Двусторонняя линейная опора качения

 

Использование: в машиностроении в качестве опоры направляющих качения металлорежущих станков, а также приборов. Сущность: несущий ролик двусторонней линейной опоры качения установлен в корпусе опоры на предварительно натянутом подшипнике качения. Он находится в контакте с базовой направляющей и замыкающим роликом. Последний установлен на подшипнике качения на оси, закрепленной в корпусе опоры и выполненной податливой только в направлении, перпендикулярном направляющим. При этом центр вращения замыкающего ролика расположен на линии, перпендикулярной к направляющим и проходящей через центр вращения несущего ролика. Замыкающий ролик выполнен податливым в виде тонкостенного кольца, армированного с внутренней стороны резиновыми кольцами. Он находится в контакте с замыкающей направляющей. Податливость конструкции замыкающего ролика позволяет установить данную опору между направляющими с предварительным натягом, величина которого должна быть большей, чем внешняя нагрузка, отрывающая несущий ролик от базовой направляющей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры направляющих качения металлорежущих станков и приборов.

Известны линейные опоры качения, применяемые в линейно перемещающихся узлах, представляющих собою тела качения шарики или ролики, расположенные между двумя перемещающимися относительно друг друга корпусными деталями. В случае использования их в качестве двусторонних опор применяют два ряда тел качения [1] Недостатком таких опор является то, что при перемещении подвижного узла тела качения перемещаются на расстояние в два раза меньше, чем узел. Следовательно, для узлов с большими перемещениями применение рассмотренных опор нецелесообразно.

Наиболее близким по технической сущности является двусторонняя линейная опора качения, установленная с предварительным натягом в двух противоположно расположенных плоских направляющих, одна из которых является базовой, а другая замыкающей, состоящая из корпуса и двух роликов, расположенных на осях, закрепленных в корпусе, один из которых несущий и установлен в контакте с базовой направляющей, а другой замыкающий в контакте с замыкающей направляющей, осевые линии обоих роликов, расположены в одной перпендикулярной к направляющим и к направлению движения плоскости, а ролики установлены на подшипниках качения [2] Недостатком этой опоры является то, что усилие предварительного натяга, с которым она устанавливается, полностью воспринимается подшипниками качения и суммируется с внешней нагрузкой, действующей на опору. Поэтому величина предварительного натяга уменьшает нагрузочную способность опоры на величину силы натяга.

Другими недостатками прототипа, также как и аналогов, является необходимость точного изготовления направляющих, которая во многих случаях должна быть выше, чем требуется для обеспечения необходимых точностных характеристик станка.

Технический результат настоящей направляющей состоит в повышении нагрузочной способности посредством устранения воздействия сил предварительного натяга на подшипники роликов, повышения жесткости и снижение требований к точности направляющих.

Этот результат достигается тем, что в двусторонней линейной опоре качения, установленной с предварительным натягом в двух противоположно расположенных плоских направляющих, одна из которых является базовой, а другая замыкающей, состоящая из корпуса и двух роликов, расположенных на осях, закрепленных в корпусе, один из которых несущий и установлен в контакте с базовой направляющей, а другой замыкающий в контакте с замыкающей направляющей, осевые линии обоих роликов расположены в одной перпендикулярной к направляющим и к направлению движения плоскости, а ролики установлены на подшипниках качения, замыкающий ролик состоит из двух отдельных концентрично расположенных колец, у которых внутренний диаметр наружного кольца выполнен большим, чем наружный диаметр внутреннего кольца, а между ними с натягом по внутренней поверхности наружного кольца и по наружной поверхности внутреннего кольца установлены промежуточные кольца, имеющие по сравнению с наружным и внутренним кольцами большую податливость, при этом расстояние между осевыми линиями осей выбрано меньшим, чем сумма радиусов роликов на величину деформации наружного кольца замыкающего ролика. Кроме того, подшипник качения несущего ролика может быть установлен с предварительным натягом.

На фиг. 1 показана в разрезе двусторонняя линейная опора качения; на фиг. 2 опора показана в разрезе по Б-Б на фиг. 1.

