Узел соединения облицовки с гребным валом

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: узел соединения облицовки с гребным валом 1 содержит центрирующие пояски 2 и 3 и облицовку, состоящую из двух концентрических, установленных одно в другом колец: внутреннего 4 и наружного 5. Кольца 4 и 5 раскреплены между собой благодаря выполнению внутреннего кольца 4 из антифрикционного материала, например, из полиуретана или политетрафторэтилена. Наружное кольцо 5 облицовки жестко связано с подшипниковым узлом 12, а внутреннее 4 - с гребным валом 1 посредством выполненных на нем продольных и/или кольцевых радиальных выступов, размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах внутреннего кольца 4 облицовки. 6 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к гребным валам судов.

Известен узел соединения облицовки с гребным валом, содержащий центрирующие пояски на гребном валу (см. авт. св. СССР N 1528683, кл. B 63 H 23/34, 1989г).

Недостатком известного устройства является то, что на облицовку и подшипниковый узел сказывается совместное воздействие изгибного и крутящего моментов, влияющие на надежность узла соединения облицовки с гребным валом.

Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационной надежности узла соединения облицовки с гребным валом.

Он достигается тем, что в узле соединения облицовки с гребным валом, содержащем центрирующие пояски на гребном валу, облицовка выполнена составной в виде установленных одного в другом и раскрепленных между собой концентрических колец, внутреннее из которых скреплена с гребным валом посредством выполненных на нем продольных или кольцевых радиальных выступов, размещенных на конгруэнтных или радиальных пазах, выполненных на внутреннем кольце, причем внутреннее кольцо облицовки выполнено из антифрикционного материала, преимущественно из полиуретана или политетрафторэтилена.

На фиг. 1 представлен общий вид валопровода; на фиг.2 выноска I фиг.1 с изображением узла соединения облицовки с гребнем валом, продольный разрез; на фиг. 3 сечение по А-А фиг.2; на фиг.4 выноска II фиг.2, увеличенный вид; на фиг. 5 то же перед заливкой полиуретановой композиции; на фиг.6 выноска III фиг.4 с изображением внутреннего кольца 4 облицовки.

Узел соединения валопровода (фиг.1) содержит гребной вал 1 (фиг. 2, 3, 4) с центрирующими поясками 2 и 3 и облицовку, состоящую из двух концентрических, установленных одно в другом колец: внутреннего 4 и наружного 5.

Внутреннее кольцо 4 выполнено из антифрикционного материала, например, из полиуретана или политетрафторэтилена. Кольца 4 и 5 раскреплены между собой. Внутреннее кольцо 4 соединено с гребным валом 1 посредством выполненных на нем продольных или кольцевых радиальных выступов 6 (или тех и других вместе), размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах 7 внутреннего кольца 4. Литники до колец 4 удалены.

Гребной вал 1 выполнен из композиционного материала, наружное кольцо 5 облицовки из металла, например сплава бронзы.

Сборку узла соединения облицовки с гребным валом осуществляют следующим образом.

На внутреннюю поверхность 8 и торцы 9 наружного кольца 5 (фиг.5) и на концентрирующие пояски 2 и 3, контактирующие с кольцами 4 и 5, наносят разделительный слой, например, технический вазелин или фторопластовую эмульсию. На гребной вал 1 с выступами 6 надевают наружное кольцо 5, обеспечивают с ним концентричное расположение с помощью специального приспособления (условно не показано) и фиксируют центрирующими поясками 2 и 3. Через специально выполненные в наружном кольце 5 отверстия 10 заливают полиуретановую композицию в полость 11 между гребным валом 1 и наружным кольцом 5 и выдерживают для ее отверждения и образования внутреннего кольца 4 облицовки, скрепленного с валом 1 посредством его выступов 6.

Узел соединения работает следующим образом.

При вращении вала 1 в опорах 12 (фиг. 1, 2) внутренние полиуретановые кольца 4 и наружные кольца 5 облицовок находится в условиях только контактного нагружения, при этом вал 1 вращается со скольжением закрепленными на нем кольцами 4 относительно колец 5, зафиксированных в опорах 12. Центрирующие пояски 2 и 3, радиальные выступы 6 на гребном валу 1, размещенные в конгруэнтным им пазах 7 внутренних кольцах 4 облицовок, прочно удерживают кольца 4 на гребном валу 1 и обеспечивают надежную работу вала 1.

Формула изобретения

Узел соединения облицовки с гребным валом, содержащий центрирующие пояски на гребном валу, отличающийся тем, что облицовка выполнена составной в виде установленных одного в другом и раскрепленных между собой концентрических колец, внутреннее из которых скреплено с гребным валом посредством выполненных на нем продольных и/или кольцевых радиальных выступов, размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах, выполненных на внутреннем кольце, причем внутреннее кольцо облицовки выполнено из антифрикционного материала, преимущественно из полиуретана или политетрафторэтилена.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к производству судовых валопроводов

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при монтаже опор гребных валов

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию для центровки судовых валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в гребных валах, в частности в их трубчатых секциях, выполненных из композиционных материалов (КМ)
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к технологии центровки судовых валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может найти применение при ремонте судов для съема судовых винтов, а также других массивных деталей с их валов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на судах для уплотнения гребных валов, а также в общем машиностроении в качестве уплотнения вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов

Изобретение относится к судостроению, и используется для обеспечения герметичности мест выхода валовых линий через переборки

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов

Изобретение относится к судостроению, в частности, к корабельным энергетическим установкам

Изобретение относится к системам распределения энергии, которые могут быть использованы на морских судах и подводных лодках

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на надводных судах и подводных объектах для уплотнения валов движительных установок, а также в машиностроении в качестве уплотнения вращающихся валов насосов, работающих, прежде всего в импульсных режимах с длительной готовностью в режиме ожидания. Уплотнение вала содержит основное уплотнение, силовой эластичный элемент с уплотнительным кольцевым элементом, взаимодействующим с ответным уплотнительным элементом и образующим с ним торцевой уплотнительный узел и аварийное торцевое уплотнение. Силовой эластичный элемент выполнен в виде неподвижно и герметично закрепленной по внешнему контуру металлической мембраны с расположенным на ее внутреннем, охватывающем вал контуре ответным, жестко закрепленным на валу уплотнительным кольцевым элементом и образующим с ним стояночное, нагруженное внешним усилием торцевое уплотнение повышенной теплостойкости. Уплотнение вала дополнительно включает дистанционно управляемый привод раскрытия стояночного торцевого уплотнения, а аварийное торцевое уплотнение выполнено нормально раскрытым и содержит температуростойкие взаимодействующие кольцевые уплотнительные элементы на торцевой поверхности входного для вала отверстия и примыкающей к ней торцевой стенке вала. Вал выполнен с возможностью его перемещения вдоль оси и снабжен упорным, воспринимающим внешнее усилие подшипником с устройством аварийного его раскрепления от продольного смещения. Технический результат: повышение надежности и устойчивости уплотнения вала путем совершенствования его конструкции, в том числе и за счет использования взаимодействующих уплотнительных элементов из теплостойких материалов, и повышение ремонтопригодности. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к способу и устройству защиты расположенного в обтекателе электродвигателя для приведения в движение морских судов от изгиба вала при ударах. Способ и устройство для защиты расположенного в обтекателе электрического двигателя для приведения в движение морских судов от изгиба вала при ударах, когда лопасти винта обтекателя ударяют об обломки льда или другие жесткие объекты. Двигатель имеет приводной вал, ротор и статор, а указанные удары ведут к моментальному изгибу приводного вала до такой степени, что ротор может войти в контакт со статором. Ротор удерживается от вхождения в опасный контакт со статором путем обеспечения по меньшей мере двух элементов, которые вместе образуют радиальный подшипник скольжения. Радиальный подшипник скольжения имеет сопрягающиеся дугообразные несущие поверхности, которые отделены друг от друга непроводящим промежутком во время нормальной работы двигателя и входят в контакт друг с другом только при кратковременных экстремальных нагрузках. Достигается предотвращение опасного контакта между ротором и статором в расположенном в обтекателе двигателе для морских судов. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к винтовым движителям с предохранительной муфтой для использования в подвесных лодочных моторах. Гребной винт с предохранительной муфтой содержит корпус-ступицу гребного винта, штифт-шпонку и ведущую и ведомую полумуфты. Ведущая полумуфта надета на гребной вал, входит в зацепление и воспринимает крутящий момент гребного вала. Ведомая полумуфта соединена с корпусом-ступицей гребного винта и передает крутящий момент на гребной винт. Ведущая и ведомая полумуфты обращены друг к другу своими торцами. Совместное отверстие в полумуфтах под штифт-шпонку проходит через торцевые поверхности полумуфт. Ось отверстия расположена параллельно или под углом до 15-20° к оси гребного винта. Штифт-шпонка расположен в отверстии одновременно в ведомой и ведущей полумуфтах для передачи крутящего момента между полумуфтами. Достигается простота замены штифта-шпонки и установки гребного винта на гребной вал. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх