Судно для разработки и транспортировки льда айсбергов

 

Использование: судостроение, судовые средства для разработки и транспортировки льда. Сущность изобретения: судно оборудовано, наряду с общесудовыми системами и устройствами, также добычной установкой для дробления льда и погрузки его в судно и устройствами для швартовки судна или его грузовых секций к айсбергу. Добычная установка имеет рабочий орган в виде одной или нескольких пар дисковых пил, между которыми установлено несколько долбяков с рубящей рабочей частью. Стрела имеет возможность поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Использование изобретения позволяет доставлять потребителям лед айсбергов для получения экологически чистой пресной воды. 7 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым средствам для разработки и транспортировки льда.

Известно принятое в качестве ближайшего аналога судно для разработки и транспортировки льда айсбергов, содержащее корпус с энергетической установкой, общесудовыми системами и устройствами, а также специальными устройствами для швартовки к айсбергу и разработки и погрузки в танки льда (RU, патент N 2041120, В 63 В 35/00, 1995). Указанное судно может доставлять лед потребителям наиболее эффективно, однако в нем не раскрыта конструкция установки для дробления льда (ДУ) и погрузки его на судно.

Предложенное изобретение предназначено для решения задачи дробления монолитного льда и погрузки его на судно с последующей транспортировкой. Кроме того, предусмотрена возможность выполнения корпуса судна монолитным с размещением на нем добычных средств либо в виде судового комплекса: судна для транспортировки льда и автономной плавучей добычной установки.

Технический результат достигается тем, что в известном судне рабочий орган добычной установки (ДУ) выполнен в виде дисковых пил, соединенных с приводом вращения, между которыми на одной с ними оси установлены долбяки в количестве не менее двух, при этом рабочий орган закреплен на стреле, выполненной шарнирносочлененной и соединенной с погрузочным устройством.

Дополнительно технический результат обеспечивается тем, что добычная установка размещена на рельсовых опорах, проложенных вдоль бортов на верхней палубе судна, и оборудована приводом перемещения вдоль опор; добычная установка выполнена в виде автономного плавучего объекта, оборудованного общесудовыми устройствами и устройствами для швартовки к айсбергу; рабочий орган добычной установки выполнен в виде нескольких пар дисковых пил с долбяками между каждой парой, установленных на одной оси, с одним или несколькими приводами; ось вращения рабочего органа совпадает с продольной осью примыкающей части стрелы или параллельна ей; ось вращения рабочего органа перпендикулярна продольной оси примыкающей части стрелы; погрузочное устройство выполнено в виде ленточного транспортера с приводом, преимущественно, с оребренной лентой; погрузочное устройство выполнено в виде трубы со шнековым рабочим органом.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено судно с добычной установкой, общий вид; на фиг.2 схема работы при автономной ДУ; на фиг. 3 схематично вид ДУ; на фиг.4 принципиальная схема рабочего органа ДУ, вид сверху.

Судно (фиг.1) состоит из плавучего корпуса 1, оборудованного всеми необходимыми общесудовыми системами и устройствами, а также специальными устройствами добычной установкой 2 и устройствами для швартовки к айсбергу 3 (фиг.2). Корпус судна может быть единым или состоять из нескольких связанных разъемными соединениями блоков. ДУ может размещаться на судне и перемещаться по рельсовым опорам либо представлять собой плавучий объект, входящий в состав судна, например, в виде блока, сочлененного с остальным корпусом, либо полностью автономной.

ДУ (фиг. 2 и 3) состоит из рабочего органа 4 с приводом, преимущественно электрическим, закрепленного на стреле 5, которая выполнена сочлененной или телескопической, с соответствующими механизмами изменения вылета и угла повышения рабочего органа. Со стрелой соединено погрузочное устройство 6 в виде транспортера, преимущественно с оребренной лентой, связанной с приводом, либо в виде трубы с приемной частью и шнеком.

Рабочий орган 4 для разработки монолитного льда состоит из одной или нескольких пар дисковых пил 7 (фиг.3,4), между которыми на одной с ними оси установлены долбяки 8, представляющие собой лапы с рубящей рабочей частью, предназначенные для дробления кусков льда между дисковыми пилами. Число долбяков выбирают исходя из требований к размерам подаваемых в трюмы (танки) кусков льда. Этим же, а также производительностью ДУ, определяется число пар дисковых пил, их диаметр и расстояние между ними. Привод рабочего органа - преимущественно от одного или нескольких электродвигателей, которые целесообразно установить в непосредственной близости от рабочего органа. Рабочий орган может быть ориентирован как вдоль стрелы, так и перпендикулярно ей, что в свою очередь определяет технологию добычи посредством перемещения стрелы в вертикальной плоскости или по горизонтали.