Двусторонняя линейная опора качения выполнена в виде отдельного узла, прикрепленного к корпусной детали 1 подвижного узла винтами 2 и 3. Она состоит из корпуса 4 несущего ролика 5, установленного с предварительным натягом в игольчатом подшипнике 6. Предварительный натяг подшипника обеспечивается тем, что внутреннее кольцо 7 данного подшипника насажано на коническую поверхность детали 8 и закреплено на ней при помощи гайки 9, винта 10 и компенсатора 11. Несущий ролик 5 находится в контакте с базовой направляющей 12. Между несущим роликом 5 и замыкающей направляющей 13 и в контакте с ними расположен замыкающий ролик 14. Центры вращения роликов 5 и 14 расположены на линии, перпендикулярной к направляющим 12 и 13. Замыкающий ролик 14 посажен на подшипник 15, который закреплен на левой части 16 оси. Первая ее часть 17 закреплена на корпусе 4, причем левая 16 и правая 17 части оси связаны перемычкой 18. Перемычка 18 выполнена таким образом, что ее сечение - вытянутый прямоугольник, причем его длинная сторона параллельна направляющим 12 и 13. Затем обеспечивается жесткое закрепление замыкающего ролика 14 относительно корпуса 4 в направлении движения корпусной детали 1 и податливое в перпендикулярном направлении. Замыкающий ролик 14 выполнен в виде тонкостенного кольца, армированного с внутренней стороны резиновыми кольцами 19. Тем самым обеспечивается радиальная податливость замыкающего ролика 14.

Работа рассматриваемой двусторонней линейной опоры качения происходит следующим образом.

При перемещении корпусной детали 1 несущий ролик 5 приходит во вращение и катится по базовой направляющей 12. Будучи в контакте с несущим роликом 5 и замыкающей направляющей 13 замыкающий ролик 14 вращается в противоположном направлении. Поскольку замыкающий ролик 14 выполнен податливым оба ролика 5 и 14 оказываются всегда прижатыми к направляющим. Перемычка 18 не мешает упругому сжатию ролика 14 так как ее момент инерции в данном направлении мал, и она, поэтому, податлива. Вместе с тем перемычка 18 ограничивает сдвиг ролика 14 с занимаемого им положения в направлении движения, так как в этом направлении она выполнена жесткой, а сдвигающие силы практически отсутствуют. Имеется также упругое противодействие резиновых колец сдвигу ролика в рассматриваемом направлении.

Поскольку замыкающий ролик 14 выполнен податливым расстояние между направляющими 12 и 13 может быть выбрано меньшим, чем сумма диаметра роликов 5 и 14. Таким образом обеспечивается натяг опоры в направляющих, который пропорционален радиальной деформации наружного кольца замыкающего ролика 14. Очевидно также, что поскольку усилие натяга опоры проходит через центры вращения обоих роликов, оно не воспринимается подшипниками этих роликов. Подшипник качения 6 несущего ролика 5 воспринимает только внешнюю нагрузку на опору от сил, действующих на подвижную корпусную деталь 1.

Усилие предварительного натяга опоры должно быть выбрано таким образом, чтобы оно было большим, чем максимальная отрывающая нагрузка, действующая на корпусную деталь 1 и отрывающая несущий ролик 5 от базовой направляющей 12. Тогда данная опора может воспринимать двусторонние нагрузки.

Формула изобретения

1. Двусторонняя линейная опора качения, установленная с предварительным натягом в двух противоположно расположенных плоских направляющих, одна из которых базовая, а другая замыкающая, состоящая из корпуса и двух роликов, расположенных на осях, закрепленных в корпусе, один из которых несущий находится в контакте с базовой направляющей, а другой замыкающий в контакте с замыкающей направляющей, причем осевые линии обоих роликов расположены в одной перпендикулярной к направляющим и к направлению движения плоскости, а ролики установлены на подшипниках качения, отличающаяся тем, что замыкающий ролик состоит из двух отдельных концентрично расположенных колец, у которых внутренний диаметр наружного кольца выполнен большим, чем наружный диаметр внутреннего кольца, а между ними с натягом по внутренней поверхности наружного кольца и по наружной поверхности внутреннего кольца установлены промежуточные кольца, имеющие по сравнению с наружным и внутренним кольцами большую податливость, при этом расстояние между осевыми линиями осей выбрано меньшим, чем сумма радиусов роликов на величину деформации наружного кольца замыкающего ролика.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что подшипник качения несущего ролика установлен с предварительным натягом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному машино- и приборостроению и может быть использовано в конструкциях устройств, управляющих точными перемещениями в плоскости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к направляющим шахтных подъемных сосудов-клетей и скипов

