Устройство для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов

 

Использование: обнаружение и обезвреживание взрывоопасных предметов. Сущность изобретения: на корпусе 1 средства передвижения установлена рама с чувствительными элементами для обнаружения взрывоопасных предметов и поворотное устройство 13 со стрелой 14 для их обезвреживания. Рама выполнена с возможностью укладки чувствительных элементов на корпус 1 средства передвижения посредством приводов 5. 2 ил.

Изобретение относится к области техники для проведения работ по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов.

Известно самоходное дистанционно управляемое устройство для обнаружения мин [1] состоящее из средства передвижения и индукционного миноискателя, закрепленного на раме, связанной со средством передвижения.

Однако это устройство не имеет возможности уничтожения взрывоопасного предмета.

Известно устройство обнаружения мин [2] состоящее из самоходного средства передвижения, оборудованного чувствительными элементами, установленными на раме, закрепленной на носовой части средства передвижения.

Однако и это устройство имеет ограниченные функциональные возможности, так как устройство производит только обнаружение взрывоопасных предметов и не имеет возможности их уничтожения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту, выбранному в качестве прототипа, является механизированное самоустанавливающееся устройство с чувствительным элементом, установленным по типу бульдозерного ножа и переносчиком заряда подрыва [3] Однако после обнаружения взрывоопасного предмета чувствительным элементом, устройство должно совершить маневры для того, чтобы переносчик зарядов установился соосно над обнаруженным взрывоопасным предметом, что требует точной механики и сложной системы специальных устройств по обнаружению центра взрывоопасного предмета и обработки выделенных сигналов. При маневрировании же может произойти подрыв устройства.

Кроме того, для детонационного подрыва каждого из обнаруженных взрывоопасных предметов трубчатый корпус подрывного снаряда, снабженный открытой донной частью в виде фрезы, должен вращением заглубиться в грунт в процессе фрезерования грунта, охватывая взрывоопасный предмет, при этом можно надавить, сдвинуть и даже повредить взрывоопасный предмет, что также может привести к подрыву устройства.

Предложенное устройство решает задачу обнаружения и подрыва взрывоопасных предметов при отсутствии опасного маневрирования и бездетонационного подрыва путем расстрела на сравнительно безопасном расстоянии самого устройства от взрывоопасных предметов.

Поставленная задача решается тем, что устройство для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов содержит самоходное средство передвижения, оборудованное чувствительными элементами, установленными на раме, закрепленной на носовой части средства передвижения. При этом чувствительные элементы установлены на раме шарнирно с возможностью свободной установки относительно исследуемой поверхности, выдерживая во время скольжения наилучшее для чувствительного элемента расстояние до поверхности грунта. Для укладки чувствительных элементов на корпус средства передвижения рама оборудована двумя парами приводов, обеспечивающих их надежную установку в рабочее положение. В верхней части корпуса средства передвижения смонтировано поворотное устройство со стрелой и шарнирно закрепленным на ней устройством бездетонационного обезвреживания с приводом наведения.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом выявило наличие отличительных признаков: рама для укладки чувствительных элементов на корпус средства передвижения снабжена двумя парами приводов. Это позволило сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна".

При изучении других известных решений в данной и смежных областях техники признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не были выявлены, и потому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху.

Устройство содержит корпус 1, на котором смонтирована ходовая часть 2 и два рабочих органа, один из которых состоит из П-образной шарнирно сочлененной рамы 3, консоли 4, двух пар электромеханизмов 5 и 6, чувствительных элементов, установленных в футляре 7, которые шарнирно смонтированы на консоли 4 рамы 3 с осями шарниров 8, 9, 10, а также упругих шарниров 11 с пружинами 12.

Второй рабочий орган, расположенный на корпусе 1, состоит из поворотного устройства 13 со стрелой 14 и шарнирно закрепленным на ней устройством обезвреживания 15 с приводом наведения 16.

Устройство работает следующим образом. В транспортном положении чувствительные элементы в футляре 7 первого рабочего органа уложены на корпусе 1, а стрела 14 с устройством обезвреживания 15 и приводом наведения 16 второго рабочего органа повернута на 180o, что показано на фиг. 1 пунктиром.

При производстве работ по поиску взрывоопасных предметов первый рабочий орган находится в положении, показанном на фиг. 1. Чувствительные элементы в футлярах 7 установлены с заданным зазором над исследуемой поверхностью. При передвижении устройства чувствительные элементы в футлярах 7 скользят над исследуемой поверхностью и в тот момент, когда взрывоопасный предмет попадает под один из чувствительных элементов в футляре 7, по сигналу от этого чувствительного элемента средство передвижения останавливается. Сохранение заданного зазора между чувствительными элементами в футлярах 7 и неровностями поверхности обеспечивается системой шарниров с осями 9, 10, 11 с пружинами 12. При встрече с препятствием чувствительный элемент в футляре 7 приподнимается, поворачиваясь в шарнире с осью 10, а рама 3 приподнимается, поворачиваясь в шарнирах с осью 11 и пружинами 12, предохраняя чувствительные элементы от удара, но сохраняя заданный зазор над неровностями поверхности.

После обнаружения взрывоопасного предмета и остановки средства передвижения рама 3 с чувствительными элементами в футлярах 7 с помощью пары приводов 5 поднимается, вращаясь вокруг осей 8 шарниров, а пара приводов 6 обеспечивает складывание консоли 4 рамы 3 вращением вокруг осей 9 шарниров и укладку чувствительных элементов в футлярах 7 на корпус средства передвижения 1.

Как только чувствительные элементы в футлярах 7 будут уложены на корпусе 1 и займут положение, показанное на фиг. 1 пунктирной линией, происходит поворот стрелы 14 второго рабочего органа в сторону расположения обнаруженного предмета. Наведение устройства обезвреживания 15 осуществляется по сигналу с того чувствительного элемента, под которым находился взрывоопасный предмет, при помощи работы привода наведения с уточняющим доворотом стрелы 14.

Затем происходит обезвреживание взрывоопасного предмета любым широкоизвестным методом дистанционного бездетонационного подрыва, например обстрелом из пулемета, копьем с зарядом, гидроразрушителем и т.п.

При необходимости продолжения поиска и обезвреживания вновь обнаруженных взрывоопасных предметов второй рабочий орган поворотом на 180o вводится в транспортное положение, первый рабочий орган с чувствительными элементами в футлярах 7 с помощью приводов 5 и 6 опускается с заданным зазором над исследуемой поверхностью и весь процесс повторяется.

Таким образом, расширение функциональных возможностей, а именно обнаружение и уничтожение взрывоопасных предметов одним устройством с устранением опасности подрыва самого устройства при маневрировании и обезвреживании взрывоопасных предметов, достигается за счет наличия двух рабочих органов, один из которых производит обнаружение, а другой обезвреживание. Причем после обнаружения взрывоопасного предмета транспортное средство останавливается, прекращая любое маневрирование, первый рабочий орган убирается на корпус транспортного средства, освобождая рабочую зону для второго рабочего органа, который производит бездетонационное обезвреживание взрывоопасного предмета. При этом положение чувствительных элементов в футлярах 7 на корпусе 1 транспортного средства передвижения в транспортном положении и при обезвреживании взрывоопасных предметов предохраняет элементы первого рабочего органа от чрезмерных перегрузок при движении по неровностям поверхности и от осколков разрушаемых взрывоопасных предметов при обезвреживании их вторым рабочим органом.

Следует отметить, что предложенная конструкция устройства для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов позволяет с помощью широкоизвестных и хорошо освоенных в производстве средств (микропроцессоров, телекамер, всевозможных датчиков и средств управления) обеспечивать полностью автоматический процесс с помощью робототехнического устройства.

Источники информации: 1. Wehrtechnik, 1988, v.20, n 7, ss.60-62; 1989, v.21, N 4, s.59.

2. Janes Defence Weekly, 1988, v.9, N 14, p.693.

3. Заявка ФРГ N ДЕ 3826731, кл. F 41 H 11/12, публикация 08.02.90, 7 с.

Формула изобретения

Устройство для обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов, содержащее средство передвижения, раму с установленными на ней с возможностью свободной установки относительно исследуемой поверхности чувствительными элементами, поворотное устройство со стрелой и закрепленными на ней устройством обезвреживания с приводом его наведения, отличающееся тем, что рама выполнена с возможностью укладки чувствительных элементов на корпус средства передвижения посредством дополнительно введенных приводов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам инженерного вооружения и может быть использовано для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов

Изобретение относится к средствам инженерного вооружения и может быть использовано для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов

Изобретение относится к средствам инженерного вооружения и может быть использовано для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов

Изобретение относится к военной технике, в частности к средствам преодоления разрушений и препятствий

Изобретение относится к фортификационным сооружениям для ведения огня

Изобретение относится к фортификационным сооружениям

Изобретение относится к средствам оперативной остановки авто-мототранспорта

Изобретение относится к устройствам, препятствующим продвижению транспортных средств и предназначено для принудительной остановки автомототранспорта
Изобретение относится к войсковым фортификационным сооружениям, преимущественно каркасно-тканевым, применяемым при фортификационном оборудовании позиций и районов расположения войск, кроме того, может быть использовано для оборудования герметичных входных проемов в перегородках, разделяющих помещения с разными уровнями загрязненности

Изобретение относится к дорожно-транспортной службе и предназначено для экстренной принудительной остановки транспортного средства

Изобретение относится к средствам борьбы с минами и другими взрывоопасными предметами (ВОП) и предназначено для их разрушения преимущественно без инициирования детонации основного заряда взрывчатого вещества (ВВ)

Изобретение относится к средствам борьбы с минами и другими взрывоопасными предметами (ВОП) и предназначено для дистанционного разрушения ВОП и багажа, ручной клади при подозрении на наличие в них таких предметов

Изобретение относится к устройствам, препятствующим продвижению автомототранспорта

Изобретение относится к устройствам, препятствующим продвижению транспортных средств, и обеспечивает надежную фиксацию шипа в заграждении до момента наезда на него колеса автотранспортного средства и свободного схода шипа с заграждения после его внедрения в покрышку колеса автотранспортного средства

Изобретение относится к средствам борьбы с минами и другими взрывоопасными предметами, имеющими радиовзрыватели, и предназначено для блокирования (подавления) сигналов управления приемными устройствами радиовзрывателей
Изобретение относится к способам остановки транспортного средства
Наверх