Ферритная сталь
Изобретение относится к металлургии, а именно к железо-хром-алюминиевым сплавам. Предлагаемая сталь может быть использована, в частности, при производстве ленты для изготовления каталитических нейтрализаторов выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Ферритная сталь, содержащая хром, алюминий, марганец, серу, фосфор, иттрий, железо, дополнительно содержит карбонитриды циркония и титана при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром - 18,5-20,5; алюминий - 4,5-5,5; марганец - 0,01-0,5; сера - 0,001-0,005; фосфор - 0,001-0,025; иттрий - 0,004-0,08; карбонитриды титана и циркония - 0,002-0,015; железо - остальное. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к металлургии, а именно к железо-хром-алюминиевым сплавам. Предлагаемая сталь может быть использована, в частности, при производстве ленты для изготовления каталитических нейтрализаторов выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.
К сталям указанного назначения предъявляются повышенные требования окалиностойкости, пластичности, сварочных свойств, необходимых для обеспечения технологичности изготовления конечной продукции. Известны железо-хром-алюминиевые сплавы, в которых с целью придания им стойкости к высокотемпературному окислению добавляется иттрий. Патент США N 3027252 предлагает сплав, устойчивый к окислению при высокой температуре, в котором 25-95% хрома, 0,5-4,0% алюминия, 0,5-3,0% иттрия. Сплав имеет на поверхности нерастрескивающуюся окисную пленку. Патент США N 4230489 предлагает добавить 1-2% кремния для усиления антикоррозионных свойств. Существующие железо-хром-алюминиевые сплавы, содержащие значительное количество иттрия обладают удовлетворительной устойчивостью к термическому окислению и хорошим сцеплением окисных пленок, однако использование дорогостоящего иттрия, его существенное выгорание во время плавки, разливки слитка и перехода в шлак значительно удорожает сталь. Сплав, производство которого менее дорого за счет использования более дешевых элементов и по устойчивости к термическому окислению применимый в выхлопных системах двигателей внутреннего сгорания предложен в патенте США N 4414023. Сталь представляет собой железо-хром-алюминиевый сплав с добавками редкоземельных металлов, в частности церий и/или лантан. Сталь содержит: 8,0-25% хрома, 3,0-8,0% алюминия, 0,002-0,5% лантана, церия, ниодима или празиодима, редкоземельных металлов до 0,06% до 4% кремния, 0,06-1,0% марганца и обычные неизбежные примеси: до 0,05% углерода, до 0,05% азота, до 0,02% кислорода, до 0,04% фосфора, до 0,03% серы, до 0,5% меди, до 1,0% никеля, общее содержание кальция и магния не превышает 0,005% остальное железо. Сплав может быть стабилизирован цирконием, ниобием, а оптимальные соотношения и зависимости между отдельными элементами состава или группами элементов повышают те или иные качественные характеристики стали: устойчивость к термическому циклическому окислению, повышению пластичности и т.д. Наиболее близким из аналогов является жаростойкая ферритная сталь, предложенная в заявке ФРГ N 3908526 и принятая за прототип. Сталь на основе железа содержит: 20-25% хрома, 5-8% алюминия, 0,0035-0,07% титана, 0,02-0,04% углерода, менее 0,5% марганца, менее 0,005% серы, менее 0,01 фосфора, 0,035-0,07% циркония, 0,03-0,08% иттрия, менее 0,01 магния, 0,004-0,008 05 азота, при условии, что сумма содержания титана и циркония в 1,75-3,5 раза больше, чем сумма содержания углерода и азота. При циклическом нагреве до температуры 1200oC образец в виде проволоки из стали выдерживает свыше 6000 циклов, что является характеристикой высокой окалиностойкости. Общеизвестно, что скорость окисления определяется в том числе и соотношением поверхности и объема изделия, которое у ленты значительно выше, чем у проволоки того же определяющего размера. Следовательно, не приходится ожидать столь высоких результатов для ленты и необходимо найти дополнительные пути повышения окалиностойкости стали. Заявленный в прототипе сплав дает размер зерна 110-130 мкм, что положительно влияет на пластические свойства при испытании образца на изгиб. Измельчения зерна добиваются путем введения определенного количества (при регламентированном соотношении) титана и циркония, углерода и азота. Однако содержание титана и циркония превышает предел их растворимости в ферритной матрице, что приводит к появлению грубых дисперсных выделений нитридов и карбонитридов, которые не вызывают торможения роста зерен и значительного улучшения пластичности. Указанные в прототипе и аналогах содержания титана, циркония, углерода и азота не могут однозначно определить необходимое содержание карбонитридов, т. к. их образование в стали определяется не только содержанием исходных элементов, но и условиями плавки стали. Установлено, что в указанных в прототипе пределах содержания хрома и алюминия границы зерен резко (в 2-3 раза) обеднены алюминием и обогащены ( в 1,5 раза) хромом. Это приводит к тому, что в тонкой ленте в местах, обедненных алюминием, при высокой температуре происходит быстрое окисление, которое переходит в "катастрофическую" фазу. Повышенное содержание хрома и алюминия в приведенных выше сталях, включая прототип, не может обеспечить высокую технологическую пластичность, необходимую для изготовления из стали тонкой ленты (до 50 мкм) с минимальными потерями металла при холодной прокатке вследствие растрескивания ленты по кромкам и ее разрывов. В основу изобретения положена задача создать ферритную сталь с уменьшенным содержанием хрома и алюминия, обладающую высокой технологической пластичностью в процессе изготовления тонкой ленты, но сохраняющую высокую окалиностойкость в процессе эксплуатации. Задача решается тем, что ферритная сталь, содержащая хром, алюминий, марганец, серу, фосфор, иттрий, железо, согласно изобретению дополнительно содержит карбонитриды циркония и титана при следующем соотношении компонентов, мас. Хром 18,5-20,5 Алюминий 4,5-5,5 Марганец 0,01-0,5 Сера 0,001-0,005 Фосфор 0,001-0,025 Иттрий 0,04-0,08 Карбонитриды титана и циркония 0,002-0,015 Железо Остальное Преимущества этого изобретения раскрываются в следующем описании и иллюстрируются чертежом, на котором представлено влияние количества карбонитроидов титана и циркония на окалиностойкость, которая характеризуется удельным привесом массы образца ленты толщиной 50 мкм при окислении ее на воздухе при температуре 1200o в течение 40 ч. Как видно из чертежа удельный привес массы нелинейно возрастает с ростом содержания карбонитридов титана и циркония. Установлено, что допустимый удельный привес массы составляет
Формула изобретения
Алюминий 4,5 5,5
Марганец 0,01 0,5
Сера 0,001 0,005
Фосфор 0,001 0,025
Иттрий 0,004 0,08
Карбонитриды титана и циркония 0,002-0,015
Железо Остальноеч
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2