Концевой сигнальный фонарь вагона

 

Использование: средства техники безопасности на железнодорожном транспорте, устройства управления, предупреждения и сигнализации, устанавливаемые на поездах и подвижных составах. Сущность изобретения: конструкция фонаря обеспечивает удобную и быструю смену положений светофильтра, замену линзы изнутри вагона без применения лестницы, удобный доступ к электролампочке и панели, снижение трудоемкости монтажа фонаря на вагоне, его высокую прочность. Это достигается тем, что в фонаре, содержащем разъемно соединенные панель и корпус с размещенным внутри него источником белого света, а также цветной светофильтр и линзу, панель выполнена с отверстиями под крепежные элементы фиксации фонаря на вагоне, снабжена установочными резьбовыми элементами, двумя прижимными планками контактирующими через уплотнительные элементы с боковыми краями линзы и окна. Корпус же выполнен в виде корыта, установлен углублением к окну панели и связан с одной из прижимных планок разъемно-навесным приспособлением. Светофильтр установлен непосредственно на корпусе с возможностью фиксации его в рабочем и нерабочем положении. 3 з. п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к оборудованию сигнализации средств железнодорожного транспорта и касается поездных сигнальных указателей для обозначения хвоста поезда.

Известна конструкция концевого сигнального фонаря вагона, содержащая разъемно соединенные панель и корпус с размещенным внутри него источником белого света (электролампочкой с патроном), фильтр из красного стекла и линзу. Панель выполнена со световым окном. Линза, располагающаяся в световом окне, через уплотнения зажата болтами между панелью и корпусом, для чего панель имеет радиусные выступы упоры для верхней и нижней кромок линзы. Светофильтр смонтирован в специальном барабане, который поворотом вокруг оси может быть установлен и при помощи подпружиненной собачки зафиксирован в двух положениях рабочем (между электролампой и линзой) и нерабочем (перед лампочкой). Корпус фонаря выполнен из пластмассы и имеет фланцы с отверстиями для крепления фонаря к вагону. Крепление осуществляется через отверстия фланца одиннадцатью болтами. С тыльной стороны фонаря на корпусе шарнирно прикреплена дверца, снабженная замковым устройством с приводом от трехгранного специального железнодорожного ключа.

К недостаткам известной конструкции относится сложность конструкции, неудобство замены разбитой линзы на целую (это приходится делать снаружи вагона с помощью лестницы), неудобство смены положения светофильтра (одной рукой необходимо одновременно держать фиксатор в отжатом положении и переворачивать барабан, который склонен к перекосам и заеданиям), неудобство доступа к электролампочке фонаря для ее замены (через дверку корпуса и узкую прорезь в барабане светофильтра), неудобство монтажа и ремонта патрона и электропроводки, высокая трудоемкость монтажа фонаря на вагоне (равномерная затяжка одиннадцати болтов), частые поломки пластмассового корпуса и панели из-за неравномерности затяжки крепежных болтов.

В основу изобретения положена задача создания более простой конструкции концевого сигнального фонаря вагона, которая обеспечивала бы удобную и быструю смену положений светофильтра и проведение других операций по обслуживанию и ремонту фонаря замену линзы изнутри вагона без применения лестницы, удобный доступ к электролампочке и патрону. Конструкция по полезной модели должна исключать поломки корпуса и панели, обеспечивать снижение трудоемкости монтажа фонаря на вагоне.

Решение поставленной задачи достигается тем, что панель выполнена с отверстиями под крепежные элементы фиксации фонаря на вагоне, снабжена установочными резьбовыми элементами, на которых с внутренней стороны панели крепится прижим в виде двух планок, контактирующих через уплотнения с боковыми краями линзы и окна, корпус выполнен в виде корыта, установлен углубление к окну панели и связан с прижимом разъемно-навесным устройством, а светофильтр закреплен непосредственно на корпусе.

Введение указанных отличий упрощает конструкцию и обеспечивает удобство обслуживания и эксплуатации фонаря.

На фиг. 1 представлен концевой сигнальный фонарь вагона, продольный разрез; на фиг. 2 вид фонаря с тыльной (внутренней) стороны (вид А на фиг. 1); на фиг. 3 поперечное сечение В-В на фиг. 2; на фиг. 4 - разъемно-навесное устройство связи корпуса фонаря с панелью (вид С на фиг. 2); на фиг. 5 вид корпуса с лицевой (наружной) стороны фонаря (вид D по фиг. 1 при снятой панели).

На фиг. 1 5 приняты следующие обозначения: 1 панель фонаря; 2 - корпус; 3 скоба крепления патрона; 4 винт; 5 диэлектрическая прокладка; 6 патрон электролампы; 7 электролампа; 8 линза; 9 уплотнение радиусных кромок линзы; 10 резьбовые шпильки панели; 11 прижимная планка левая; 12 - прижимная планка правая; 13 уплотнение боковых кромок линзы и светового окна панели; 14 отверстия под крепление панели фонаря на вагоне; 15 болты крепления; 16 уплотнение; 17 штырь навесного устройства; 18 скоба навесного устройства; 19 язычок замка; 20 уголок замка; 21 цветной (красный) светофильтр в рабочем положении; 22 цветной (красный) светофильтр в нерабочем положении; 23, 24 отгибки кромок корпуса, ограничивающие положение светофильтра с внутренней стороны; 25 27 отгибки кромок корпуса, ограничивающие светофильтр с наружной стороны; 28 опора нижнего края светофильтра; 29 откидной крючок крепления светофильтра; 30 электропровод питания фонаря.

