Многоцелевой самолет

 

Использование: авиация, летательные аппараты. Сущность изобретения: самолет содержит два базовых фюзеляжа, каждый из которых выполнен в виде верхней 1, 2 силовой конструкции с плоской нижней поверхностью и пристыкованным к верхней конструкции съемным отсеком 3, 4. Шасси снабжено опорами 1, закрепленными в нишах на двигателе, размещенном на центроплане (6) и в носовой части каждого съемного отсека с возможностью уборки и выпуска опор. 7 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности, к летательным аппаратам.

Известен самолет, содержащий два базовых фюзеляжа, установленные параллельно друг другу, стреловидное крыло, двигатели, установленные на горизонтальном оперении, горизонтальное оперение, вертикальное оперение и шасси /1/. Конструктивное выполнение самолета повышает его эксплуатационные характеристики, а именно, транспортную эффективность, расширяет область использования за счет перевозки платной нагрузки больших габаритов и веса. При этом перевозимая нагрузка размещается между фюзеляжами на внешней подвеске, что приводит к резкому увеличению лобового сопротивления самолета.

Недостатком известного самолета является возможность использования его только в одном целевом назначении, большие потребные затраты на переоборудование самолета для решения различных задач, невозможность использования в качестве многоцелевого самолета.

Известен самолет, содержащий два параллельных базовых фюзеляжа, скрепленных между собой носовой балансировочной поверхностью с центральным и общим хвостовым стабилизатором, причем двигатели установлены на крыле, а один из них на центроплане крыла /2/.

Недостатком известного самолета являются его ограниченные эксплуатационные возможности.

Задачей изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет переоборудования самолета под требуемый вариант использования.

Поставленная задача решается тем, что в многоцелевом самолета, содержащем два базовых фюзеляжа, установленных параллельно друг другу и скрепленных между собой носовой балансировочной поверхностью, центропланом крыла и общим хвостовым стабилизатором, горизонтальное и вертикальное оперение, шасси и двигатели, установленные на крыле, причем один из двигателей установлен на центроплане крыла, каждый базовый фюзеляж выполнен составным в виде верхней силовой конструкции с плоской нижней поверхностью и скрепленным с ней посредством стыковочных узлов съемным отсеком, верхняя поверхность которого выполнена ответной нижней поверхностью силовой конструкции фюзеляжа, при этом шасси снабжено дополнительными опорами, закрепленными в нишах на двигателе, размещенном на центроплане, и в носовой части каждого съемного отсека с возможностью уборки и выпуска опор.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид самолета спереди в варианте летающей лодки, на фиг.2 показан самолет в варианте летающей лодки на виде сбоку с выпущенными основными и дополнительными опорами шасси и показана схема размещения дополнительных опор в их убранном состоянии, на фиг.3 показан общий вид многоцелевого самолета в варианте летающей лодки, на фигуре 4 представлен общий вид базовой конструкции в стояночном положении без съемных отсеков, на фиг.5 схематически показана схема расположения на самолете основных и дополнительных опор шасси, на фиг.6 показан общий вид многоцелевого самолета в грузовом варианте с закрепленным правым съемным отсеком и подготовленным к установке на базовую конструкцию левым съемным отсеком, находящимся на транспортировочной тележке, на фиг.7 показан общий вид самолета в полете в варианте пассажирского самолета.

Многоцелевой самолет содержит левый 1 и правый 2 базовые фюзеляжи, левый 3 и правый 4 съемные отсеки. Базовые фюзеляжи 1 и 2 выполнены сегментообразной формы в поперечном сечении и соединены между собой по узлам крепления в носовой части балансировочной поверхности 5, в средней части объединенным центропланом 6, в хвостовой части объединенным стабилизатором 7. На объединенном центроплане 6 установлен двигатель 8, симметрично базовым фюзеляжем 1 и 2, на силовой конструкции моторами которого закреплены стойки дополнительных опор шасси 9. Базовые фюзеляжи 1 и 2 и съемные отсеки 3 и 4, имеющие плоские стыковочные поверхности, связаны между собой по упомянутым поверхностям стыковочными узлами 10, расположенными по контуру. В нишах силовых установок 11 размещены основные стойки шасси 12, а в нишах шасси съемных отсеков 3 и 4 размещены убираемые носовые опоры 13. Кабина экипажа 14 располагается в базовых фюзеляжах 10 /или в 1 и 2/, бортовая РЛС в носовой части фюзеляжа 2. Для входа и выхода экипажа и пассажиров предусмотрены двери 16 /или люки/. Транспортировку отсеков 3/4/ производят на тележках 17, оборудованных гидроподъемниками.

К полету самолет готовится следующим образом. Выбирается вариант модификации базового самолета, например, вариант грузового /транспортного/ самолета /см. фиг.6/. Для этого к базовой конструкции состоящей из базовых фюзеляжей 1 и 2, в стояночном положении поддерживаемой опорами основных стоек шасси 12 и дополнительными опорами 9, /см. фиг. 4/, подвозятся на транспортировочных тележках 17 съемные отсеки 3 и 4. В транспортировочном положении тележки 17 с размещенными на них съемными отсеками /3 или 4/ меньше внутренних габаритов базовой конструкции, определяемых расстоянием о поверхности земли до нижней плоскости фюзеляжей 1 и 2. Тележки 17 с отсеками 3 и 4 закатывают под базовые фюзеляжи 1 и 2 и с помощью гидроподъемников, установленных на тележках 17, поднимают отсеки 3 и 4 до контакта их с нижними поверхностями базовых фюзеляжей 1 и 2. После этого производят стыковку элементов конструкции 1 и 2 с отсеками 3 и 4 при помощи стыковочных узлов 10, расположенных по контуру. Системы энергопитания базовых фюзеляжей 1 и 2 с помощью разъемов /на чертежах не показаны/ соединяют с потребителями, расположенными в съемных отсеках 3 и 4, например, в гидросистему базового самолета включается носовая опора 13, расположенная в каждом из съемных фюзеляжей /отсеках/, и производится ее выпуск. Транспортировочные тележки 17 из-под присоединенных к базовой конструкции съемных отсеков 3 и 4 убираются, дополнительные опоры шасси 9 также убираются в ниши на мотогондолах среднего двигателя 8, установленного на объединенном центроплане 6 симметрично фюзеляжей 1 и 2, и закрываются створками. Производится загрузка съемных отсеков 3 и 4 целевой нагрузкой, экипаж занимает свои места в кабине 14 через двери 16. После этого самолет готов к вылету для выполнения конкретного задания. Передвижные по аэродрому производится на основных опорах шасси 12 и на носовых опорах шасси 13.

В случае необходимости использования самолета в качестве пассажирского /см. фиг.7/, к базовой конструкции пристыковываются пассажирские отсеки 3 и 4 /см. фиг.4 и фиг.7/. Для получения модификации в виде летающей лодки /см. фиг. 1, 2, 3/, к базовой конструкции /см. фиг.4/ пристыковываются отсеки в виде корпусов гидросамолета /фиг.3/.

Таким образом, применение различных съемных отсеков позволит на базе одного самолета получить высокоэффективный конвертируемый многоцелевой самолет. Модифицированный, таким образом, самолет может быть использован для грузовых, пассажирских перевозок, в качестве морского для работы над водным пространством, для перевозки специальных и негабаритных грузов, закрытых обтекателями, для транспортировки грузов на внешней подвеске. Эффективность использования многоцелевого самолета заключается в быстрой смене специальных отсеков под требуемый вариант использования при минимальных трудозатратах, возможность транспортировки /перевозки/ различных грузов. Переоборудование самолета из одного варианта в другой потребует минимум временных затрат, так как снаряжение съемного отсека требуемой целевой нагрузкой можно производить при его снятом положении и при размещении отсека на транспортировочной тележке, то есть даже вне стоянки самолета. Площадка для базирования такого многоцелевого самолета будет значительно меньше, чем для базирования самолетов аналогичных заявляемому по назначению и выполняемым задачам.

Формула изобретения

Многоцелевой самолет, содержащий два базовых фюзеляжа, установленных параллельно друг другу и скрепленных между собой носовой балансировочной поверхностью, центропланом крыла и общим хвостовым стабилизатором, горизонтальное и вертикальное оперение, шасси и двигатели, установленные на крыше, причем один из двигателей установлен на центроплане крыла, отличающийся тем, что каждый базовый фюзеляж выполнен составным в виде верхней силовой конструкции с плоской нижней поверхностью и скрепленным с ней посредством стыковочных узлов съемным отсеком, верхняя поверхность которого выполнена ответной нижней поверхности силовой конструкции фюзеляжа, при этом шасси снабжены дополнительными опорами, закрепленными в нишах на двигателе, размещенном на центроплане, и в носовой части каждого съемного отсека с возможностью уборки и выпуска опор.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к области самолетостроения, и предназначено улучшить характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета на больших углах атаки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к транспортным самолетам

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам

Изобретение относится к авиастроению, в частности к устройству для управления результирующей аэродинамической силой винта

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам крепления деревянных лопастей воздушных винтов, преимущественно аэросаней и мотодельтапланов

Изобретение относится к авиастроению, в частности к узлам и деталям несущих винтов летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано на летательных аппаратах, имеющих механизацию крыла

Изобретение относится к рулевым приводам управляемых аэродинамических поверхностей (аэродинамические рули, элероны, поворотное крыло и т.п.) летательного аппарата и может быть использовано при создании новых и модернизации существующих летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, к системам транспортной механизации крыла самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к компоновке аэродинамической схемы летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления соосными реверсивными закапотированными винтовентиляторами газотурбинных двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности
Наверх