Пряжка ремня безопасности для транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к области пассивной безопасности транспортных средств, в частности к устройствам пряжек ремней безопасности. Сущность: пряжка ремня безопасности для транспортного средства содержит запорный язык, вставляемый в корпус, в котором размещены спаренные пластины, соединенные между собой посредством закрепленной на кузове тяги и подпружиненной трехзубой защелки, которая установлена крайними зубьями в отверстиях пластин перпендикулярно их плоскости. В замкнутом положении пряжки центральный зуб защелки располагается в отверстии запорного языка, на который воздействует подпружиненный толкатель. Орган размыкания пряжки выполнен в виде ползуна, торцевая стенка которого является нажимной поверхностью, а боковые стенки имеют внутренние продольные пазы для его перемещения на спаренных пластинах. Благодаря тому что орган размыкания снабжен расположенными со стороны запорного языка клиновыми лапками с наклонными и прямолинейными участками, а с противоположной стороны продольными хвостовиками, части которых расположены на внутренней поверхности органа, появилась возможность плавного вывода крайних зубьев защелки из зацепления и надежной блокировки боковой поверхности защелки в замкнутом и разомкнутом положениях пряжки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств, в частности к устройствам пряжек ремней безопасности, применяемых для защиты водителей и пассажиров от тяжелых травм при дорожно-транспортных происшествиях путем удержания их в сиденье.

Действующие в настоящее время международные правила предъявляют к пряжкам безопасности высокие технические требования по надежности в эксплуатации.

Общим недостатком известных ремней безопасности является возможность непроизвольного размыкания пряжки от случайного перекоса либо смещения в эксплуатации.

Из достигнутого уровня техники известно устройство пряжки ремня безопасности, в котором запорный язык фиксируется зажимным приспособлением из упругого материала, расположенным между корпусом и языком [1] В известной пряжке применен орган размыкания откидного типа. Основным недостатком его конструкции является возможность непроизвольного размыкания во время эксплуатации ремня безопасности.

Наиболее близким по технической сущности является пряжка ремня безопасности для транспортного средства, содержащая корпус и вставляемый в корпус запорный язык. В корпусе содержатся спаренные пластины, соединенные между собой закрепленной на кузове тягой, подпружиненная трехзубая защелка, которая установлена зубьями в отверстиях пластин перпендикулярно их плоскости, причем в замкнутом положении пряжки центральный зуб защелки располагается в отверстии запорного языка, на который воздействует подпружиненный толкатель. Орган, обеспечивающий разомкнутое положение пряжки, установлен в корпусе с возможностью перемещения и взаимодействия с защелкой [2] Этот орган выполнен в виде кнопки рычажного типа, в которой для размыкания применяется нажимная пластина с вилкообразным хомутом, оттягивающим вверх трехзубую защелку, снабженную клинообразным сухарем, выводя ее из зацепления с запорным языком. Для установления перекосов и смещения запорного языка в корпусе относительно направления выталкивания предусмотрены пружинные приспособления, расположенные по обеим сторонам отверстия для запорного языка.

К недостаткам устройства пряжки прототипа следует отнести: недостаточную надежность в эксплуатации ремня безопасности, так как рычажная кнопка размыкания пряжки допускает возможность случайного перекоса либо смещения верхней нажимной пластины и соответственно непроизвольного расцепления пряжки; усложненность конструкции из-за необходимости введения пружинных приспособлений в корпусе для обеспечения работоспособности пряжки ремня, а также введения в защелку клинообразного сухаря и необходимость в его фиксации, что в итоге увеличивает общие габаритные размеры.

В основу данного изобретения положена задача создать пряжку ремня безопасности для транспортного средства с таким органом размыкания, который повысил бы надежность в эксплуатации пряжки ремня безопасности и упростил бы ее конструкцию и уменьшил общие габаритные размеры.