Согласно фиг. 1 5 концевой сигнальный фонарь вагона содержит панель 1 (фиг. 1), корпус 2 корытообразной формы. Внутри корпуса в верхней его части приварена скоба 3 (фиг. 1, 5), к которой винтами 4 через диэлектрическую прокладку 5 прикреплен патрон 6 для электролампы 7 фонаря.

Панель 1 выполнена со световым окном под линзу 8 и радиусными выступами, в которые через уплотнения 9 упираются верхняя и нижняя кромка линзы. Панель снабжена также приваренными к ней четырьмя резьбовыми шпильками 10 (фиг. 2, 4), на которых смонтированы прижимные планки 11 и 12. Эти планки через уплотнения 13 посредством гаек прижимают линзу к панели и уплотняют зазор между боковыми краями линзы и окна панели.

Панель 1 выполнена с отбуртовкой краев и четырьмя отверстиями 14 для крепления ее с помощью болтов 15 через уплотнение 16 к стенке кузова вагона (на фиг.1 стенка изображена пунктирными линиями). Корпус 2 связан с прижимной планкой 11 разъемно-навесным устройством, состоящим из приваренного к планке 11 плоского штыря 17 и скобы 18, приваренной к корпусу (фиг. 4). Угол между осью соединения штырь-скобы и верхней частью планки 11 меньше 90o. Планка 12 связана с корпусом 2 замковым устройством, состоящим из шарнирного закрепленного на корпусе язычка 19 (фиг. 2, 5) с приводом от трехгранного специального ключа и приваренного к планке 12 уголка 20.

Корпус 2 фонаря служит для крепления на нем цветного светофильтра в двух положениях. Рабочее положение представлено на фиг. 1 и фиг. 3 позицией 21, нерабочее позицией 22 (изображено пунктиром). Крепление светофильтра в рабочем положении осуществлено за счет надрезов и отгибок кромок корпуса в охват ограничиваемых ими поверхностей светофильтра (фиг. 3, 5). Кромки 23 и 24 отогнуты внутрь корпуса под прямым углом и служат опорами для боковых краев светофильтра. Кромки 25 27 отогнуты на угол в охват боковых краев светофильтра с внешней его стороны. Кромка 28 отогнута на промежуточный угол и является опорой для нижнего края светофильтра. Кромки 25 28 вместе с кромками 23 и 24 образуют закладные ниши для трех углов светофильтра в рабочем его положении. Для фиксации четвертого угла светофильтра служит шарнирно закрепленный в корпусе откидной крючок 29. При нерабочем положении светофильтр развернут вогнутостью в противоположном направлении и размещается внутри корпуса (позиция 22 на фиг. 1, 3), для чего он выполнен с размерами внутреннего объема по ширине, высоте и глубине большими, чем соответствующие размеры светофильтра.

Электроподводка фонаря выполнена с запасом длины провода 30, например в виде свободно провисающей петли.

Корпус и панель фонаря выполнены металлическими. Штырь 17, скобу 18, а также панель фонаря целесообразно изготовить из нержавеющей стали.

При необходимости смены красного сигнала фонаря на белый светофильтр из рабочего положения 21 устанавливают в положение 22. Для этого специальным ключом поворачивают язычок 19, выводя его из зацепления с уголком 20 замка. Далее, взявшись рукой за корпус 2, движением на себя и вверх снимают корпус со штыря. Используя запас длины провода 30, перемещают корпус в удобное для дальнейших операций положение. Откинув вверх крючок 29, вынимают из закладных ниш (образованных отгибками 25 28) остальные углы светофильтра. После снятия светофильтра, вынимают из патрона 6 лампу 7 и закладывают светофильтр внутрь корпуса 2 в положение 22 (изображено на фиг. 1, 3 пунктиром), вставляют лампу 7 в патрон 6. Светофильтр в его нерабочем положении 22 фиксируется ограничительными отгибками 23, 24 корпуса и лампой 7 и не может самопроизвольно переместиться в рабочую зону между лампой и световым окном панели фонаря. После этого корпус 2 вешают скобой 18 на штырь 17 и закрывают замок 19, 20. После этих операций фонарь выдает сигнал белого света. Сигнал красного света обеспечивается проведением указанных операций в обратном порядке.

Для замены неисправной лампы открывают замок фонаря, снимают, как указано выше, корпус со штыря 17 и светофильтр (если он находится в рабочем положении 21), заменяют лампу 7, вынув ее из патрона 6.

Для замены неисправной линзы 8 снимают, как указано ранее, корпус 2 фонаря, отвернув гайки на шпильках 10, снимают прижимные планки 11, 12 с уплотнениями 13 и извлекают линзу 8 из светового окна панели. Заменив разбитую линзу на новую, проводят упомянутые операции в обратном порядке.

Поскольку отверстия 14 для крепления фонаря на вагоне выполнены в панели 1, а не в корпусе (как у прототипа), то это позволяет конструкцию корпуса выполнить съемной и при достаточном запасе длины электропровода 30 переместить его в положение, удобное для проведения всех эксплуатационных операций с фонарем и операций по его ремонту. Панель 1 выполнена металлической с отбуртовкой ее краев, дающей панели высокую жесткость и прочность. Это позволяет уменьшить число крепежных болтов фонаря на вагоне до четырех (вместо одиннадцати по прототипу), существенно снизить трудозатраты по его установке.

Введение в конструкцию прижимных планок 11, 12 и крепление к ним корпуса посредством разъемно-навесного устройства 17, 18 позволяет осуществлять операцию по замене разбитой лампы не снаружи, а изнутри вагона без помощи лестницы, что также облегчает обслуживание фонаря.

Поскольку светофильтр фонаря закреплен непосредственно на корпусе (в рабочем положении 21 за счет отгибок 23 28 и откидного крючка 29, в нерабочем за счет вкладывания его внутрь корпуса при соответствующих его размерах по высоте, ширине и глубине), то это позволяет существенно упростить конструкцию фонаря, то есть отказаться от сложного барабанного устройства крепления светофильтра в конструкции по прототипу, от специального подпружиненного фиксатора барабана, позволяет облегчить обслуживание фонаря.

Наличие в конструкции навесного крепления в виде штыря 17 и скобы 18 обеспечивает быстросъемность крепления корпуса, повышает удобство, сокращает время обслуживания. Плоская форма штыря 17 и наклон оси соединения "штырь-скоба" под острым углом к верхней части прижимных планок гарантирует сохранение рабочего состояния фонаря даже при незакрытом замке 19, 20. Корпус 2 при этом не может провернуться вокруг горизонтальной или вертикальной оси, не может соскочить со штыря под действием вибраций.

Панель 1 фонаря, а также штыри 17 и 18 могут быть выполнены из нержавеющей стали. Это гарантирует долговечность панели при воздействии влаги, отсутствие заеданий от ржавчины в навесном креплении корпуса.

Предлагаемая конструкция фонаря разработана на уровне рабочих чертежей, изготовлены и испытаны опытные образцы. Подготовлена оснастка для серийного производства.

Формула изобретения

1. Концевой сигнальный фонарь вагона, содержащий панель, выполненную со световым окном, разъемно соединенный с панелью корпус с размещенным внутри него источником белого света, цветной светофильтр, расположенную в световом окне линзу, верхней и нижней кромками сопряженную с выступами-упорами на наружной стороне панели, уплотняющие элементы, отличающийся тем, что панель выполнена с отверстиями для фиксации фонаря на вагоне посредством крепежных элементов и снабжена установочными резьбовыми элементами, с помощью которых с внутренней стороны панели укреплены две прижимные планки, контактирующие через уплотняющие элементы с боковыми краями линзы и светового окна, светофильтр установлен непосредственно на корпусе, а последний прикреплен к одной из прижимных планок разъемно-навесным приспособлением со штырем и охватывающей его скобой, размещенными соответственно на прижимной планке и корпусе, выполнен в виде корыта, развернутого к световому окну углублением с шириной, высотой и глубиной, превышающими соответствующие размеры светофильтра, и снабжен ограничителями нерабочего и рабочего положений светофильтра, причем ограничители рабочего положения выполнены с закладными нишами под три угла светофильтра и откидным фиксатором его четвертого угла.

2. Фонарь по п.1, отличающийся тем, что ограничители нерабочего положения светофильтра и закладные ниши ограничителей его рабочего положения выполнены в виде отгибок надрезанных кромок корпуса, охватывающих ограничиваемые ими поверхности светофильтра, а откидной фиксатор в виде крючка, шарнирно закрепленного на корпусе.

3. Фонарь по п.1, отличающийся тем, что панель и корпус выполнены металлическими.

4. Фонарь по любому из пп.1 3, отличающийся тем, что панель и разъемно-навесное приспособление выполнены из нержавеющей стали.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предназначенным для использования в качестве сигнальных огней в светосигнальных приборах, преимущественно хвостовых фонарей железнодорожных вагонов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для контроля освобождения локомотивов от прицепленных к ним составов. Система для контроля сцеплений локомотивов с составами содержит взаимосвязанные между собой монитор отображения состояний автосцепок и координат местоположения локомотивов, видеокамеру, контроллер, приемник и передатчик цифрового радиоканала связи. Дополнительно в систему введены последовательно соединенные амплитудный селектор, селектор длительности импульсов, счетчик импульсов и формирователь сигнала расцепления локомотива с составом поезда. Контроллер подключен к амплитудному селектору, а формирователь сигнала расцепления соединен с передатчиком цифрового радиоканала связи. Решение направлено на упрощение системы. 1 ил.
Наверх