Ракетный двигатель твердого топлива

 

Использование: преимущественно во вспомогательных ракетных двигателях твердого топлива, применяемых для создания управляющий усилий. Сущность изобретения: содержит корпус с размещенным в нем зарядом 2 трт, сопло 3 с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса 1 на сопловом днище 4, сопловое днище 4 выполнено с образованием полости между внутренней поверхностью днища 4 и торцевой поверхностью заряда 2, куда входит и предсопловой объем, причем на части внутренней поверхности днища 4 имеется выступ 6, отделяющий предсопловой объем от полости днища 4, а предсопловой объем имеет форму части сферы и цилиндрического участка, сопряженного с поверхностью выступа 6. 1 ил.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), преимущественно к вспомогательным РДТТ, применяемых для создания управляющих усилий, отделения, стабилизации объекта и его элементов.

Известен РДТТ [1] принятый в качестве прототипа, содержащий корпус с зарядом твердого топлива, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище, выполненном с образованием с поверхностью заряда полости, включающей предсопловой объем.

Недостатком данного РДТТ является наличие значительных потерь удельного импульса, связанных с размещением сопла под углом к продольной оси РДТТ.

Технической задачей изобретения является снижение потерь удельного импульса, связанных с размещением сопла под углом к продольной оси РДТТ.

Поставленная задача решается конструкцией РДТТ, содержащего корпус с размещенным в нем зарядом трт, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище; сопловое днище выполнено с образованием с торцевой поверхностью заряда полости, включающей предсопловый объем, причем сопловое днище снабжено выступом, выполненным на части его внутренней поверхности и отделяющим предсопловой объем от полости днища, при этом внутренняя поверхность соплового днища в зоне предсоплового объема имеет сферическую форму с примыкающими к ней цилиндрическим участком, сопряженным с поверхностью выступа.

Изобретение поясняется чертежом, где обозначено: 1 корпус РДТТ, 2 заряд трт, 3 сопло, 4 сопловое днище, 5 - сферическая часть предсоплового объема, 6 выступ, 7 цилиндрическая часть предсоплового объема.

РДТТ работает следующим образом: После воспламенения заряда трт продукты его сгорания заполняют полость соплового днища 4, стремясь двигаться продольно оси РДТТ, они омывают внутреннюю поверхность соплового днища 4. Выступ 6 на внутренней поверхности днища выполняет роль направляющего экрана, обеспечивающего разворот продуктов сгорания и направление их в сопловое отверстие, увеличивая тем самым образование вихревых потоков, возникающих при развороте продуктов сгорания, что способствует увеличению полноты сгорания летящих частиц трт, приводящей к повышению эффективности выходных параметров изделия. После выступа по ходу истечения продуктов сгорания выполнен цилиндрический участок 7, переходящий в сфероидальный объем 5, в котором поток продуктов сгорания, сузившийся при прохождении выступа, имеет возможность расшириться и более эффективно истекать через критическое сечение сопла.

Сравнительные стендовые испытания РДТТ, выполненных с описанными конструктивными решениями, показали снижение потерь удельного импульса на 3 5% по сравнению с РДТТ, не имеющих данных особенностей.

Изобретение может быть промышленно использовано при создании РДТТ, газогенераторов и других систем с высокими скоростями истечения газов, в которых конструктивно требуется поворот газового потока.

Источники информации: 1. Фахрутдинов И. Х. Котельников АВ. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М. Машиностроение, 1987, с. 28, рис. н-прототип.

Формула изобретения

Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус с зарядом твердого топлива, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище, выполненном с образованием с торцевой поверхностью заряда полости, включающей предсопловой объем, отличающийся тем, что сопловое днище снабжено выступом, выполненным на части его внутренней поверхности и отделяющим предсопловой объем от полости днища, при этом его внутренняя поверхность в зоне предсоплового объема выполнена в форме части сферы и примыкающего к ней цилиндрического участка, сопряженного с поверхностью выступа.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) космического назначения, с отношением его длины к диаметру 1,5 преимущественно с шаровидной формой корпуса

Изобретение относится к артиллерийской технике, в частности к ракетным двигателям снарядов, запускаемых из ствола орудия или миномета

Изобретение относится к ракетной технике, в частности, к двигателям твердого топлива, устанавливаемым на снарядах, запускаемых из ствола артиллерийского орудия

Изобретение относится к тепловым двигателям, а также может быть использовано в авиационной, автомобильной, строительной и других областях промышленности

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях на твердом топливе, преимущественно импульсных (время работы не более 0,3 с), используемых в качестве стартовых двигателей, работающих при движении в стволе-контейнере

Изобретение относится к области пиротехники и может быть использовано в качестве источника газа, давления и струи высокотемпературных продуктов горения со стабильным расчетным расходом

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива с регулируемыми и значениями суммарного импульса тяги

Изобретение относится к области ракетной техники и учитывается все возрастающие требования по повышению совершенства конструкции ракетных двигателей и надежности их работы

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к РДТТ с зарядами из высокоимпульсных смесевых твердых топлив, прочно скрепленными с корпусом, и может быть использовано в ракетах (реактивных снарядах) с твердотопливными двигателями, топлива которых склонны к вибрационному горению

Изобретение относится к области газодинамических устройств и может быть использовано для летательных аппаратов, при проведении монтажных работ по закреплению нефте- и газопроводов на местности при постановке в грунт на глубину до 10 метров анкерных устройств с телескопическим соединительным звеном, в горнодобывающей отрасли при добыче строительных материалов в карьерах или на других участках открытой местности (для прошивки шпуров и скважин), в строительной отрасли для установки в грунт крепежных и фундаментных свай или даже при необходимости при проходке (выработке) тоннелей, для переброски средств пожаротушения непосредственно в сам очаг пожара (особенно при пожарах лесных массивов, пожарах на нефтепромыслах или других крупномасштабных очагов пожара), для переброски и одновременного закрепления в грунте несущих тросовых канатов при наведении временных переправ, для быстроходных тележек испытательных треков, для эффективного использования периода последействия гладкоствольных систем

Изобретение относится к области ракетной техники
Наверх