Переключатель указателей поворота

 

Изобретение относится к устройствам переключения указателей поворота транспортных средств и может применяться в автотранспортных средствах, тракторной и иной подвижной наземной технике для индикации предполагаемого маневра или аварийного режима транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности, улучшение технологичности и увеличение срока службы ламп указателей поворота. Переключатель указателей поворота содержит генератор импульсов, выход которого соединен с переключателем указателей поворота сигнальных ламп разных бортов, логические элементы ИЛИ и блок защиты от токов короткого замыкания на тиристоре и динисторе, между катодами которых подключен коммутирующий конденсатор, параллельно тиристору подключен резистор, а к катоду тиристора через переключатель поворотов и катод диода, анодом подключенного к базе транзистора блока защиты, между катодом динистора и общим проводом включен резистор цепи заряда коммутирующего конденсатора, причем к коллектору транзистора блока защиты подключена цепь управления второго тиристора, анодом соединенного с конденсатором и эмиттером транзистора генератора импульсов, а блоки индикации выполнены на транзисторах, база-эмиттерные переходы которых подключены параллельно шунтам в цепях указательных ламп, коллекторы транзисторов с помощью развязывающих диодов включены по схемам ИЛИ, к выходам которых подключены лампы индикации. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам переключения указателей поворота транспортных средств и может применяться в автотранспортных средствах, тракторной и иной подвижной наземной технике для индикации предполагаемого маневра или аварийного режима транспортного средства.

Известен переключатель указателей поворота, содержащий генератор импульсов, выполненный на транзисторе, конденсаторе и резисторах, подключенный входом к его выходу коммутатор сигнальных ламп указателей поворота, подключенные к ним своими выходами блоки индикации, выполненные на резисторах, транзисторах и развязывающих диодах, включенных по схеме ИЛИ, связанные с их выходами контрольные лампы, блок защиты, состоящий из транзистора, диода и резисторов и переключатель поворота (Авторское свидетельство СССР N 435151, B 60 Q 1/34, 74г.).

В этом указателе наиболее полно представлены все необходимые функциональные узлы: генератор импульсов, коммутатор, индикация исправности сигнальных ламп, узел защиты от короткого замыкания в бортовой сети. По сравнению с другими устройствами его отличают более высокие показатели надежности, однако, как и во всех известных устройствах в этом указателе защита построена на элементах сравнения, предусматривающего шунт, включенный последовательно с нагрузкой. В таких устройствах защита производит отключение нагрузки от источника питания при протекании тока по короткозамкнутой цепи, достигая предельного значения. При этом коммутирующие элементы (контакты, реле, герконы, полупроводниковые элементы) подвергаются кратковременной перегрузке, при неоднократных срабатываниях защиты коммутирующие элементы выходят из строя. Это подтверждается анализом причин выхода из строя промышленно выпускаемых реле поворота.

Одновременно известное коммутирующее устройство полностью прерывает ток через лампы указателей поворота, в результате чего нити накала ламп испытывают ударные тепловые и электрические нагрузки, и лампы быстро выходят из строя.

Целью изобретения является повышение надежности работы переключателя указателей поворота, улучшение его технологичности и увеличение срока службы ламп указателей поворота.

Указанная цель достигается тем, что в переключатель указателей поворота, содержащий генератор импульсов, выполненный на транзисторе, конденсаторе и резисторах, подключенный входом к его выходу коммутатор сигнальных ламп указателей поворота, подключенные к ним своими выходами блоки индикации, выполненные на резисторах, транзисторах и развязывающих диодах, включенных по схеме ИЛИ, связанные с их выходами контрольные лампы, блок защиты состоящий из транзистора, диода и резисторов и переключатель поворота, коммутатор выполнен на тиристоре, параллельно которому подключен резистор, динисторе, и включенном между их катодами коммутирующем конденсаторе с резистором в цепи его заряда, связанный с катодом динистора и источником питания, а блок защиты снабжен тиристором, при этом к катоду тиристора коммутатора через переключатель поворота и резисторы, подключенные параллельно базоэмиттерным переходам транзисторов блока индикации, подключены сигнальные лампы указателей поворота и катод диода блока защиты, анод которого соединен с базой транзистора блока защиты, коллектором подключенного к управляющему электроду тиристора этого блока, анодом соединенного с конденсатором и эмиттером транзистора генератора импульсов.

Сущность изобретения поясняется схемой, приведенной на чертеже.

Переключатель указателей поворота содержит генератор импульсов, собранный на однопереходном транзисторе 1, резисторах 2,3,4 и конденсаторе 5, коммутатор (переключатель), собранный на тиристоре 6 и динисторе 7, конденсаторе 8 и резисторах 9 и 10, блок защиты, включающий в себя резистор 9 коммутатора, диод 11, транзистор 12, тиристор 13, резисторы 14,15,16 и предохранитель 17, четыре блока индикации, образованных транзисторами 18,19,20,21, резисторами 22.29 и диодами 30.33, орган управления-трехпозиционный переключатель 34.

Устройство работает следующим образом.

При включении переключателя 34 в одно из крайних положений, "+" источника питания подается через резистор 9 и резисторы 22,24,26,28 на группы ламп указателей поворота левого или правого борта тягача и прицепа. Ток, протекающий в цепи нагрузки, осуществляет подогрев спиралей ламп указателей и индикации, но он недостаточен для зажигания ламп. При этом на нагрузке, при отсутствии короткого замыкания или перегрузки, создается падение напряжения, достаточное для запирания диода 11 в блоке защиты. Запирание диода 11 позволяет базовому току через резистор 14 отпереть транзистор 13, закоротив тем самым цепь управления тиристора 13, который остается в запертом состоянии, и разрешает работу генератора импульсов на транзисторе 1. Импульс с резистора 4 подается в цепь управления тиристора 6 и последний переключается в проводящее состояние, подавая на нагрузку полное напряжение. Лампы указателей и индикации включенного борта начинают светиться. Одновременно, продолжается начавшийся заряд конденсатора 8 через тиристор 6 и резистор 10. При достижении на нем напряжения включения динистора 7, последний переключается в проводящее состояние. Конденсатор 8 разряжается через открытые тиристор 6 и динистор 7, ток разряда направлен навстречу рабочему току через тиристор 6, поэтому последний выключается и лампы борта переводятся в состояние подогрева (гаснут) через резистор 9. После этого начинает снова заряжаться конденсатор 5 через резистор 2 до напряжения пробоя имиттерного перехода транзистора 1, на резисторе 4 снова появляется выходной импульс и процессы повторяются, лампы указателей начинают мигать.

При наличии короткого замыкания в цепи ламп, катод транзистора 6 накоротко соединен с общим проводом и при включении переключателя 34 все напряжение падает на резистор 9, не создавая запирающего напряжения на катоде диода 11, последний отпирается и не шунтирует эмиттерный переход транзистора 12, который запирается и через резистор 16 напряжение питания подается в цепь управления транзистора 13. Он включается и шунтирует конденсатор 5, запрещая работку генератора импульсов. Тиристор 6 не включается и лампы индикации не светятся, указывая неисправность на борту. Таким образом, предотвращается протекание тока короткого замыкания через тиристор 6, предохраняя его от повреждения. В случае отказа блока защиты, при коротком замыкании защита осуществляется предохранителем 17.

При включении переключателя 34, например, в левое положение (левый борт) напряжение источника питания подается через резистор 22 на лампу левого указателя прицепа, а через резистор 24 на лампы левого борта тягача. При светящихся лампах левого борта на резисторы 22 и 24 падает напряжение, достаточное для отпирания транзисторов 18 и 19, последние отпираются и через диоды 30,31, ток протекает по лампам индикации исправности ламп указателей поворотов. Лампы индикации расположены на приборном щитке и начинают мигать, указывая неисправность указателей. Аналогично протекают процессы при включении правого борта. Транзисторы 18 и 19 и соответственно 20,21 с диодами 30,33 и соответственно 31,32 образуют две схемы ИЛИ, включающие лампы индикации исправных указателей тягача и прицепа. Если перегорела хотя бы одна из ламп указателей поворота, ток через соответствующие резисторы 22,24,26,28 уменьшается и транзистор, соответствующий перегоревшей лампе не включается, соответствующая лампа индикации на приборном щитке мигать не будет, предупреждая о неисправности на данном борту соответственно тягача или прицепа.

На фиг.1 не приведен включатель аварийного режима, когда включаются одновременно оба борта указателей, и лампы все начинают мигать одновременно. Он не приведен, как не влияющий на сущность заявляемого решения.

Формула изобретения

Переключатель указателей поворота, содержащий генератор импульсов, выполненный на транзисторе, конденсаторе и резисторах, подключенный входом к его выходу коммутатор сигнальных ламп указателей поворота, подключенные к ним своими выходами блоки индикации, выполненные на резисторах, транзисторах и развязывающих диодах, включенных по схеме ИЛИ, связанные с их выходами контрольные лампы, блок защиты, состоящий из транзистора, диода и резисторов, и переключатель поворота, отличающийся тем, что коммутатор выполнен на тиристоре, параллельно которому подключен резистор, динисторе и включенном между их катодами коммутирующем конденсаторе с резистором в цепи его заряда, связанным с катодом динистора и источником питания, а блок защиты снабжен тиристором, при этом к катоду тиристора коммутатора через переключатель поворота и резисторы, подключенные параллельно базоэмиттерным переходам транзисторов блока индикации, подключены сигнальные лампы указателей поворота и катод диода блока защиты, анод которого соединен с базой транзистора блока защиты, коллектором подключенного к управляющему электроду тиристора этого блока, анодом соединенного с конденсатором и эмиттером транзистора генератора импульсов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах сигнализации транспортных средств

Изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано в других областях техники для устройств световых сигналов

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано в устройствах сигнализации об изменении направления движения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, снабженных гидравлическим приводом тормозов, и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима

Изобретение относится к светосигнальным огням транспортных средств и может быть применено для светосигнальных систем с изменением цветности
Изобретение относится к области автомобилестроения
Наверх