Опора поворотного устройства

 

Использование: в устройствах для обеспечения поворота конструкции относительно основания машины для открытой добычи ископаемых. Сущность изобретения: опора состоит из нескольких сегментов 1 с полутороидальной канавкой 2 для установки сферических тел качения. В зонах стыка сегментов установлены в выемках 3 уплотнительные стержни 6. Ветви выемок 3 открыты в сторону внутренней и внешней поверхностей сегментов, что делает их легкодоступными при демонтаже. Уплотнительный стержень 6 выполнен полым и с уплотнительными выступами, зона стыков сегментов закрыта съемными элементами 7. В зоне 11 выемки 3 устанавливают устройство для контроля протечек масла. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения поворота конструкции относительно основания машин, используемых при открытой добыче ископаемых.

Известна опора поворотного устройства, содержащая круговую сферическую направляющую, в которую устанавливаются сферические тела качения, верхняя часть конструкции машины размещается на телах качения.

Предусмотрена смазка. Исходя из максимального сокращения потерь масла и соображений охраны окружающей среды необходимо предусматривать исключение потерь масла. Сферическая направляющая состоит из 4-6, а зачастую из двенадцати сегментов, в стыках сегментов выполнены пазы с круглым поперечным сечением, в которые вводят пластическую массу или двухкомпонентный силиконовый каучук. При длительной эксплуатации вследствие неизбежных перемещений сегментов относительно друг друга возникают протечки. Замена уплотнительных элементов требует демонтажа устройства маслоулавливающего кольца, что очень трудоемко [1] Задачей изобретения является повышение надежности эксплуатации и уменьшение расходов по его эксплуатации.

Для этого в опоре поворотного устройства, содержащей кольцеобразное основание с выполненной на его торце направляющей канавкой полутороидальной формы, состоящее из нескольких сопряженных между собой сегментов, уплотнительное кольцо, охватывающее сегменты, маслоулавливающее кольцо, расположенное в контакте с внутренней цилиндрической поверхностью сегментов, а также уплотнения, расположенные между сегментами. На сопрягаемых поверхностях сегментов выполнены U-образной формы выемки, охватывающие направляющую канавку в ее поперечном сечении, вертикально расположенные ветви выемки выполнены открытыми в сторону внутренней и наружной цилиндрической поверхностей основания и соединены между собой перемычкой, а уплотнение выполнено в виде размещенного в выемке стержня из резины или пластмассы.

Целесообразно, чтобы ветви и перемычка выемки были выполнены одинаковой ширины. Стержень в поперечном сечении имеет квадратную форму. Стержень может быть выполнен со сквозной, предпочтительно, цилиндрической полостью и предпочтительно с тремя уплотнительными выступами, расположенными на сторонах, обращенных к сопрягаемым сегментам. Каждая выемка образована двумя полупазами на сопряженных сегментах. Выемка может быть полностью расположена в одном из сопрягаемых сегментов.

Уплотнительное и маслоулавливающее кольца выполнены из отдельных, расположенных с тангенциальным зазором между собой секторов, и перекрывающих тангенциальный зазор съемных элементов, зазор между секторами колец расположен в зоне стыка сегментов и величина его, по меньшей мере, равна ширине стержня.

В выемке в зоне соединения ее ветвей с перемычкой размещено устройство для контроля протечек.

На чертежах представлен пример выполнения опоры поворотного устройства, где на фиг.1 изображен вид с торца на сегмент основания; на фиг.2 тот же вид с подведенным уплотнительным кольцом; на фиг.3 тот же вид с протянутым в перемычку уплотнительным кольцом; на фиг.4 тот же вид с установленным уплотнительным и маслоулавливающими кольцами; на фиг.5 поперечное сечение по стыку сегментов с односторонне расположенным уплотнительным кольцом.

Опора поворотного устройства содержит кольцеобразное основание, состоящее из нескольких сопряженных между собой сегментов 1, на поверхности которых выполнена направляющая канавка 2 полутороидальной формы. В канавку устанавливаются тела качения и на них поворачивается верхняя часть конструкции. В стыке сегментов 1 выполнены U-образной формы выемки 3, охватывающие направляющую канавку 2 в ее поперечном сечении, вертикально расположенные ветви 4 выемки 3 соединены между собой перемычкой 5. Ширина ветвей 4 и перемычки 5 одинакова, благодаря чему в выемке размещается по всей длине уплотнение в виде стержня 6 из резины или пластмассы. Благодаря тому, что ветви 4 выемки 3 выполнены открытыми в сторону внутренней и наружной цилиндрических поверхностей основания уплотнение становится легкодоступным при монтажных операциях.

Выемки 3 во время работы закрыты съемными элементами 7. Маслоулавливающее кольцо 8 расположено в контакте с внутренней цилиндрической поверхностью сегментов. Уплотнительное и маслоулавливающее кольца состоят из отдельных секторов, расположенных с тангенциальным зазором между собой, этот зазор расположен в зоне стыка сегментов 1 и величина его, по меньшей мере, равна ширине стержня 6. Стержень 6 может иметь квадратное поперечное сечение с тремя уплотнительными выступами 9, расположенными на сторонах, обращенных к сопрягаемым сегментам, и со сквозной цилиндрической полостью 10. Каждая выемка может быть образована двумя полупазами. В выемке в зоне 11 соединения ее ветвей с перемычкой может быть установлено устройство для контроля протечек масла, осуществляющее проверку герметичности уплотнения.

Формула изобретения

1. Опора поворотного устройства, содержащая кольцеобразное основание с выполненной на его торце направляющей канавкой полутороидальной формы и состоящее из нескольких сопряженных между собой сегментов уплотнительное кольцо, охватывающее сегменты, маслоулавливающее кольцо, расположенное в контакте с внутренней цилиндрической поверхностью сегментов, а также уплотнения, расположенные между сегментами, отличающаяся тем, что на сопрягаемых поверхностях сегментов выполнены U-образной формы выемки, охватывающие направляющую канавку в ее поперечном сечении, вертикально расположенные ветви выемки выполнены открытыми в сторону внутренней и наружной цилиндрических поверхностей основания и соединены между собой перемычкой, а уплотнение выполнено в виде размещенного в выемке стержня из резины или пластмассы.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что ветви и перемычка выемки выполнены одинаковой ширины.

3. Опора по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что стержень выполнен квадратной формы в поперечном сечении.

4. Опора по пп.1 3, отличающаяся тем, что стержень выполнен со сквозной предпочтительно цилиндрической полостью и предпочтительно с тремя уплотнительными выступами, расположенными на сторонах, обращенных к сопрягаемым сегментам.

5. Опора по пп.1 4, отличающаяся тем, что каждая выемка образована двумя полупазами на сопряженных сегментах.

6. Опора по пп.1 4, отличающаяся тем, что выемка полностью расположена в одном из сопрягаемых сегментов.

7. Опора по пп.1 6, отличающаяся тем, что уплотнительное и маслоулавливающее кольца выполнены из отдельных, расположенных с тангенциальным зазором между собой секторов и перекрывающих тангенциальный зазор съемных элементов, зазор между секторами колец расположен в зоне стыка сегментов основания и величина его по меньшей мере равна ширине стержня.

8. Опора по пп.1 7, отличающаяся тем, что в выемке в зоне соединения ее ветвей с перемычкой размещено устройство для контроля протечек.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для повышения работоспособности вакуумных узлов и уменьшения выделения частиц износа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках качения

Изобретение относится к области строительных машин и может быть использовано в самоходных грузоподъемных кранах, в частности в автомобильных кранах

Изобретение относится к конструкции гидростатических опор и может найти применение в различных отраслях промышленности, где необходимо поддержание с высокой точностью определенного положения вертикальных медленно вращающихся валов механизмов и обеспечение минимального трения в опорах

Изобретение относится к верхним опорам высокооборотных роторов с вертикальной осью вращения, посредством которых роторы удерживаются в вертикальном положении, например, роторов газовых ультрацентрифуг

Изобретение относится к машиностроению, а именно к прикладной электромеханики, в частности к устройствам, предназначенным для поддержания как вращающихся, так и невращающихся деталей во взвешенном состоянии, например, для бесконтактной подвески роторов, валов, шпинделей и т.д
Наверх