Устройство работает следующим образом. При подходе судна 1 в район добычи и выбора подходящего айсберга с использованием вертолета, подводного аппарата и спутниковых систем наблюдения, оно швартуется к нему, загружает трюмы колотым льдом с помощью ДУ 2 и транспортирует его к месту назначения. При автономной добычной установке она швартуется к айсбергу, а другая часть судна, отдельные блоки или отдельные суда транспортно-добычного комплекса швартуются к ней традиционным способом.

При вращении дисковые пилы 7 делают пропилы в ледяном массиве, а долбяки 8 ударно воздействуют на лед и набрасывают его на приемную часть погрузочного устройства 6. Рабочий орган и погрузочное устройство закреплены на стреле 5. Путем изменения вылета и угла установки стрелы обеспечивается разработка льда по всей высоте айсберга и на всю длину вылета стрелы. После этого, при необходимости, ДУ перемещается для разработки соседнего участка льда или нового айсберга.

Рельсовые опоры ДУ целесообразно выполнять в виде продольной связи корпуса с зачетом ее в эквивалентный брус судна при расчете его прочности.

Все непосредственно контактирующие со льдом части корпуса судна и ДУ выполнены из материалов, обеспечивающих чистоту льда.

Использование предложенного изобретения позволяет решить задачу использования льдов айсбергов для получения экологически чистой пресной воды. Попутно обеспечивается возможность использования холода льда в пунктах назначения в различных технологических процессах.

Формула изобретения

1. Судно для разработки и транспортировки льда айсбергов, содержащее общесудовые системы и устройства, устройства для швартовки к монолитному льду, добычную установку для дробления льда и погрузки его в танки с приводом, стрелой и рабочим органом, отличающееся тем, что рабочий орган выполнен в виде дисковых пил, соединенных с приводом вращения, между которыми на одной с ними оси установлены долбяки в количестве не менее двух, при этом рабочий орган закреплен на стреле, выполненной шарнирно сочлененной или телескопической и соединенной с погрузочным устройством.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что добычная установка размещена на рельсовых опорах, проложенных вдоль бортов на верхней палубе судна, и оборудована приводом перемещения вдоль опор.

3. Судно по п. 1, отличающееся тем, что добычная установка выполнена в виде автономного плавучего объекта, оборудованного общесудовыми устройствами и устройствами для швартовки к айсбергу.

4. Судно по п. 1, отличающееся тем, что рабочий орган добычной установки выполнен в виде нескольких пар дисковых пил с долбяками между каждой парой, установленных на одной оси с одним или несколькими приводами.

5. Судно по п. 1, отличающееся тем, что ось вращения рабочего органа совпадает с продольной осью примыкающей части стрелы или параллельна ей.

6. Судно по п. 1, отличающееся тем, что ось вращения рабочего органа перпендикулярна продольной оси примыкающей к нему части стрелы.

7. Судно по п. 1, отличающееся тем, что погрузочное устройство выполнено в виде ленточного транспортера преимущественно с оребренной лентой, взаимодействующей с приводом.

8. Судно по п. 1, отличающееся тем, что погрузочное устройство выполнено в виде трубы со шнековым рабочим органом, соединенным с приводом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к области транспортных морских операций, а более конкретно к плаванию ледоколов и транспортных судов во льдах, и может быть использовано при осуществлении плавания в условиях ледовых сжатий в Арктике и замерзающих морях

Изобретение относится к области эксплуатации ледоколов и судов ледового плавания и может быть использовано при осуществлении морских транспортных операций в замерзающих морях, в частности, в арктическом бассейне

Амфибия // 2062706

Ледокол // 2062245

Изобретение относится к транспортным морским операциям, в частности к плаванию во льдах, а может быть использовано при осуществлении плаваний в Арктике, Антарктике и замерзающих морях

Изобретение относится к конструкциям, устанавливаемым в открытом море, в частности к устройству для поглощения энергии при установке настила на основании в открытом море

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции устройства для перемещения по воде, и может быть использовано в спортивных и прогулочных водных лыжах, приводимых в движение мускульной силой водного лыжника

Изобретение относится к судостроению, в частности, к грунтоукладочным плавучим средствам, и может быть использовано при прокладке подводных трубопроводов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования специализированных судов для добычи и перевозки льда арктических и антарктических айсбергов

Изобретение относится к области судостроения, а конкретно к конструкции палуб наливных судов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства подводных сооружений, в том числе и глубоководных, из строительных упрочненных блоков

Изобретение относится к судостроению
Наверх