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлообрабатывающих станках с перемещающимся рабочим органом, а также в конструкциях приборов, оборудования и технологических машин

Изобретение относится к конструкции опор для шариков или роликов, которые могут быть использованы в машиностроении для прямолинейного перемещения подвижной части конструкции относительно неподвижной ее части, в частности при изготовлении дверных полотен, и могут быть размещены между подвижной и неподвижной частями дверного полотна

Опора // 2385423
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя

Изобретение может быть использовано в качестве опор тел вращения и опор возвратно поступательного перемещения без применения смазки преимущественно при критических условий эксплуатации, где традиционные подшипники выходят из строя. Предусмотрено два варианта конструкции подшипника. Подшипник качения с опорными поверхностями, телами качения и сепаратором содержит роликовую цепь, а роликовая цепь содержит внутренние и соединительные звенья с валиками и полыми роликами. Причем тела качения подшипника выполнены в виде валиков с цапфами роликовой цепи. Каждое внутреннее звено цепи состоит из двух параллельных валиков, расположенных своими цапфами по крайней мере в одном полом ролике на его диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней. А каждое связующее звено состоит в основном из двух параллельных полых роликов, расположенных с зазором относительно полых роликов двух смежных внутренних звеньев. И таким образом, что внутри полых роликов связующего звена на диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности, с возможностью взаимодействия с ней, размещены цапфы валиков внутренних звеньев. А сепаратор состоит из полых роликов внутренних и соединительных звеньев роликовой цепи, смонтированных, с зазором относительно опорных поверхностей, причем цепь выполнена замкнутой. Подшипник качения, содержащий поверхности качения, тела качения, сепаратор и роликовую цепь с внутренними и соединительными звеньями с валиками и полыми роликами. Тела качения выполнены как полые ролики внутренних и соединительных звеньев роликовой цепи, каждое внутреннее звено которой состоит из двух параллельных валиков, расположенных своими цапфами по крайней мере в одном полом ролике на его диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней. А каждое связующее звено состоит преимущественно из двух параллельных полых роликов, расположенных с зазором относительно полых роликов двух смежных внутренних звеньев так, что внутри полых роликов связующего звена на диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней размещены цапфы валиков внутренних звеньев. А сепаратор выполнен в виде валиков, например, внутренних звеньев этой цепи. Техническим результатом является исключение трения скольжения, что позволяет существенно расширить сферы использования и исключить применение смазки для опор тел вращения и для опор линейных перемещений. Позволяет применить устройство в критических условиях эксплуатации.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции шариковых втулок, направляющих качения. Шариковая втулка имеет жесткий корпус (1), на внутренней поверхности которого установлена промежуточная втулка (2), сепаратор (3), установленный в расточке промежуточной втулки (2) и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками (6). Промежуточная втулка (2) выполнена из упругого материала и образует в сопряжении с корпусом (1) кольцеобразную полость, заполненную гидропластмассой (4), заливаемой через горловину (8) с винтовой пробкой и находящейся под давлением путем затяжки регулировочного винта (5). Посредством воздействия гидропластмассы (4) внешняя нагрузка равномерно распределяется между шариками. Технический результат: повышение нагрузочной способности шариковых втулок, направляющих качения. 2 ил.

Изобретение относится к коллизионному подшипнику внутри канального средства, выражающему универсальный физический принцип столкновения. Нагружаемый подшипник содержит по меньшей мере два роликовых подшипника, установленных на корпусе основания подшипника для принятия веса, пластину скольжения, прикрепленную к корпусу основания подшипника так, чтобы она была, по существу, параллельна оси вращения по меньшей мере одного из роликовых подшипников и по меньшей мере одному удлиненному каналу для передачи веса другому телу. По меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения находятся внутри канала, так что подшипник передает вес стенке канала. Противоположные стороны пластины скольжения находятся в скользящем контакте со стенками канала так, чтобы поддерживать поперечное положение роликового подшипника в канале, и при этом указанный по меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения являются подвижными вдоль длины канала. Эти две функции одновременного вращения и скольжения демонстрируют заявленный универсальный физический принцип столкновения и помещают коллизионный подшипник в категорию основной машины в области механики, как, например, гайку и болт. Технический результат: обеспечение устойчивого, гладкого и легкого движения коллизионного подшипника вдоль канальных элементов как в горизонтальном, так и в вертикальном вариантах осуществления. 5 з.п. ф-лы, 22 ил.
Наверх