Устройство для контроля и самоконтроля знаний обучаемых

 

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях. Сущность изобретения заключается в том, что оно допускает познавание правильности неоднозначных ответов с упорядоченной или неупорядоченной последовательностью символов, с коммутативностью знаков умножения и сложения, скобок, запятой и точки с запятой и обеспечивает соответствие любому ответу неограниченного количества различных кодов заданий и возможность его использования в качестве средства предъявления учебной информации. Устройство построено на последовательном включении двух блоков суммирования и на одновременном использовании принципов кодовой избыточности и множественности ответов на каждый код. При этом расширяются логико-дидактические возможности и улучшаются эксплуатационные характеристики устройства. 3 ил. 3 табл.

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Известно устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, блок ввода кода задания, формирователь кодов, блок регистров кода задания, блок индикации кода задания, блок преобразователей кода задания, блок сравнения, блок преобразователей кодов ответов, блок коммутаторов, генератор импульсов, формирователь импульсов, коммутатор импульсов, распределитель импульсов, элементы И, переключатель режима работы, блок регистрации, блок индикации пароля. Основным недостатком этого устройства является отсутствие возможности использования целого класса заданий с неоднозначными ответами, поскольку каждому коду задания (КЗ) соответствует единственный ответ.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для контроля и самоконтроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, блок регистрации, элементы И, распределители импульсов и ряд других блоков и узлов, обеспечивающих функционирование устройства в режимах обучения и контроля знаний [1] Основным недостатком устройства [1] является то, что оно не распознает правильность неоднозначных ответов, т.е. недостаток в устройстве сохраняется. Рассмотрим типы неоднозначных ответов: 1. Неоднозначность, связанная с неупорядоченной последовательностью символов в ответе.

2. Неоднозначность, связанная с использованием в ответе специальных символов, таких как +, () х, которые в дальнейшем будем называть служебными символами. Их отличительной особенностью является то, что если они выполняют функцию коммутативности в ответе, тогда его составные части, разделенные этими символами, могут вводиться в устройство в любом порядке, а если они не являются коммутативными, тогда необходимо обеспечить возможность необязательного ввода служебных символов, т.е. устройство должно признавать ответ правильным независимо от того, введены они или нет.

3. Неоднозначность, связанная с необходимостью ограничения числа значащих символов ответа.

К недостаткам устройства [1] также относится ограниченность множества КЗ, соответствующих правильному ответу и отсутствие возможности использовать устройство в качестве средства предъявления учебной информации.

Все вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о низкой логикодидатической и эксплуатационной эффективности устройства [1] Предлагаемое устройство реализовано на последовательном включении двух блоков суммирования с многовариантностью режимов их функционирования и на одновременном использовании принципов кодовой избыточности за счет возможности их удлинения и множественности ответов на каждый код задания.

При использовании данного устройства также обеспечивается возможность распознавания правильности неоднозначных ответов: с упорядоченной или неупорядоченной последовательностью символов; с коммутативностью знаков умножения и сложения, скобок, запятой и точки с запятой; с возможностью ограничения количества значащих символов и достигается соответствие каждому ответу неограниченного числа кодов заданий.

Дополнительно введенные в схему предлагаемого устройства элементы и новые связи в совокупности с известными признаками приводят к достижению положительного эффекта расширению логико дидактических возможностей устройства и улучшению его эксплуатационных характеристик.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена функциональная схема устройства, на фиг. 2 структурные схемы первого и второго распределителей импульсов, на фиг. 3 временные диаграммы работы первого распределителя импульсов.

Устройство содержит блок 1 ввода ответных действий обучаемого, первый распределитель импульсов 2, второй распределитель импульсов 3, блок управления режимами 4, первый блок суммирования 5, блок суммирования по модулю два 6, блок регистров режимной части кода задания 7, блок формирования пароля 8, блок индикации пароля 9, блок формирования цифр кода задания 10, второй блок суммирования 11, элементы И 12, 17, 18, блок регистров исходной части кода задания 13, коммутационный блок 14, блок сравнения 15, блок формирования операндов 16 и блок регистрации 19.

Блок 1 ввода ответных действий обучаемого содержит узел 10 ввода кода задания и ответов, в состав которого входят n линейно расположенных кнопок, каждой из которых поставлено в соответствие некоторое множество символов (табл. 1), шифратор 23, на первом выходе которого формируется двоичный код номера нажатой кнопки, а на втором выходе двоичный код служебного символа, формирователь импульсов счета 21, на выходе которого на время нажатия какой-либо кнопки узла 20 ввода кода задания и ответов появляется уровень логической единицы, формирователь импульсов 22, на первом выходе которого появляется импульс при нажатии кнопки "контроль", а на втором при ее отпускании, формирователь импульсов 24, на выходе которого появляется импульс при нажатии кнопки "сброс" и формирователь импульса 25, на выходе которого появляется уровень логической единицы при нажатии кнопки "точка".

Первый распределитель импульсов 2 содержит генератор импульсов 54 (фиг. 2а), элемент И 55, счетчик 56, инвертор 57 и комбинационную схему 58, реализующую следующие булевы функции: Выход генератора импульсов 54 соединен с первым входом элемента И 55, выход которого подключен к счетному входу счетчика 56, младшие три разряда которого поступают на комбинационную схему 58 в качестве аргументов A, B и C булевых функций, а старший разряд на второй вход элемента И 55 через инвертор 57.

Второй распределитель импульсов 3 содержит счетчик 59 (фиг. 2б) и комбинационную схему 60, реализующую следующие булевы функции: Старшие два разряда трехразрядного двоичного счетчика 59 поступают на вход комбинационной схемы 60 в качестве аргументов A и B булевых функций. Первый выход комбинационной схемы, соответствующий булевой функции 1 соединен со счетным входом счетчика 59.

Блок управления режимами 4 содержит счетчик 26 числа введенных символов ответа, схему равенства 27, элементы И 28, 32, 33,37, 39, 40; элементы ИЛИ 29, 38, элемент ИЛИ НЕ 30, комбинационную схему 31, представляющую собой комбинированный логический элемент 2 2 2 2И 4 ИЛИ, элемент И НЕ 41, и вырабатывает управляющие сигналы, направленные на: сброс блока регистрации 19 и регистра 47 блока суммирования 11; запрещение работы формирователя импульсов счета 21; переключение выходов коммутационного блока 14;
увеличение содержимого счетчика 49 на единицу;
изменение адреса ПЗУ блока формирования операндов 16.

Блок формирования операндов 16 содержит ждущий мультивибратор 48, счетчик 49 с возможностью параллельной записи информации, ПЗУ 50, индикаторное табло 51, состоящее из 16 индикаторов. Выход ждущего мультивибратора 48 соединен с входом переписи счетчика 49, выходы которого образуют адресные входы ПЗУ 50. Первая группа выходов ПЗУ поступает на индикаторное табло, а вторая группа выходов на коммутационный блок 14.

Блоки регистров исходной части кода задания 13 и режимной части кода задания 7 содержит по m четырехразрядных регистров с параллельной записью информации. В данной конкретной технической реализации рассмотрен случай, когда m 2, но при необходимости число регистров всегда можно увеличить. Блоки регистров 7, 13 состоят из двух частей, которые будет называть младшим и старшим регистрами. Загрузка в регистры происходит по фронту синхроимпульса, если на управляющем входе S высокий уровень. При этом содержимое на входе блока регистров записывается в младший регистр, а предыдущее состояние младшего регистра переписывается в старший регистр.

Блок суммирования 5 содержит сумматор 42 и регистр 43. Выходы сумматора 42 подключены к входам регистра 43, выходы которого соединены с входами сумматора 42. Таким образом, на выходе сумматора 42 имеем арифметическую сумму двух чисел, одно из которых находится в регистре 43, а другое поступает с выхода шифратора 23. При этом, если на управляющем входе регистра 43 находится высокий уровень сигнала, то по фронту импульса на синхровходе регистра 43 произойдет параллельная загрузка двоичного числа с выхода сумматора 42, а если низкий, то циклический сдвиг содержимого регистра в сторону старшего разряда.

Блок суммирования 11 аналогичен блоку суммирования 5, за исключением того, что если на управляющий вход регистра 47 подать низкий уровень сигнала, то он переходит в режим хранения, т.е. не реагирует на синхроимпульсы.

Блок суммирования 6 по модулю два содержит сумматор по модулю два 44 и регистр 45. Если на управляющем входе регистра находится низкий уровень сигнала, то он переводится в режим хранения, а если высокий то переписи.

