Подводный аппарат и способ его буксировки
Использование: изобретение относится к судостроению, а более конкретно - к эксплуатации судов при доставке их к месту эксплуатации. Сущность изобретения состоит в том, что подводный аппарат содержит обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом. Кроме того, сущность изобретения при реализации способа заключается в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки от 10 до 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Группа изобретений относится к судостроению, а более конкретно к эксплуатации судов при доставке их к месту эксплуатации.
Известен подводный аппарат, содержащий обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью [1] Однако он обладает пониженными эксплуатационными качествами. Известен способ буксировки подводного аппарата, заключающийся в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата [2] Однако такой способ не позволяет обеспечивать высокие эксплуатационные качества буксировки аппаратов. Технический результат от внедрения группы изобретений состоит в повышении эксплуатационных качеств аппарата и в разработке способа его буксировки, обеспечивающего его повышенные эксплуатационные качества. При реализации объекта изобретения устройства этот технический эффект достигается тем, что подводный аппарат содержит обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом. При реализации объекта изобретения способа этот технический эффект достигается тем, что способ буксировки подводного аппарата заключается в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки от 10 до 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой. Предлагаемая группа изобретений поясняется чертежами, на которых на фиг. 1 изображен общий вид описываемого подводного аппарата; на фиг.2 изображен разрез по А-А фиг.1; на фиг.3 изображен разрез по Б-Б фиг.2. Предлагаемый подводный аппарат имеет прочный корпус 1, заключенный в обтекаемый наружный корпус 2. Днищевая часть "a" корпуса 2 ограничена линиями острых скул "b", которые выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности. В носовой части аппарата днищевая часть "а" между линиями скул "b" ограничена сломом "c", которым обводы носовой оконечности между линиями скул "b" сопряжены с обводами днищевой части "a". В кормовой части наружного корпуса 2 расположены движители 3. Буксирный рым 4, расположенный в корме аппарата, предназначен для закрепления на нем буксирного троса 5. Перед буксировкой подводный аппарат устанавливают кормой в направлении движения и прикрепляют к судну-буксиру за его кормой с помощью буксирного троса 5, присоединенного к буксирному рыму 4. После начала движения со скоростью буксировки, равной 10.30 узлов, глиссирующие поверхности днищевой части "a" между линиями скул "b" приобретают угол атаки и создают подъемную силу, уменьшающую осадку аппарата и тем самым снижающую буксировочное сопротивление, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой. При этом слом обводов "с" увеличивает подъемную силу под прочным корпусом 1, облегчая выход на глиссирование. Использование предлагаемой группы изобретений позволяет: существенно повысить скорость буксировки подводного аппарата в надводном положении (вместо обычных 4.5 узлов до 30 узлов); существенно повысить эффективность использования подводного аппарата за счет значительного сокращения времени нахождения аппарата в пути от базы размещения до места погружения и обратно; сократить расход горючего двигательной установкой судна-буксира и сократить износ этой установки за счет снижения ее нагрузки.Формула изобретения
1. Подводный аппарат, содержащий обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, отличающийся тем, что у него скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом. 2. Способ буксировки подводного аппарата, заключающийся в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, отличающийся тем, что в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки 10 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2