Подшипник качения

 

Использование: в подшипниках качения с твердой смазкой. Сущность: подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, сепаратор в форме зубчатой втулки, размещенные в упомянутых дорожках и между зубьями тела качения. В желобе расположены с зазором скребки для перемещения порошка твердосмазочного материала, соединенные с сепаратором с помощью установленных в нем одной своей частью соединительных элементов-концентраторов. Концентратор установлен в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка. Концентратор выполнен в форме установленного его резьбовой частью в выполненном в сепараторе сквозном радиальнонаправленном резьбовом отверстии стопорного винта с имеющим гладкую цилиндрическую поверхность его концом, установленным с выполненной в форме цилиндрического отверстия выемке скребка с образованием радиального зазора для возможности осевых перемещений концентратора относительно скребка. Винт имеет составляющую с ним одно целое корончатую головку с зубьями для возможности ввинчивания концентратора в резьбовое отверстие сепаратора. Это упрощает конструкцию подшипника качения. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой в области высоких и низких температур.

Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента-концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала. [1] Основным недостатком указанного известного подшипника качения является то обстоятельство, что для удержания сепаратора в подшипнике применены выполненные в качестве отдельных деталей упорные элементы для ограничения осевого перемещения соединительного элемента-концентратора в сторону торца сепаратора. Это увеличивает общее количество позиций одноименных деталей, что усложняет конструкцию.

Технический результат упрощение конструкции путем уменьшения одноименных деталей.

Это обеспечивается тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента-концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала, концентратор установлен в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка. Кроме этого, установленный в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка концентратор может быть выполнен в форме установленного его резьбовой частью в выполненном в сепараторе сквозном радиальнонаправленном резьбовом отверстии стопорного винта с имеющим гладкую цилиндрическую поверхность его концом, установленной в выполненной в форме глухого цилиндрического отверстия выемке скребка с образованием радиального зазора для возможности осевых перемещений концентратора относительно скребка; при этом стопорный винт может иметь составляющую с ним одно целое корончатую головку с зубьями для возможности ввинчивания концентратора в резьбовое отверстие сепаратора.

Технический результат изобретения упрощение конструкции уменьшением общего количества позиций -одноименных деталей.

На фиг. 1 общий вид подшипника качения, продольный разрез; на фиг. 2 - вид по стрелке "С" на фиг. 1; на фиг. 3 разрез 1-1 на фиг. 1; на фиг. 4 - соединительный элемент-концентратор, общий вид, вид сбоку, увеличенное по сравнению с фиг. 1 изображение; на фиг. 5 вид по стрелке на фиг. 4.

Предлагаемый подшипник качения содержит тела качения 1, установленные в гнездах сепаратора 2 между его разделительными элементами 3, которые через посредство соединительных устройств 4 для возможности совместного вращения соединены с предназначенными для перемещения порошка твердосмазочного материала скребками 5, расположенными в желобе 7 наружного кольца 9. В желобах 7 и 8 наружного 9 и внутреннего 10 колец имеются дорожки качения 11 и 12. Каждое соединительное устройство 4 для возможности совместного вращения выполнено в виде установленного с возможностью осевых перемещений относительно скребка 5 концентратора 34 передаваемого от сепаратора усилия на скребок. Каждый такой концентратор 34 передаваемого от сепаратора усилия на скребок выполнен в форме установленного его резьбовой частью 38 в выполненном в сепаратора 2 сквозном радиальнонаправленном по стрелке "Е" и "М" резьбовом отверстии 39 стопорного винта 40 с имеющим гладкую цилиндрическую поверхность 41 его концом 42, установленным в выполненной в форме глухого цилиндрического отверстия 35 выемке 14 скребка 5 с образованием между концом 42 винта 40 и скребком 5 радиального зазора 37 для возможности некоторых проворотов скребка 5 относительно конца 42 винта 40 и для возможности осевых перемещений по стрелкам "С" и "Д" концентратора 34 в скребке 5; при этом винт 40 имеет составляющую с ним одно целое корончатую головку 43 с зубьями 44 для возможности ввинчивания концентратора 34 в резьбовое отверстие 39 сепаратора 2. Сепаратор 2 выполнен в форме зубчатой втулки 16. Между сепаратором 2 и скребками 5 выполнены радиальные зазоры 19 для возможности некоторого проворота скребков 5 относительно прилежащей к ним поверхности сепаратора 2 вокруг винтов 40. Для возможности вращения подшипника между скребками 5 и наружным кольцом 9 выполнены радиальные зазоры 21. Разделительные элементы 3 сепаратора выполнены с возможностью свободного перемещения между ними тел качения 1 в радиальных направлениях по стрелкам "М" и "Б". Между сплошного кольцевидного сечения частью 45 сепаратора 2 и телами качения 1 выполнены осевые зазоры 46 для исключения возможности разрушения сепаратора 2 телами качения 1 при возможном осевом сдвиге наружного кольца 9 относительно внутреннего кольца 10 в направлении по стрелке "С". Сепаратор 2 установлен на оба борта 47 и 48 наружного кольца 9 с образованием радиальных зазоров 49 и 50 для возможности взаимодействия при трении скольжения бортов 47 и 48 с сепаратором 2 при перекосах его относительно наружного кольца в работающем подшипнике.