Перевод устройства в исходное состояние производится нажатием кнопки "сброс", в результате чего на выходе формирователя импульсов 24 появится сигнал, который сбросит регистры 43, 45, 47 блоков суммирования 56 и 11, счетчик 59 второго распределителя импульсов 3, регистры режимной и исходной частей кода задания блоков 7, 13 и регистры 52, 53 блоков регистрации 19. При этом в исходном состоянии устройства будем иметь:
1) на всех выходах первого распределителя импульсов 2 уровни логической единицы, поскольку счетчик 56 установлен в нулевое состояние низким уровнем на входе сброса, поступающим от формирователя импульсов счета 21 блока ввода ответных действий обучаемого 1;
2) на выходах 2 и 4 второго распределителя импульсов 3 уровень логического нуля, а на выходе 3 уровень логической единицы;
3) на входах первой группы блока сравнения 15 логические уровни сигналов с выходов блока регистров исходной части кода задания 13, поступающих через коммутационный блок 14, поскольку на управляющий вход коммутационного блока 14 поступает нулевой уровень с выхода элемента ИЛИ 38 блока управления режимами 4.

При нажатии любой кнопки узла ввода 20 на выходе шифратора 23 формируется двоичный код номера нажатой кнопки, который одновременно подается на вход формирователя импульсов счета 21, на информационные входы сумматора 42 блока суммирования 5, на вход сумматора по модулю два 44 блока суммирования 6 по модулю два, на информационные входы блока регистров режимной части кода задания 7 и блока регистров исходной части кода задания 13. На выходе формирователя импульсов счета 21 на время нажатия кнопки формируется единичный уровень, который поступает на вход сброса счетчика 56 первого распределителя импульсов 2, на вход 1 второго распределительного импульсов 3 и на счетный вход счетчика 26 блока управления режимами 4. При поступлении единичного уровня на вход сброса счетчика 56 первого распределителя импульсов 2, счетчик 56 перейдет в режим счета, но досчитав до восьми, заблокируется низким уровнем, который поступит с выхода инвертора 57 на второй вход элемента И 55 (фиг. 2а). Изменение уровней на выходах первого распределителя импульсов 2 зависит от состояния на входах 2, 3 и 11. При этом уровень на входе 11 зависит от уровня на входе 2 следующим образом; если на входе 2 низкий уровень, то на входе 11 тоже низкий, если на входе 2 высокий, то на входе 11 может быть либо низкий, либо высокий. Таким образом, если на входах 2 и 3 первого распределителя импульсов 2 имеем нули, то уровни на его выходах изменяются в соответствии с диаграммой, изображенной на фиг. 3а. Если на входе 2 единица, а на входах 3 и 11 нули, то уровни на его выходах изменяются в соответствии с диаграммой, изображенной на фиг. 3б. И если на входе 2 единица и хотя бы на одном из входом 3 и 11 есть единица, то уровни на его выходах изменяются в соответствии с диаграммой, изображенной на фиг. 3в.

Изменение уровней на выходах второго распределителя 3 происходит на отпускание кнопки узла 20 блока ввода ответных действий обучаемого 1, поскольку счетчик 59 срабатывает по срезу импульса на его синхровходе. После отпускания первой по счету нажатой кнопки узла ввода 20, счетчик 59 перейдет из нулевого состояния в состояние "1", то уровни на выходах второго распределителя импульсов 3 останутся неизменными, т.е. такими, какими они были в исходном положении: на выходе 2 "0", на 3 "1" и на 4 "0". После того как будет нажата и отпущена вторая по счету кнопка, состояние на выходах второго распределителя импульсов 3 изменится: на 4 появится уровень "1", на 2 и 3 "0". Такие уровни сигнала на выходах второго распределителя импульсов 3 будут оставаться неизменными до тех пор, пока на входе 6 не появится единичный уровень. При этом выход 2 перейдет в "1", а 3 и 4 в "0". Такие состояния на выходах будут сохраняться, пока не произойдет еще два цикла "нажатие и отпускание" каких-либо кнопок. После чего выходы второго распределителя импульсов 3 примут прежние уровни, т.е. на 2 и 3 "0" и на 4 "1".