Для решения указанной задачи в пряжке ремня безопасности для транспортного средства, содержащей запорный язык, вставляемый в корпус, и размещенные в корпусе спаренные пластины, соединенные между собой посредством закрепленной на кузове тяги, подпружиненную трехзубую защелку, установленную зубьями в отверстиях пластин перпендикулярно их плоскости так, что ее центральный зуб в замкнутом положении пряжки расположен в отверстии запорного языка, взаимодействующего с подпружиненным толкателем, при этом орган размыкания пряжки установлен в корпусе с возможностью перемещения и взаимодействия с защелкой согласно изобретению. Орган размыкания пряжки снабжен расположенными со стороны запорного языка клиновыми лапками для взаимодействия с основанием крайних зубьев указанной защелки, и выступающими с противоположной стороны продольными хвостовиками для размещения на них пружинных элементов, причем одна часть этих хвостовиков расположена на внутренней поверхности органа для взаимодействия с боковой поверхностью защелки.

Благодаря такому техническому решению, когда клиновые лапки органа размыкания плавно воздействуют на крайние зубья защелки со стороны их основания, а внутренние части продольных хвостовиков воздействуют на боковую поверхность защелки, повышается надежность ремня безопасности в эксплуатации, так как возможность случайного расцепления пряжки в этом случае значительно снижается в сравнении с прототипом, в котором применен орган размыкания рычажного типа.

Целесообразно орган размыкания выполнить в виде цельнолитого из пластмассы ползуна, снабженного указанными клиновыми лапками и продольными хвостовиками, на боковых стенках ползуна выполнить внутренние продольные пазы для размещения в них спаренных пластин, а его торцевую стенку использовать в качестве нажимной поверхности.

Благодаря этому решению ползуну обеспечено несколько опорных поверхностей относительно спаренных пластин не только с боковых сторон, но по верхней и нижней поверхностям, что также способствует исключению случайных перекосов, не требует дополнительных приспособлений для центрирования. Целесообразно также клиновые лапки в ползуне выполнить с прямолинейным и наклонными участками-поверхностями, причем длина их в общем не должна быть меньше длины хода (перемещения) органа размещения. На торцевой стенке и продольных хвостовиках целесообразно выполнить симметричные выступы, причем обеспечить между ними расстояние соответственно перемещению органа размыкания, так чтобы боковая поверхность защелки упиралась в них как в замкнутом, так и в разомкнутом положении пряжки.

Указанные конструктивные особенности повлияют на плавный вывод зубьев защелки из зацепления и сделают процесс расцепления пряжки несколько замедленным, что будет способствовать повышению надежности пряжки в эксплуатации.

Целесообразно защелку подпружинить пластинчатой пружиной и соединить ее один конец с верхней частью защелки, а другой жестко закрепить в точке крепления спаренных пластин с тягой, что также упрощает конструкцию.

Со стороны запорного языка спаренные пластины снабжены симметричными распорками, благодаря чему конструкция приобретает не только прочность, но и дополнительные свойства направляющей обоймы для запорного языка, позволяющей обойтись без дополнительных пружинных приспособлений, центрирующих запорный язык в отверстии, как это сделано в прототипе.

Целесообразно разместить пружинные элементы органа размыкания в пространстве между пластинами и корпусом, причем так, чтобы центральный зуб защелки в разомкнутом положении пряжки располагался на верхней части толкателя и этим не только исключить клинообразный сухарь защелки, как в прототипе, но и достичь уменьшения габаритных размеров пряжки по высоте, что особенно важно для такого типа пряжки, в которых запирающая защелка работает в плоскости, перпендикулярной направлению вставления запорного языка. Кроме того, к дополнительным преимуществам указанной компоновки можно отнести снижение усилия, необходимого для замыкания пряжки, так как отпадает необходимость в подъеме защелки на толщину запорного языка.

Таким образом, выполнение и соблюдение признаков конструкции устройства, предложенного в изобретении, обеспечивает заданный технический результат, а именно повышение надежности пряжки в эксплуатации за счет исключения непроизвольного ее размыкания, упрощение конструкции и уменьшение общих габаритных размеров благодаря созданию моноблочного органа размыкания, объединившему в себя элементы, блокирующие запирающую защелку, и элементы, несущие на себе пружинные элементы, и обеспечившему условия для процесса размыкания пряжки, не зависящие от случайных воздействий внешних факторов.

На фиг. 1 изображен общий вид в аксонометрии пряжка в разобранном виде; на фиг. 2 осевой разрез пряжка в разомкнутом положении; на фиг. 3 разрез A-A на фиг. 2, f пряжка в разомкнутом положении с запорным языком; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 3 пряжка в разомкнутом положении; на фиг. 5 то же, пряжка в замкнутом положении.

Предложенная пряжка ремня содержит запорный язык 1, вставленный в корпус, состоящий из двух половин 2 и 3 (см. фиг. 1 3). Корпус содержит размещенные в нем две параллельно расположенные вдоль центральной оси пластины 4 и 5, соединенные между собой на определенном расстоянии посредством двух симметричных распорок 6 и 7 и тяги 8 с защелкой 9. В прямоугольных отверстиях 10, 11 и 12 этих пластин перпендикулярно их плоскости помещена защелка 13 в виде трехзубой скобы с двумя крайними зубьями 14 и 15 и одним центральным зубом 16. Указанная защелка подпружинена пластинчатой пружиной 17, один конец которой разъемно соединен с верхней частью защелки, а другой жестко закреплен к пластинам в том же месте, где закреплена к пластинам тяга 8 посредством заклепки 9. Между спаренными пластинами 4 и 5 помещен толкатель 18 языка, подпружиненный цилиндрической пружиной 19.

В разомкнутом положении пряжки толкатель 18 помещен под центральным зубом 16 защелки, который по высоте меньше двух крайних зубьев 14 и 15 и который под действием пружины 17 упирается в верхнюю часть толкателя 18, а в свою очередь под действием цилиндрической пружины 19 толкатель 18 своим выступом 20 упирается в боковую поверхность защелки 13. Орган размыкания пряжки представляет собой ползун 21, выполненный из пластического материала с торцевой поверхностью 22 для привода в действие и боковыми стенками 23, имеющими с внутренней стороны продольные пазы 24, благодаря которым осуществляется его скольжение по спаренным пластинам 4 и 5. Возвращение ползуна в исходное положение осуществляется посредством двух цилиндрических пружин 25, установленных в пространстве между корпусом и пластинами. Ползун 21 снабжен расположенными со стороны запорного языка 1 клиновыми лапками 26, охватывающими основание 27 крайних зубьев 14 и 15 и выступающими с противоположной стороны продольными хвостовиками 28, на которые одеты цилиндрические пружины 25. Продольные хвостовики частично расположены на внутренней поверхности боковых стенок 23 и снабжены выступами 29, которые упираются в боковую поверхность защелки 13.

Пряжка работает следующим образом.

При нажатии запорным языком 1 в толкатель 18, последний скользит между спаренными пластинами 4 и 5, сжимая пружину 19 до тех пор, пока прямоугольное отверстие 30 языка не совместится с центральным зубом 16 защелки 13, затем под действием пластинчатой пружины 17 ее крайние зубья 14 и 15 опустятся ниже в прямоугольных отверстиях 10 и 12 пластин 4 и 5, после чего произойдет полная блокировка центрального зуба в запорном языке, что обеспечит замкнутое положение пряжки (фиг. 4).

Для получения разомкнутого положения необходимо нажать на торцевую стенку 22 ползуна 21, который при этом, сжимая обе пружины 25, продвинется продольными пазами 24 на пластинах 4 и 5, взаимодействуя при этом клиновыми лапками 26, вначале их прямолинейным 31, а затем наклонным 32 участками с основанием 27 крайних зубьев 14 и 15 защелки 13 до тех пор, пока они не будут вытолкнуты до выхода центрального зуба 16 из прямоугольного отверстия 30 запорного языка 1. При этом ползун 21 должен быть в крайнем вдвинутом в корпус положении, и выступы 33 на внутренней торцевой стенке 22 упрутся в боковую поверхность защелки, а пружины 25 будут максимально сжаты и в этот момент толкатель 18 под действием пружины 19 вытолкнет язык из корпуса, а ползун после этого займет такое положение, когда выступы 29 упрутся в боковую поверхность защелки 13 и тем обеспечат блокировку центрального зуба 16 и разомкнутое положение пряжки (фиг. 5).

Предлагаемое изобретение имеет высокую надежность в длительной эксплуатации, что в конечном итоге обеспечит пассивную безопасность водителя и пассажира транспортного средства при пользовании ремнем безопасности, в котором пряжка является его составной частью. Кроме того, заявляемая пряжка обладает очень простой, компактной и высокотехнологичной конструкцией. Ее массовое изготовление не представляет трудностей и осуществимо на обычном механизированном и автоматизированном предприятии.

Формула изобретения

1. Пряжка ремня безопасности для транспортного средства, содержащая запорный язык, вставленный в корпус, и размещенные в корпусе спаренные пластины, соединенные между собой посредством тяги, подпружиненную трехзубую защелку, установленную зубьями в отверстиях пластин перпендикулярно их плоскости так, что ее центральный зуб в замкнутом положении пряжки расположен в отверстии запорного языка, взаимодействующего с подпружиненным толкателем, при этом орган размыкания пряжки установлен в корпусе с возможностью перемещения и взаимодействия с защелкой, отличающаяся тем, что орган размыкания пряжки снабжен расположенными со стороны запорного языка клиновыми лапками для взаимодействия с основанием крайних зубьев защелки и выступающими с противоположной стороны продольными хвостовиками для размещения на них пружинных элементов, причем одна часть этих хвостовиков расположена на его внутренней поверхности для взаимодействия с боковой поверхностью защелки.

2. Пряжка по п.1, отличающаяся тем, что орган размыкания выполнен в виде ползуна, цельнолитого из пластического материала, торцевая стенка которого представляет собой нажимную поверхность, а боковые стенки выполнены с внутренними продольными пазами для размещения в них спаренных пластин.

3. Пряжка по п.1, отличающаяся тем, что клиновые лапки ползуна выполнены с наклонным и прямолинейным участками поверхности для плавного вывода зубьев защелки из зацепления, причем общая длина их не меньше длины перемещения органа размыкания из замкнутого в разомкнутое положение пряжки.

4. Пряжка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что торцевая стенка органа размыкания и внутренняя часть хвостовиков снабжены симметричными выступами, причем расстояние между ними соответствует длине перемещения его из замкнутого в разомкнутое положение пряжки.

5. Пряжка по п.1, отличающаяся тем, что пружинный элемент защелки выполнен в виде пластинчатой пружины, один конец которой связан с ее верхней частью, а другой жестко закреплен в точке соединения пластин с тягой.

6. Пряжка по п.1, отличающаяся тем, что пластины снабжены симметричными распорками, ограничивающими с боковых сторон открытую часть корпуса и образующими совместно с поверхностью пластин направляющую обойму для запорного языка.

7. Пряжка по п.1, отличающаяся тем, что пружинные элементы ползуна установлены симметрично с двух сторон от его боковой поверхности и расположены в пространстве между пластинами и корпусом, при этом центральный зуб защелки в разомкнутом положении пряжки расположен на верхней части толкателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области легкой промышленности, а именно к застежкам для разъемного соединения с фиксацией двух деталей (например ремней) спортинвентаря, одежды или иных предметов, и может найти применение в быту, в военном деле, спорте, в транспортных средствах

Изобретение относится к технике безопасности при ведении строительно-монтажных работ на высоте, а именно к замковым соединениям, предназначенным для соединения ремней в предохранитель-, ных поясах

Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств

Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств

Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств, а именно к конструкции замков ремней безопасности

Изобретение относится к замковым соединениям, предназначенным для соединения ремней, например, в предохранительных поясах, и может быть использовано в строительстве и других отраслях промышленности

Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности беременной, используемым в транспортных средствах в сочетании со штатным ремнем безопасности
Наверх