Сплав на основе алюминия

 

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к получению сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления штамповок сложной формы, в частности штамповок дисков автомобильных колес. Сплав на основе алюминия содержит следующие компоненты, мас.%: медь 2,2-3,1, магний 0,6-1,0, кремний 1,0-1,8, марганец 0,4-0,8 и цинк 1,2-1,8. 2 табл.

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к получению сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления штамповок сложной формы, в частности штамповок дисков автомобильных колес.

Известны сплавы, применяемые для штамповок: AB (системы Al-Mg-Si), AK6 и AK8 (системы Al-Mg-Si-Cu) (см.ГОСТ ъ 4784-74). Эти сплавы обладают средней прочностью, высокой технологичностью при литье и горячей деформации, однако одни имеют высокую коррозионную стойкость, но относительно невысокую прочность (AB: В(Д)>30 кгс/мм2), другие повышенные значения прочностных свойств (AK6: В(Д)>39 кгс/мм2), но пониженную коррозионную стойкость.

За прототип принят известный ковочный сплав AK6, содержащий следующие компоненты, мас. медь 1,8-2,6, магний 0,4-0,8, кремний 0,7-1,2, марганец 0,4-0,8 и алюминий остальное (ГОСТ 4784-74).

Техническим эффектом от реализации настоящего изобретения является повышение коррозионной стойкости, выносливости, а также получение возможности структурного упрочнения за счет сохранения нерекристаллизованной (полигонизованной) структуры после закалки.

Указанный технический эффект реализуется сплавом на основе алюминия, содержащим медь, магний, кремний, марганец и отличающимся тем, что он дополнительно содержит цинк при следующем соотношении компонентов, мас. медь 2,2-3,1, магний 0,6-1,0, кремний 1,0-1,8, марганец 0,4-0,8, цинк 1,2-1,8 и алюминий остальное.

Цинк в сплаве указанного состава находится в основном в твердом растворе и благодаря высокой растворимости в алюминии повышает термическую стабильность полигонизованной структуры. Цинк снижает температуру солидуса приблизительно на 20oC по сравнению со сплавом AK6. Со снижением температуры солидуса связано снижение температуры гомогенизации. В процессе гомогенизации при 470oC в течение 6 ч происходит распад твердого раствора марганца в алюминии с образованием мелкодисперсных, равномерно распределенных марганцовистых фаз, наличие которых в штамповке приводит к повышению температуры рекристаллизации. А так как температура закалки полуфабрикатов нового сплава также ниже (по сравнению со сплавом AK6), то все это позволяет сохранить после закалки совершенно нерекристаллизованную структуру, что и обусловливает возможность значительного упрочнения. Однако при использовании высокотемпературного старения с целью повышения коррозионной стойкости величина структурного упрочнения уменьшается, хотя структура и остается нерекристаллизованной.

Дисперсные выделения Al-Mn-фаз также способствуют повышению сопротивления коррозионному растрескиванию. Но основной вклад в повышение коррозионной стойкости делает хорошо развитая субзеренная структура: границы субзерен во время охлаждения с температуры закалки являются стоками для вакансий, уменьшая их концентрацию в приграничных зонах.

Пример осуществления изобретения.

В условиях ВИАМ были отлиты слитки, химический состав которых приведен в табл. 1. Из слитков после обточки и гомогенизации при 47010oC в течение 6 ч были изготовлены поковки сечением 60х200 мм. Поковки подвергали термообработке по режиму: закалка с температуры 5005o после выдержки 100 мин с охлаждением в холодную воду: старение при 2005oC в течение 12 ч.

В табл.2 приведены механические свойства предложенного сплава в сравнении со свойствами сплава прототипа. Из таблицы следует, что предложенный сплава при практически одинаковых прочностных и пластических характеристиках со сплавом-прототипом имеет значительное превосходство по выносливости и по стойкости к коррозионному растрескиванию.

Формула изобретения

Сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, кремний, марганец, отличающийся тем, что он дополнительно содержит цинк при следующем соотношении компонентов, мас.

Медь 2,2 3,1 Магний 0,6 1,0 Кремний 1,0 1,8 Марганец 0,4 0,8 Цинк 1,2 1,8 Алюминий Остальное-

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, предназначенным для изготовления монометаллических подшипников скольжения, работающих в условиях жидкостного и граничного трения, например, объемных гидромашинах
Изобретение относится к металлургии, в частности к литейным алюминиевым сплавам и способам их термообработки

Изобретение относится к легким материалам для применения в авиационно-космической технике и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к антифрикционным сплавам на основе алюминия, используемым для подшипниковых и уплотнительных деталей, работающих в условиях ограниченной смазки, например для поршней колец, компрессоров и двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов
Изобретение относится к сварке, в частности к материалам для сварки высокопрочных алюминиевых сплавов, содержащих литий

Изобретение относится к высокопрочным свариваемым алюминиевым сплавам

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала

Изобретение относится к области металлургии, в частности к многокомпонентным сплавам на основе алюминия

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам алюминиевых сплавов, и может быть использовано в разработке конструкционных материалов для изготовления изделий авиакосмической техники, в том числе и работающих при криогенных температурах

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано в приборостроении для изготовления слабонагруженных и ненагруженных деталей, например радиаторов охлаждения полупроводниковых приборов, подошвы электрического утюга и др., а также в качестве электроконтактного материала

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции
Наверх