Способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя

 

Использование: авиационные газотурбинные, в частности турбовинтовые двигатели. Сущность изобретения: измеряют частоту вращения переднего и заднего винтов турбовинтового двигателя, сравнивают измеренные значения с заданными, формируют управляющий сигнал на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения среднего винта и управляющий сигнал на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта. Для повышения точности регулирования частоты вращения переднего и заднего винтов на установившихся режимах введена адаптивная связь между каналами регулирования частоты вращения винтов. 1 ил.

Изобретение относится к области автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к регулированию частоты вращения винтов турбовинтовых двигателей (ТВД).

Известен способ незамкнутого регулирования частоты вращения ротора ГТД и устройство для его реализации [1, с. 289] Недостатком указанных способа и устройства является недостаточная точность регулирования.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формированиями управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта вп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта вз [2, с. 169] Операции этого способа осуществляются устройством [2, с. 169] содержащим двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выхода которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl, выход которого соединен со входом регулятора винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления.

Недостатком указанного способа является то, что он не учитывает взаимного влияния (взаимосвязи) ошибок регулирования частот вращения переднего винта вп и заднего винта вз через дифференциальный редуктор, следовательно, не обеспечивает высокую точность регулирования.

Недостатком указанного устройства является то, что оно не позволяет получить высокую точность регулирования, так как не содержит адаптивных перекрестных связей между каналами регулирования частот вращения винтов переднего и заднего.

Цель изобретения повышение точности регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего ТВД на установившихся режимах за счет введения адаптивной перекрестной связи между каналами регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего.

Поставленная задача решается способом регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с задними, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта вп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта вз, в отличие от прототипа формируют одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины вп, одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины вз, одномерный массив значений поправок и трехмерный массив вероятности достижения цели управления P=Pjkr} размеренностью m x m x m так, что , затем на каждом последующем i-ом шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта вп(ti) выбирают значение j из условия по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта вз(ti) выбирают значение k из условия формируют сигнал, соответствующий величине по условию , и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i+1)-ом шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта вз(ti=1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта вп(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта вп (вп< |вп|max ), изменяют величину вероятности Pjkr по формуле Pjkr(ti+1) = Pjkr(ti)+(1-)A(ti+1) A(ti+1)= 1 при одновременном выполнении условий и , и A(ti+1)=0 во всех остальных случаях, а заранее заданная постоянная величина (0<<1), причем перечисленные операции повторяют на каждом шаге управления.

Поставленная задача решается также с помощью устройства, включающего двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением nзавпд, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выход которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl, и регулятор винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления, в отличие от прототипа выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп u соединен также с первым входом блока стабилизации, а выход блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl соединен также со вторым входом блока стабилизации и с первым входом сумматора, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации, а выход со входом регулятора винта заднего.

На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего заявляемый способ.

Устройство содержит двигатель 1, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего 3, выход которого соединен с первым входом двигателя 1, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl 4, выход которого соединен также со вторым входом блока стабилизации 5 и с первым входом сумматора 6, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации 5, а выход со входом регулятора винта заднего 7, выход которого соединен со вторым входом двигателя 1, выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2 соединен также с первым входом блока стабилизации 5.

Способ реализуют следующим образом.

Сигнал, соответствующий частоте вращения винта переднего ТВД, с двигателя 1 поступает на блок сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2, где формируется сигнал, соответствующий ошибке регулирования частоты вращения переднего винта вп, который поступает на регулятор винта переднего 3, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта переднего вп для двигателя 1. Аналогично реализуется канал управления частотой вращения винта заднего nвз. Сигналы, соответствующие ошибкам регулирования частот вращения переднего винта вп и заднего винта вз, поступают на блок стабилизации 5, в котором заранее формируют одномерный массив постоянных значений , разбивающий весь диапазон возможных изменений величины вп на m равных отрезков, одномерный массив постоянных значений , разбивающий весь диапазон возможных изменений величины вз на m равных отрезков, одномерный массив значений поправок = {r} (r= 1,m) и трехмерный массив вероятностей достижения цели управления PPjkr} размерностью m x m x m так, что . При этом все отрезки разбиения интервала возможных значений вп равны: Тогда текущее значение ошибки вп(ti) описывается значением , т. е. можно принять его равным с точностью до . Аналогично используется разбиение для вз. Значение Pjkr представляет собой вероятность перехода при условии добавления к величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта вз поправки r, из состояния с координатами на i-ом шаге регулирования (где k и j выбирают по условиям в такое состояние на i=1-ом шаге регулирования, в котором одновременно выполняют условия вз заданное значение точности регулирования частоты вращения заднего винта максимальное значение абсолютной величины ошибки регулирования частоты вращения заднего винта без введения перекрестной связи. По поступившим в блок стабилизации величинам на его выходе формируется сигнал, соответствующий величине поправки r, которая выбирается из массива поправок по условию при фиксированных значениях j и k. Сигнал с выхода блока стабилизации подается на первый вход сумматора 6, на другой вход которого подается сигнал, соответствующий величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта на текущем (i-ом) шаге управления вз(ti). На сумматоре 6 поступившие в него величины складываются и на выходе сумматора 6 формируется сигнал, соответствующий сумме величин вз(ti) и r, который подается на вход регулятора винта заднего, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта заднего вз. Регуляторы 3 и 7 работают по детерминированному алгоритму и формируют управляющие воздействия вп и вз в зависимости от значений на входе вп и вз+r соответственно. Так реализуется шаг управления. После этого на выходах блоков сравнения 2 и 4 формируются сигналы, соответствующие величинам ошибок регулирования частот вращения заднего и переднего винтов на следующем (i+1)-ом шаге управления вз(ti+1) и вп(ti+1), которые подаются в блок стабилизации 5, где сравниваются соответственно с величинами и вп максимальные значения величин вз и вз без введения перекрестной связи между каналами управления частотой вращения винта переднего и частотой вращения винта заднего в виде блока стабилизации. При одновременном выполнении условий и (то есть при достижении цели управления на (i+1)-ом шаге управления) величина A(ti+1) в формуле Pjkr(ti+1) =Pjkr(ti)+(1-)A(ti+1), характеризующей изменение величины вероятности Pjkr, соответствующей выбранной на i-ом шаге поправке r, принимается равной единице, а в противном случае нулю. Таким образом, в трехмерном массиве вероятностей P изменяется величина одного элемента в сторону увеличения при достижении цели управления на i-ом шаге или в сторону уменьшения при недостижении цели управления на i-ом шаге. Затем повторяют процесс управления, выполняя на каждом его шаге описанную последовательность действий.

Использование предлагаемого способа регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества:
а) обеспечивается более высокая точность регулирования частот вращения винтов ТВД на установившихся режимах:
б) режим работы двигателя приближается к оптимальному, вследствие чего увеличивается его долговечность.


Формула изобретения

Способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта в.п и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта в.з отличающийся тем, что формируют одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины в.п одномерный массив постоянных значений охватывающий весь диапазон возможных изменений величины в.з одномерный массив значений поправок и трехмерный массив вероятностей P Pjkr} перехода двигателя из состояний {в.пjв.зk} в состояние где в.з и в.п заданные значения точности регулирования частот вращения заднего и переднего винтов соответственно, i порядковый номер шага управления, размерностью m m m так, что затем на каждом последующем i-м шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта в.п(ti) выбирают значение j из условия по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта в.з(ti) выбирают значение k из условия формируют сигнал, соответствующий величине по условию r = argmraxPjkr, и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i + 1)-м шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта в.з(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта в.п(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта определяют уточненную величину вероятности Pjkr из соотношения Pjkr(ti+1) = Pjkr(ti)+(1-)A(ti+1), где A(ti+1) 1 при одновременном выполнении условий и и A(ti+1) 0 во всех остальных случаях, а - заранее заданная постоянная величина (0<<1).=

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в прецизионных системах стабилизации скорости вращения электродвигателей

Изобретение относится к автоматизации главных двигателей (ГД) крупнотоннажных судов и судов ледового класса с винтом регулируемого шага (ВРШ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в прироре транспортного средства

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано для регулирования моментных характеристик роторов ротативных машин

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в малогабаритных трубоприводах с фиксированным значением частоты вращения холостого хода

Изобретение относится к автоматическому управлению, в частности к автоматизации процессов управления перемещениями рабочих органов устройств с помощью винтовых механизмов

Изобретение относится к системам дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) главными судовыми двигателями (ГД), работающими на винт регулируемого шага

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а более конкретно - к системам автоматического регулирования угловой скорости тепловых турбин, регулирующая часть которых содержит инерционный центробежный датчик угловой скорости турбины, гидравлический цилиндрический поршневой серводвигатель с управляющим золотником и силовым штоком, гидравлическое цилиндрически-поршневое изодромное устройство, заполненный рабочей жидкостью корпус-цилиндр которого жестко связан с силовым штоком гидравлического цилиндрически-поршневого серводвигателя, а соединенные между собой поршень со штоком через механическую пружину упруго связаны с неподвижной опорой

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а более конкретно - к системам автоматического регулирования угловой скорости тепловых турбин, регулирующая часть которых содержит инерционный центробежный датчик угловой скорости турбины, гидравлический цилиндрический поршневой серводвигатель с управляющим золотником и силовым штоком, гидравлическое цилиндрически-поршневое изодромное устройство, заполненный рабочей жидкостью корпус-цилиндр которого жестко связан с силовым штоком гидравлического цилиндрически-поршневого серводвигателя, а соединенные между собой поршень со штоком через механическую пружину упруго связаны с неподвижной опорой

Изобретение относится к области комплексного контроля датчиков пилотажной информации самолета, в том числе датчика тангажа (построителя вертикали), датчика скорости и датчика продольной перегрузки

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в системах диагностического контроля объектов, содержащих большое количество электромагнитных реле

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при создании систем автоматического контроля сложных радиоэлектронных изделий

Изобретение относится к автоматике, а именно: к экспериментальному определению частотных характеристик динамических систем, и может быть использовано для определения АФЧХ систем с обратными связями, например, станочных систем в условиях их нормальной эксплуатации, контроля или экспериментального исследования

Изобретение относится к комплексному контролю основных датчиков пилотажной информации самолета, в том числе построителя вертикали (гировертикали, авиагоризонта), датчика воздушной скорости, датчиков перегрузки и датчиков угловой скорости по осям связанной системы координат

Изобретение относится к магнитным измерениям и может быть использовано для контроля электромагнитных релейных элементов постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено в системе автоматического управления

Изобретение относится к системам управления и регулирования и может быть использовано для управления производственным процессом

Изобретение относится к радиоэлектронике и предназначено для использования в автоматике, вычислительной технике и радиотехнических устройствах

Изобретение относится к средствам контроля устройств автоматики и телемеханики и может быть использовано, в частности, для контроля исправности их выходных каскадов (силовых управляемых ключей)
Наверх