Для работы предлагаемого подшипника в корпус установленного в подшипниковый узел предлагаемого подшипника качения вводят небольшое количество порошка твердосмазочного материала, например графита. При работе предлагаемого подшипника качения на горизонтальном валу усилие втирания в дорожку качения 11 порошка твердосмазочного материала скребком 5, находящимся внизу, образуют масса сепаратора 2, масса части тел качения 1 и масса части скребков 5, т.к. тела качения 1 и скребки 5 соединены с сепаратором 2 с возможностью совместного вращения. Поэтому в нижнюю часть дорожки качения 11 порошок будет втираться скребками 5. И если вращается наружное кольцо, то, следовательно, на всей дорожке качения 11 будет образовываться пленка твердого смазочного материала. Эта пленка твердого смазочного материала с дорожки качения 11 будет переносится затем на поверхности тел качения 1, а с них на дорожку качения 12 внутреннего кольца и на взаимодействующие с телами качения 1 поверхности разделительных элементов 3 сепаратора 2. При неизбежных в работающем подшипнике перекосах сепаратора 2 относительно наружного кольца 9 борта 47 и 48 наружного кольца 9 при трении будут взаимодействовать с сепаратором 2 при наличии в зазорах 49 и 50 порошка твердосмазочного материала. Таким образом, обеспечивается работа всех элементов предлагаемого подшипника качения в режиме смазывания их твердой смазкой-порошком твердосмазочного материала.

При возникновении в работающем предлагаемом подшипнике качения усилий, под действием которых сепаратор 2 будет стремиться сдвинуться из подшипника в осевом направлении по стрелке "С", жестко соединенный с сепаратором 2 концентратор 34, выполненный в виде винта 40, его концом 42 упрется в скребок 5 и тем самым удержит сепаратор 2 в подшипнике.

В работающем предлагаемом подшипнике качения сепаратор 2 вследствие неизбежного действия на него различных усилий, в т.ч. передаваемых от тел качения 1, будет работать с перекосами его относительно наружного кольца 9. При этом выполненный в отверстии каждого скребка 5 радиальный зазор 37 при перекосах сепаратора 2 относительно наружного кольца 9 обеспечивает возможность поворотов скребка 5 относительно конца 42 винта 40 и обеспечивает возможность осевых в направлениях по стрелкам "С" и "Д", перемещений скребка 5 относительно сепаратора 2. Тем самым исключается возможность заклинивания скребков 5 в желобе 11 наружного кольца 9 при перекосах сепаратора 2 относительно наружного кольца 9 в работающем предлагаемом подшипнике.

