стабильностью, низким является относительно невысокий выход целевого продукта порядка 96 мас. а также повышенный расход водорода около 0,4 мас. на сырье [3] Другим недостатком способа является невозможность вовлечения вторичного компонента в смесь более 20 мас. так как в этом случае в очищенном продукте заметно ухудшается термическая стабильность и возрастает содержание меркаптанов (вследствие их рекомбинации, т.е. образования меркаптанов за счет реакции сероводорода и непредельных углеводородов). В качестве недостатка следует отметить и повышенные энергозатраты, что связано с относительно высокими температурами процесса (340-360oC).

Технической задачей данного изобретения является повышение выхода реактивного топлива и снижение энергозатрат на его производстве.

Эта задача решается тем, что в предлагаемом способе получения реактивного топлива гидроочистке подвергают раздельно керосиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 120(140oC)-225(245oC), и дизельную фракцию, выкипающую в интервале температур 150(220)-340(370oC), с последующей ректификацией гидроочищенной дизельной фракции и выделением из нее фр. 50(100)-150(280)oC, которую смешивали с сырьем гидроочистки керосиновой фракции в соотношении от 1:99 до 30:70.

Процесс гидроочистки керосиновой фракции проводят при температуре 240-330oC, давлении 2,5-3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5-15 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 150-400 нм33.

Гидроочистку дизельной фракции проводят при температуре 350-380oC, давлении 3-5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3-6 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 300-500 нм33.

Отличительной особенностью способа является осуществление процесса гидроочистки при относительно низких температурах 240-330oC, что способствует полному превращению меркаптанов, являющихся наиболее агрессивными компонентами сырья, при умеренном превращении других сернистых соединений. Использование низких температур гидроочистки способствует существенному уменьшению энергозатрат процесса.

Вовлечение в сырье отгона гидроочистки позволяет повысить выход реактивного топлива.

П р и м е р 1. Гидроочистке подвергают керосиновый дистиллят западно-сибирской нефти, выкипающий при температуре 120-245oC (содержание серы 0,05% в т. ч. меркаптановый 0,0005 мас.), а также дистиллят дизельного топлива, выкипающий при температуре 220-370oC.

Процесс гидроочистки керосина осуществляют при температуре 240oC, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 250 нм33.

В результате получают продукт, отличающийся хорошей термической стабильностью по ТСРТ (осадок менее 2 мг/100 мл, содержание серы менее 0,01% в т.ч. меркаптановой отсутствие) и отвечающий всем требованиям ГОСТ на топливо РТ (после введения присадок).

Процесс гидроочистки дистиллята дизельного топлива проводят при температуре 350oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1. Полученный гидрогенизат разгоняют на две фракции: 50-150oC и 150-К.К. из которых фр. 50-150oC направляют на смешение с исходной керосиновой фракцией в массовом соотношении 1: 99. В результате выход реактивного топлива при гидроочистке составляет 98,5 мас. расход водорода не превышает 0,15 мас. на сырье.

Общий выход реактивного топлива достигает 99,5% от потенциала. Энергозатраты уменьшаются на 30% П р и м е р 2. Гидроочистке подвергают керосиновый дистиллят западно-сибирской нефти, выкипающий при температуре 140-225oC (содержание серы 0,4% в т. ч. меркаптановой 0,0004 мас.), а также дистиллят дизельного топлива, выкипающий при температуре 150-340oC.

Процесс гидроочистки керосина осуществляют при температуре 330oC, давлении 2,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 15 ч-1.

В результате получают продукт, отличающийся хорошей термической стабильностью по ТСРТ (осадок 1,5 мг/100 мл, содержание серы менее 0,01% в т.ч. меркаптановой отсутствие) и отвечающий всем требованиям ГОСТ на топливо РТ (после введения присадок).

Процесс гидроочистки дистиллята дизельного топлива проводят при температуре 360oC, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1. Полученный гидрогенизат разгоняют на две фракции: 100-280oC и 280oC-К.К. из которых фр. 100-280oC направляют на смешение с исходной керосиновой фракцией в массовом соотношении 30:70. В результате выход реактивного топлива при гидроочистке составляет 99,0 мас. расход водорода не превышает 0,20 мас. на сырье.

Общий выход реактивного топлива за счет вовлечения отгона на 10% превышает его потенциал в нефти. Энергозатраты уменьшаются на 18% П р и м е р 3. Гидроочистке подвергают керосиновый дистиллят западно-сибирской нефти, выкипающий при температуре 130-235oC (содержание серы 0,45% в т. ч. меркаптановой 0,00045 мас.), а также дистиллят дизельного топлива, выкипающий при температуре 175-360oC.

процесс гидроочистки керосина осуществляют при температуре 290oC, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 10 ч-1.

В результате получают продукт, отличающийся хорошей термической стабильностью по ТСРТ (осадок менее 2 мг/100 мл, содержание серы менее 0,01% в т.ч. меркаптановой отсутствие) и отвечающий всем требованиям ГОСТ на топливо РТ (после введения присадок).

Процесс гидроочистки дистиллята дизельного топлива проводят при температуре 380oC, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 6 ч-1. Полученный гидрогенизат разгоняют на две фракции: 80-200oC и 200oC-К.К. из которых фр. 80-200oC направляют на смешение с исходной керосиновой фракцией (соотношение отгон: керосин 15%-85%). В результате выход реактивного топлива при гидроочистке составляет 99,5% расход водорода не превышает 0,17 мас. на сырье.

Как следует из приведенных примеров, осуществление способа получения реактивного топлива в соответствии с настоящим изобретением позволяет повысить выход целевого топлива до 98,5-99,5% мас. на сырье и сократить расход водорода до 0,15-0,20% мас.

Использование низких температур гидроочистки керосина способствует уменьшению энергозатрат на 10-30%

Формула изобретения

1. Способ получения реактивного топлива путем каталитической гидроочистки нефтяных дистиллятов при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что гидроочистке подвергают раздельно керосиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 120(140) 225(245)oС, и дизельную фракцию, выкипающую в интервале температур 150(220) 340(370)oС, с последующей реактификацией гидроочищенной дизельной фракции и выделением из нее фр. 50(100) 150(280)oС, которую смешивают с сырьем гидроочистки керосиновой фракции в массовом соотношении от 1:99 до 30:70, и процесс гидроочистки керосиновой фракции проводят при температуре 240 330oС.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что гидроочистку керосиновой фракции проводят при давлении 2,5 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 15 ч-1, отношении водородсодержащего газа к сырью 150 400 нм33.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что гидроочистку дизельной фракции проводят при температуре 350 380oС, давлении 3 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 6 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 300 500 нм33.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к утилизации жидких продуктов термического разложения резиносодержащих отходов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению гидроочищенного дизельного топлива широкого фракционного состава

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к стабилизации гидрогенизата тяжелого нефтяного сырья

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к установке гидроочистки нефтяного сырья, в частности, прямогонных нефтяных фракций и газойлей каталитического крекинга, используемых для получения экологически чистых дизельных топлив

Изобретение относится к нефтяному топливу для газовой турбины и более конкретно - способу получения нефтяного топлива для газовой турбины, используемого для выработки электроэнергии газовой турбиной, способу выработки электроэнергии с использованием нефтяного топлива для газовой турбины и нефтяному топливу для газовой турбины

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к способу получения дизельного топлива
Изобретение относится к способу производства базовых компонентов топлива
Наверх