Совместная работа обоих распределителей импульсов обеспечивает перепись двоичных чисел, соответствующих номерам первых двух нажатых кнопок, в блок регистров исходной части кода задания 13, а последующие двоичные числа накапливаются в блоке суммирования 6 и затем переписываются в блок суммирования 11. Числа на выходах регистров 45 и 47 одинаковые, поскольку перед перезаписью в регистр 47 он каждый раз предварительно обнуляется. Преобразование в блоке суммирования 6 происходит следующим образом:
Пусть имеется некоторая последовательность вводимых символов ABCD, где символу P соответствует двоичное число a4a3a2a1, B b4b3b2b1С -с4c3c2c1 и D- d4d3d2d1. При нажатии кнопки, которой соответствует символ A, в регистре 45 получим двоичное число
R a4 0 a3 0 a2 0 a1 0.

При нажатии кнопки, которой соответствует символ B, в регистре 45 получим двоичное число
R b4 a3 b3 a2 b2 a1 b1 a4. При нажатии кнопки, которой соответствует символ C, в регистре 45 получим двоичное число R = a3C4b3a2C3b2a1C2b1a4C1b4. И, наконец, при нажатии кнопки, которой соответствует символ D, в регистре 45 получим двоичное число
Число с выхода регистра 45 переписывается в регистр 47 и поступает на блок сравнения 15, где сравнивается с числом, которое хранится в блоке регистров исходной части кода задания. При нажатии кнопки "Контроль" результаты сравнения фиксируются в блоке регистрации 19, где высвечивается один из двух индикаторов "Правильно", "Неправильно". Число с выхода регистра 47 также поступает на блок формирования цифр кода задания 10, который предназначен для преобразования этого двоичного числа в два шестнадцатеричных числа и необходим для кодирования ответов. Проиллюстрируем процесс кодирования на следующем примере. Пусть дано задание: "Приведите название сибирской реки, на которой находится город Салехард". Ответом является слово "Обь". Исходя из табл. 1 получим последовательность двоичных чисел: 1110; 0001, 1100, соответствующую буквам слова. После ввода буквы "О" на выходе регистра 47 получим число R 10101000. После ввода буквы "Б" получим число R 01010011. После ввода буквы "b" получим число R 00000110. На выходе блока формирования цифр кода задания 10 получим два шестнадцатеричных числа 0 и 6. Исходя их табл. 1 имеет, что в качестве кода задания можно использовать последовательность АЖ, АХ и А2. Для расширения множества различных кодов заданий, соответствующих правильному ответу, необходимо использовать служебную часть кода задания, которая выбирается произвольным образом. Выберем в качестве служебной части два шестнадцатеричных числа 3 и 12. Исходя из табл. 1, им соответствуют последовательности ГМ, ГЫ, Г8, ТМ, ТЫ, Т8, одну из которых введем перед правильным ответом "Обь". При этом на выходе регистра 47 получим:
R 00001010 после ввода символа Г,
R 10110100 после ввода символа М,
R 11000001 -"-"- О,
R 10000001 -"-"- Б,
R 10100011 -"-"- Ь.

Таким образом на выходе блока формирования цифр кода задания 10, получим числа 10 и 3, и согласно табл. 1, в качестве исходной части кода задания можно использовать последовательности: КГ, КТ, ЩГ, ЩТ, 6Г, 6Т, А результирующим кодом задания, который будем записывать перед условием задачи, будет являться совокупностью исходной и служебной частей кода задания. Таким образом, в качестве результирующего кода задания можно использовать любую из последовательностей: КТАЖ, КГАХ, КГА2, 6ТА2. Поскольку служебная часть выбирается произвольно и может быть переменной длины, то число различных кодов заданий, соответствующих ответу, является неограниченным.

При кодировании заданий необходимо соблюдать следующую последовательность действий: сначала ввести два любых символа, затем по усмотрению кодировщика, служебную часть кода задания, после чего правильный ответ. Рассмотренная выше совместимая работа распределителей импульсов относится к исходному режиму работы устройства, когда регистры режимной части кода задания находятся в нулевых состояниях. Для того, чтобы блок регистров режимной части кода задания перевести в режим записи, необходимо нажать кнопку "Точка". В результате чего двоичные числа, соответствующие номерам первых двух нажатых после кнопок, запишутся в блок регистров режимной части кода задания 7, который состоит из двух четырехразрядных регистров: старшего и младшего. При этом, от того какие числа будут в них записаны, зависит дальнейшая работа устройства в целом. Вся совокупность режимов сведена в табл. 3.