Для возможности передачи на сепаратор 2 от тел качения 1 только лишь направленных по окружности качения усилий в предлагаемом подшипнике качения сепаратор 2 должен изготовляться с возможностью свободного перемещения тел качения 1 между разделительными элементами 3 в радиальных, по стрелкам "Е" и "М", направлениях. Это повышает надежность предлагаемого подшипника качения. Выполнение сепаратора 2, его сплошного кольцевидного сечения частью 45 выступающим за габариты наружного и внутреннего колец 9 и 10, диктуется необходимостью при использовании для изготовления предлагаемого подшипника качения комплектов колец и тел качения от стандартных подшипников, например, серий 300 и 400, обеспечения достаточной величины зазоров 46 и достаточной толщины части 45 сепаратора 2, с целью обеспечения высокой надежности предлагаемого подшипника качения в тяжелых условиях его эксплуатации.

Предлагаемый подшипник качения может найти применение в работающих при небольших частотах вращения многих подшипниковых узлах металлургического оборудования, в условиях высоких температур, например, в спекательных тележках агломашин, в механизмах опрокидывания ковша шлаковозов, в пластинчатых конвейерах, в рольгангах и др. Такие подшипники должны выполняться с увеличенными радиальными зазорами и осевой игрой.

Формула изобретения

1. Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала, отличающийся тем, что концентратор установлен в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что установленный в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка концентратор выполнен в форме установленного его резьбовой частью в выполненном в сепараторе сквозном радиально-направленном резьбовом отверстии стопорного винта с имеющим гладкую цилиндрическую поверхность концом, установленным в выполненной в форме глухого цилиндрического отверстия выемке скребка с образованием радиального зазора для осевых перемещений концентратора относительно скребка, при этом стопорный винт имеет составляющую с ним одно целое корончатую головку с зубьями для ввинчивания концентратора в резьбовое отверстие сепаратора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения и заклепкам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении защитных кожухов подшипников качения, в частности для усиления страховочных подшипников центробежного компрессора

Изобретение относится к способам изготовления деталей подшипников качения, имеющих градиент содержания углерода по меньшей мере в зоне приповерхностного слоя

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой в области высоких и низких температур

Изобретение относится к машиностроению для подшипников качения

Изобретение относится к новому типу сферического подшипника качения, предназначенного для подвеса ротора-магнита абсолютного датчика угловых положений объектов с шестью степенями свободы пространственного движения. Сферический подшипник качения содержит внешнюю обойму, сопряженную со статором гироскопа и его внешней вогнутой сферической поверхностью (1) качения, сопряженную с ротором-магнитом (3) и его выпуклой сферической поверхностью (2) качения внутреннюю обойму, между которыми расположен сепаратор (4), выполненный в форме двух скрепленных между собой тонкостенных сфер (5, 6) из немагнитного материала, на которых на равных друг от друга расстояниях по дугам больших окружностей в вершинах равных между собой по площади граней-симплексов в форме треугольников Эйлера расположены гнезда с шариками (7) качения, выполненными из немагнитного или диамагнитного материала. Технический результат: расширение до неограниченных диапазонов вращательных движений по всем трем степеням свободы и обеспечение полной симметрии технических характеристик при любой ориентации оси вращения в пространстве. 2 ил.

Изобретение касается конструктивного элемента подшипника качения, в частности кольца подшипника качения, а также подшипника качения. Конструктивный элемент подшипника качения (2, 3, 4) имеет азотированную поверхностную зону (5), в которой содержание азота уменьшается в направлении снаружи вовнутрь, центральную зону (6). Внутри поверхностной зоны имеются собственные напряжения давления, уменьшающиеся в направлении снаружи вовнутрь. Твердость конструктивного элемента подшипника качения (2, 3, 4) составляет от 870 до 1000 HV 0,3 на глубине 0,04 мм, причем твердость на глубине 0,3 мм меньше, чем твердость на глубине 0,04 мм, максимально на 250 HV 0,3. На глубине 0,3 мм твердость, указанная в HV 0,3, составляет более 75% от твердости на глубине 0,04 мм. Абсолютная величина собственных напряжений давления на поверхности составляет по меньшей мере 500 МПа и максимально 1000 МПа. Величина собственных напряжений давления на глубине 0,05 мм составляет предпочтительно менее 60% от величины собственных напряжений давления на поверхности. Технический результат: создание модернизированного конструктивного элемента подшипника качения, обладающего высокой устойчивостью к повреждениям. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх