Коррозионно-стойкая сталь

 

Изобретение относится к металлургии, в частности, к составу коррозионно-стойкой стали, применяемой при изготовлении ответственных деталей, используемых в машиностроении и работающих в агрессивных средах. Сущность: коррозионно-стойкая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, серу, фосфор и железо, дополнительно содержит германий и ванадий при следующем соотношении компонентов, мас. %: Углерод - 0,12-0,63 Кремний - 0,21-0,38 Марганец - 0,38-0,46 Хром - 14,0-16,5 Германий - 0,60-1,50 Ванадий - 0,15-0,25 Сера - 0,015-0,025 Фосфор - 0,015-0,025 Железо - Остальное
3 табл.

Изобретение относится к металлургии, в частности, к составам сталей, применяемых при изготовлении ответственных деталей, используемых в машиностроении, преимущественно в агрессивных средах.

Известна сталь, содержащая компоненты, мас.

Углерод 0,27-0,34
Кремний 0,17-0,37
Марганец 0,30-0,60
Хром 2,30-2,70
Молибден 0,20-0,30
Ванадий 0,06-0,12
Железо Остальное
(см. сталь марки 30ХЗМФ, ГОСТ 4543-71. Сталь легированная, конструкционная, марки и технические требования.)
К недостатку этой стали следует отнести низкий предел текучести, наличие в ней дефицитного молибдена и склонность ее к межкристаллитной коррозии.

Известна также сталь, содержащая компоненты, мас.

Углерод < 40
Кремний 0,56-1,50
Марганец 0,30-2,00
Ванадий 0,21-1,00
Хром 0,71-3,00
Алюминий < 0,30
Железо Остальное
(Заявка Японии N 52-27584, МКИ C 22 C 37/24, 1978 г.)
Недостаток этой стали состоит в том, что она не обеспечивает требуемого комплекса свойств, в частности, пластичности, устранения хрупкости и склонности к межкристаллитной коррозии.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является коррозионно-стойкая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, титан, серу, фосфор и железо при следующем соотношении компонентов, мас.

Углерод 0,06-0,08
Кремний 0,40-0,80
Марганец 0,40-0,80
Хром 16,0-18,0
Титан 0,40-0,80
Сера 0,015-0,025
Фосфор 0,020-0,035
Железо Остальное
Недостатком указанной коррозионно-стойкой стали является то, что она обладает относительно низкой прочностью и твердостью при удовлетворительной пластичности по всему сечению изделия, изготовленного из этой стали, как после традиционных методов упрочнения (закалка, отпуск), так и после низкотемпературного азотирования (химико-термической обработки), высокой стоимостью из-за дефицитности титана, а также склонностью к отпускной хрупкости и межкристаллитной коррозии.

В основу изобретения поставлена цель: повышение прочностных и вязкостных характеристик, устранение явления межкристаллитной коррозии и снижение себестоимости изготовления.

Сущность изобретения состоит в том, что коррозионно-стойкая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, серу, фосфор и железо, дополнительно содержит германий и ванадий при следующем соотношении компонентов, мас.

Углерод 0,12-0,63
Кремний 0,21-0,38
Марганец 0,38-0,46
Хром 14,0-16,5
Германий 0,60-1,50
Ванадий 0,15-0,25
Сера 0,015-0,025
Фосфор 0,015-0,025
Железо Остальное
Представленная выше совокупность существенных признаков направлена на достижение технического результата и находится в причинно-следственной связи с ним, как позволяет:
повысить антикоррозионные свойства стали в окислительных средах и устранить явления межкристаллитной коррозии за счет образования на поверхности защитной плотной пассивной пленки окисла Cr2O3 и наличия в составе стали германия;
обеспечить высокие прочностные, вязкостные и твердостные свойства стали за счет указанного химического состава стали.

Кроме того, изобретение является промышленно применимым, так как может быть использовано во многих отраслях народного хозяйства для изготовления ответственных деталей и узлов, используемых в машиностроении.

Таким образом, можно сделать вывод, что заявленное техническое решение соответствует условиям патентоспособности изобретения.

Для изготовления опытной партии коррозионно-стойкой стали используют индукционную печь. Затем металл (сталь) прокатывают на заготовки (прутки) диаметром от 14 до 250 мм, которые подвергают закалке при температуре 1100 oC и низкотемпературному отпуску при температуре 180-250 oC. После чего определяют стандартные механические характеристики: временное сопротивление разрыву (предел прочности в), предел текучести 02 относительное удлинение относительное сужение j ударную вязкость KCU+20, твердость по Роквеллу поверхностного слоя HRC, а также коррозионные характеристики, особенно для межкристаллитной коррозии, характерной для высоколегированных сталей. Механические характеристики определяют традиционными способами. Коррозионные исследования проводят в лаборатории на цилиндрических образцах диаметром 10-20 мм и высотой 40 мм, используя гравиметрический метод или электрохимический метод с определением изменения потенциала стали. Исследования проводят ускоренно, то есть при усиленном воздействии отдельных факторов: температуры, концентрации и движения или перемешивания среды. При исследованиях используют поляризационные кривые, по которым вычисляют скорость коррозии стали. Производят также специальные лабораторные исследования, в результате которых устанавливают влияние механических нагрузок, давления, температуры, скорости потока. Эти испытания проводят с целью выявления межкристаллитной коррозии, коррозии под напряжением, коррозионной усталости, фрикционной коррозии и питтенговой коррозии. Основным показателем скорости коррозионного разрушения как при местной, так и при равномерной коррозии является глубина проникновения. В обоих случаях глубину коррозионного разрушения измеряют в миллиметрах в год. При равномерной коррозии с помощью глубины коррозионного проникновения (КП, мм/год) вычисляют потери массы материала (ПМ, г/м2ч).

В табл. 1 приведены составы сталей, в табл. 2 -механические свойства сталей после термической обработки, в табл. 3 характеристики устойчивости сталей и коррозионной активности сред.

Применение предлагаемой коррозионно-стойкой стали позволит повысить надежность и долговечность изготовленных из нее деталей машин, работающих в агрессивных средах, и снизить себестоимость их изготовления в 1,3-1,4 раза.


Формула изобретения

Коррозионно-стойкая сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, серу, фосфор и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит германий и ванадий при следующем соотношении компонентов, мас.

Углерод 0,12 0,63
Кремний 0,21 0,38
Марганец 0,38 0,46
Хром 14,0 16,5
Сера 0,015 0,025
Фосфор 0,015 0,025
Германий 0,60 1,50
Ванадий 0,15 0,25
Железо Остальноеь

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности, к составу стали, применяемому при изготовлении ответственных азотируемых деталей, используемых в машиностроении

Изобретение относится к металлургии, в частности, к составу конструкционной легированной стали, применяемой при изготовлении ответственных азотируемых деталей, используемых в машиностроении

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составу коррозионно-стойкой стали, применяемой при изготовлении ответственных деталей, используемых в машиностроении и работающих в агрессивных средах

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, применяемых при изготовлении ответственных азотируемых деталей, используемых в машиностроении

Изобретение относится к области металлургии, в частности, к сплавам с аморфной структурой, используемых в качестве магнитно-мягких материалов, идущих на изготовление дросселей насыщения и элементов индуктивности радиоустройств

Сталь // 2068457
Изобретение относится к области металлургии, а именно инструментальной стали, преимущественно для производства дисковых пил холодной резки металлопроката

Изобретение относится к металлургии, в частности к легированной стали, и может быть использовано в общем и торговом машиностроении при производстве современного технологического оборудования для пищевых и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса

Изобретение относится к области черной металлургии, конкретнее к ферросплавам для обработки стали, предназначенным для изготовления ответственных деталей машиностроения, например бурового инструмента, коленчатых валов двигателей и механизмов, шатунов, крепежных изделий: болтов, гаек, шпилек

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности, к области создания сталей для изготовления рессор и пружин и других упругих элементов

Изобретение относится к черной металлургии , в частности к инструментальной стали для изготовления игольной проволоки, и может быть использовано при производстве холоднотянутой ленты, серебрянки и других мелких изделий

Изобретение относится к металлургии, в частности к инструментальному сплаву для изготовления литого режущего инструмента

Сталь // 2109838
Изобретение относится к металлургии, а именно к сталям, работающим в условиях моющих и стериализующих сред

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении деталей подшипников, которые работают при воздействии агрессивных сред

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении деталей подшипников качения, работающих в условиях контактных нагрузок и повышенных температур
Изобретение относится к изготовлению деталей из пластмассы с использованием формы, внутренняя поверхность которой полностью или частично выполнена из стали

Изобретение относится к конструкционным легированным сталям для изготовления деталей машин и механизмов и может быть использовано в машиностроении транспортном, автотракторном, дорожных машин и других его областях, а также в оборонной технике для изготовления боеприпасов

Сталь // 2224042
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к изысканию высокопрочных сталей для болтов крепления рельсов

Сталь // 2232201
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к изысканию состава стали, используемой при изготовлении ножей, предназначенных для резки металлолома
Изобретение относится к сварке и касается состава сварочной проволоки для сварки и наплавки изделий из высокоуглеродистых сталей, работающих при больших знакопеременных нагрузках, и может быть использовано, преимущественно, при восстановлении узлов и деталей железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали для железнодорожных рельсов
Наверх