Случай, когда в младшем регистре записан 0, а старшем число K {1; 15} соответствует режиму тренажа. В этом режиме обучаемому необходимо выполнить упражнение, выведенное на индикаторное табло и набрать на клавиатуре ответ, который в преобразованном виде поступает на входы второй группы блока сравнения 15, входы первой группы которого соединяются с выходами ПЗУ 50, через комммутационный блок 14, поскольку на его управляющем входе находится единичный уровень с выхода элемента ИЛИ 38 блока управления режимами 4. При нажатии кнопки "Контроль" на первом выходе формирователя импульсов 22 появится короткий импульс, который поступает на входы элементов И 17 и 18, в результате чего загорится один из двух индикаторов "Правильно", "Неправильно" в блоке регистрации 19. При отпускании кнопки "Контроль" на втором выходе формирователя импульсов 22 появится короткий импульс, который поступит на вход сброса регистров 52 и 53 блока регистрации 19, через элементы И 39 и 40 блока 4. В итоге горевший индикатор погаснет. Если это был индикатор "Правильно", то при переходе регистра 52 в единичное состояние, происходит сброс регистра 47 блока суммирования 11 нулевым перепадом, поступающим с выхода элемента И-НЕ 41 через элемент И 12 на вход сброса R регистра 47, а при переходе регистра 52 в нулевое состояние происходит увеличение на единицу содержимого счетчика 49 блока формирования операндов 16, но уже единичным перепадом, поступающим с выхода того же элемента И-НЕ 41 на счетный вход 5 счетчика 49. В итоге изменяется адрес ПЗУ 50 и на индикаторном табло появляется новое упражнение. Исходная часть кода задания в этом режиме выбирается произвольно и поступает на адресный код ПЗУ 50.

В табл. 2 показан пример кодирования фрагментов ПЗУ. При n 1, на индикаторное табло выводятся упражнения на сложение одноразрядных чисел. Всего таких упражнений 255, первые 100 упражнений состоят из 10 упражнений на сложение с 0, из 10 упражнений на сложение с 1 и т.д. а остальные 155 упражнений идут вразброс. При n 2 на произведение одноразрядных чисел.

Случай, когда в старшем регистре записана 1, а в младшем число, отличное от нуля, соответствует режиму "безразличие". Если безразличным выбирается знак умножения, то в младший регистр необходимо записать число 4. Если безразличными выбираются, например, скобки и знак умножения, то в старший регистр по-прежнему записывается число 1, а в младший сумма двух чисел, которые соответствуют словам "скобки" и "знак умножения", т.е. 1 + 4 5. При этом, если на оба входа хотя бы одного элемента И комбинационной схемы 31 поступят единичные сигналы, а это возможно только в том случае, когда в соответствующих разрядах двоичных чисел на выходе 2 шифратора 23 и выходе младшего регистра блока регистров режимной части кода задания 7 окажутся единицы, то на выходе элемента И 32 появятся два единичных уровня: один с выхода комбинационной схемы 31, а другой с выхода соответствующего разряда старшего регистра режимной части кода задания 7. В результате единичный уровень с выхода элемента И 32 через элемент ИЛИ 29 поступит на управляющий вход формирователя импульсов счета 21 и заблокирует его. В итоге при нажатии служебного символа, который был закодирован как безразличный, изменений в схеме происходить не будет. А при вводе символов ответа, которые не являются закодированными, первый распределитель импульсов работает в соответствии с диаграммой, приведенной на фиг. 3а. Исходная часть кода задания определяется так же, как в исходном режиме работы устройства. Можно также использовать и служебную часть кода задания. Ниже приведен пример задания, закодированного в режиме "безразличие". (ИЛ5. РВ) Вставьте пропущенные буквы в словах: к. пуста, м. лото, л.нейка, к.лина" где ИЛ исходная часть кода задания, 5 - служебная часть кода задания, РВ режимная часть кода задания. Причем, символу Р соответствует число 1, что и указывает на режим "безразличие", а символу В число 2 запятая, согласно табл. 3. Таким образом, правильными ответами к данному заданию являются последовательности А, О, И, А и АОИА.

Случай, когда в старшем регистре режимной части кода задания 7 записано число 2, а в младшем число, отличное от 0, соответствует режиму "коммутативность". В этом режиме единичный уровень с выхода 2 блока регистров режимной части кода задания 7 поступает на вход 2 первого распределителя импульсов 2 и на вход элемента И 33. Выбор и кодирование служебного символа в качестве коммутационного осуществляется так же, как в режиме "безразличие". И при нажатии кнопки, которой соответствует служебный символ, закодированный в качестве коммутативного, на выходе элемента И 33 появится единичный уровень, который поступит на управляющий вход формирователя импульсов счета 21, через элемент ИЛИ 28 и на вход 11 первого распределителя импульсов 2. В результате произойдет блокировка формирователя импульсов счета 21 на время нажатия служебной кнопки и сброс регистра 45 блока суммирования 6. А при вводе любых других символов, которые не были закодированы как коммутативные, первый распределитель импульсов работает в соответствии с диаграммой, изображенной на фиг. 6б. Рассмотрим пример:
(МО.ВС) Решить квадратное уравнение
x2-8x-84=0,
где MO исходная часть кода задания,ВС режимная часть кода задания. Причем, символу В соответствует число 2, что указывает на режим коммутативности, а символу С также число 2, что соответствует запятой, согласно табл. 3. Таким образом, правильными ответами устройство признает последовательности: 14, -6 и -6, 14. Использовать служебную часть кода задания в этом режиме нельзя, поскольку в этом случае теряется свойство коммутативности.

Случай, когда в старшем регистре режимной части кода задания 7 записано число 7, а в младшем -число, отличное от 0, соответствует режиму ограничения. В этом режиме единичный уровень с выхода 3 блока регистров режимной части кода задания 7 поступает на один из входов элемента И 28, на другой вход которого единица поступит только в том случае, когда число в счетчике 26 количества введенных символов станет равным числу, записанному в младший регистр блока регистров режимной части кода задания 7. После этого единица с выхода элемента И 28 через элемент ИЛИ 29 поступит на управляющий вход формирователя импульсов счета 21 и заблокирует его до тех пор, пока схема не будет переведена в исходное состояние нажатием кнопки "сброс". Первый распределитель импульсов работает в этом режиме в соответствии с диаграммой, изображенной на фиг. 6, а.

Рассмотрим пример. (**.ДЕ) Найти площадь круга радиусом 2 см, где ** - исходная часть кода задания,ДЕ режимная часть кода задания. Символу Д соответствует число 4, т.е. режим "ограничения, символу Е 5, т.е. пять значащих символов. Таким образом, правильными устройство признает все ответы, которые начинаются с последовательности 12, 56.

Случай, когда в старшем регистре режимной части кода задания записано число 8, а в младшем число, отличное от 0, соответствует режиму, которому дадим условное название "мешок". В этом режиме единичный уровень с выхода 4 блока регистров режимной части кода задания 7 поступает на вход 3 первого распределителя импульсов 2, в результате чего она начинает работать в соответствии с диаграммой, приведенной на фиг. 3в. Из диаграмм следует, что двоичные числа записываются в регистр 45, а после этого происходит арифметическое сложение содержимых регистра 45 и регистра 47 и результат записывается в регистр 47. Затем регистр 45 обнуляется. Поскольку в регистре 47 накапливается арифметическая сумма двоичных чисел, то порядок ввода этих символов значения не имеет. Рассмотрим пример.

"(**. ИН) Найти десятичные номер наборов, на которых булева функция трех аргументов равна единице, если известно, что она принимает нулевое значение на наборах, в двоичных изображениях которых есть две единицы",
где ** исходная часть кода задания,ИН режимная часть кода задания. Символу И, исходя из табл. 3, соответствует число 8, что свидетельствует о режиме "мешок", второй символ выбираем произвольно, в данном случае это символ Н. Правильным ответом к заданию можно привести любую из шести последовательностей: 124, 142, 214, 241, 421, 412.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение о том, что предлагаемое устройство обладает по сравнению с прототипом значительно большими логико-дидактическими и эксплуатационными возможностями и обеспечивает анализ правильности широкого диапазона неоднозначных ответов, соответствие любому заданию неорганического числа различных кодов и выдачу учебных упражнений для тренажа.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1688708, кл. G 09 B 7/02, 1987.

2. Авторское свидетельство СССР N 1779185, кл. G 09 B 7/02, 1988.


Формула изобретения

Устройство для контроля и самоконтроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, распределители импульсов, блок регистрации и элементы И, отличающееся тем, что оно снабжено последовательно включенными первым блоком суммирования, блоком формирования пароля и блоком индикации пароля, последовательно соединенными блоком суммирования по модулю два, вторым блоком суммирования и блоком формирования цифр кода задания, блоком регистров режимной части кода задания, блоком управления режимами, блоком регистров исходной части кода задания, блоком формирования операндов, последовательно включенными коммутационным блоком и блоком сравнения, выходы которого соединены с первыми входами и второго элементов И, связанных выходами с первыми входами блока регистрации, подключенного выходом к первому управляющему входу блока управления режимами, который первым управляющим выходом соединен с входом блока ввода ответных действий обучаемого, который первым управляющим выходом соединен с первыми входами распределителей импульсов и вторым управляющим входом блока управления режимами, вторым управляющим выходом с вторыми входами первого и второго элементов И, третьим управляющим выходом с третьим управляющим входом блока управления режимами, который вторым управляющим выходом подключен к второму входу блока регистрации, четвертый управляющий выход блока ввода ответных действий обучаемого связан с вторым входом второго распределителя импульсов, который первым выходом соединен с управляющим входом блока регистров режимной части кода задания, связанного выходами с первыми информационными входами блока управления режимами и вторым и третьим входами первого распределителя импульсов, который первым выходом подключен к первому входу третьего элемента И, соединенного выходом с входом сброса второго блока суммирования, который выходами дополнительно связан с вторыми входами блока сравнения, пятый управляющий выход блока ввода ответных действий обучаемого соединен с четвертым входом первого распределителя импульсов, третьим входом второго распределителя импульсов, четвертым управляющим входом блока управления режимами, входами сброса первого блока суммирования, блока регистров режимной части кода задания и блока регистров исходной части кода задания, который выходами связан с первыми информационными входами коммутационного блока и первыми адресными входами блока формирования операндов, второй выход первого распределителя импульсов связан с входом синхронизации второго блока суммирования, третий выход первого распределителя импульсов подключен к входам синхронизации блока регистров режимной части кода задания, блока регистров исходной части кода задания и блока суммирования по модулю два, четвертый выход первого распределителя импульсов соединен с входом сброса блока суммирования по модулю два, пятый и шестой выходы первого распределителя импульсов связаны соответственно с входом синхронизации и управляющим входом первого блока суммирования, второй выход второго распределителя импульсов связан с управляющим входом блока регистров исходной части кода задания и первым управляющим входом блока формирования операндов, который информационными выходами соединен с вторыми информационными входами коммутационного блока, третий выход второго распределителя импульсов связан с управляющими входами блока суммирования по модулю два и второго блока суммирования и пятым управляющим входом блока управления режимами, третий управляющий выход которого подключен к управляющему входу коммутационного блока, а четвертый управляющий выход связан с вторым входом третьего элемента И и вторым управляющим входом блока формирования операндов, причем первые информационные выходы блока ввода ответных действий обучаемого соединены с информационными входами первого блока суммирования, блока суммирования по модулю два, блока регистров режимной части кода задания и блока регистров исходной части кода задания, которые информационные выходы блока ввода ответных действий обучаемого связаны с вторыми информационными входами блока управления режимами, который информационными выходами подключен к вторым адресным входам блока формирования операндов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности
Изобретение относится к технике информационно-вычислительных систем и может использоваться для обучения и тренировки операторов по управлению вычислительными процессами

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано также в любой области деятельности, в которой осуществляются операции штемпелевания документов с одновременным статистическим анализом признаков, присваиваемых документам при их штемпелевании (например, в делопроизводстве при адресовании документов)

Изобретение относится к носителям информации для устройств контроля значений с выборочным методом ответов

Изобретение относится к области эргономики, в частности к устройствам обучения и тренажа операторов человеко-машинных систем, и может быть использовано как часть тренажерной техники

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и контроля качества решения задачи и может быть использовано на занятиях с програм ОбццЗотха , мированным контролем

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может использоваться для программированного обучения

Изобретение относится к средствам для бесклавишного ввода информации и может быть применено в биотехнических персональных компьютерах и в тренажерах для выработки у обучаемого квазиречевого координатню-моторного (КМ) рефлекса

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх