Арочная зубчатая передача и способ ее изготовления

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в арочной зубчатой передаче и способе ее изготовления сопряжение эвольвентного профиля зубьев осуществлено по идентичным кривым, расположенным в плоскости линии зацепления. Сопряженные идентичные кривые по линии зацепления зубьев различны между собой в каждой точке эвольвенты по высоте зуба без ограничения угла зацепления передачи. Это происходит за счет разных радиусов кривизны арки по высоте зубьев, определяемых соотношением параметров. В способе формообразование выпуклых и вогнутых сторон зубьев шестерни и колеса осуществляют последовательно двумя торцевыми резцовыми головками при согласованном вращении заготовки и тангенциальной подаче инструмента. Контур инструментальной рейки резцовых головок задают таким, чтобы радиусы резания в основании и по вершинам зубьев для выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и шестерни были различны, исходя из определенных соотношений: по впадинам выпуклой стороны зубьев колеса идентично с кривизной зубьев шестерни по вершинам вогнутой стороны зубьев колеса и впадинам зубьев шестерни. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству арочных зубчатых передач с эвольвентным профилем зубьев в тяжелом и среднем машиностроении.

Известна зубчатая передача, в которой обеспечивается сопряжение зубьев эвольвентного профиля в зацеплении по длине арки по идентичной кривой, расположенной в плоскости линии зацепления и одинаковой по высоте зуба.

К недостаткам известных передач относится то, что в таких передачах ограничен кинематический угол зацепления. Чем больше зубчатые колеса, тем меньше угол зацепления, что увеличивает кромочные напряжение.

По технической сущности и достигаемому результату наиболее близкой к заявленной является цилиндрическая зубчатая передача, сопряжение эвольвентного профиля которой осуществляется по идентичным кривым, расположенным в плоскости линии зацепления и одинаковым по высоте зуба, у которой нет ограничения зацепления.

Однако передача сложна в изготовлении. Для ее изготовления требуются три резцовые головки. Одна -для нарезания выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и две другие для нарезания соответственно выпуклой и вогнутой стороны шестерни.

Известен способ изготовления арочной зубчатой передачи, в котором формирование зубьев осуществляется двумя резцовыми головками с нулевым контуром инструментальной рейки [1] Недостаток способа в том, что нулевой контур ограничивает кинематический угол зацепления.

Известен также более близкий к заявляемому способ изготовления арочной передачи, при котором зубья сопряженного зубчатого колеса формируются одной резцовой головкой с контуром инструментальной рейки больше нуля, а зубья сопряженной шестерни формируются двумя резцовыми головками с контуром инструментальной рейки равным нулю [2] Недостатком способа является сложность его реализации, предусматривающей диагональное перемещение одной резцовой головки при нарезании зубьев колеса и ортогональное перемещение двух резцовых головок при нарезании зубьев шестерни.

При создании изобретения решается задача расширения арсенала используемых в технике арочных зубчатых передач и способов их изготовления.

Технический результат изобретения заключается в реализации этого назначения заявляемой арочной передачи с предложенными новыми параметрами зацепления, которая была бы проще в изготовлении и не имела бы ограничения угла зацепления.

Технический результат достигается тем, что в арочной зубчатой передаче и способе ее изготовления, сопряжение эвольвентного профиля зубьев которой осуществляется по идентичным кривым, расположенным в плоскости линии зацепления, сопряженные идентичные кривые по линии зацепления зубьев различны между собой в каждой точке эвольвенты по высоте зуба без ограничения угла зацепления передачи за счет разных радиусов кривизны арки по высоте зубьев Ru1 и Rup, определяемых по формулам: где Ru1 радиус дуги арки в основании выпуклой стороны колеса; l2 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по впадинам; 1 угол наклона арки в основании зубьев; Ra2 радиус дуги по вершинам зубьев колеса; fa угол пути перемещения резцов в основании зубьев; B длина зубьев арки;
Rf2 радиус основания зубьев колеса;
Rup радиус резцов, формирующих вершину зубьев колеса и впадину зубьев шестерни;
l1 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по вершинам;
2 угол наклона арки в вершине зубьев;
hp активная высота режущей части резцов, калибрующих эвольвенту;
p контур инструментальной рейки угол станочного зацепления.

В способе изготовления арочной зубчатой передачи, при котором формообразование выпуклых и вогнутых сторон зубьев шестерни и колеса осуществляют последовательно двумя торцевыми резцовыми головками при согласованном вращении заготовки и тангенциальной подаче инструмента, контур инструментальной рейки p резцовых головок задают таким, чтобы радиусы резания Ru1 и Rup в основании и по вершинам зубьев для выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и шестерни были различны исходя из соотношений:
по впадинам выпуклой стороны зубьев идентично с кривизной зубьев шестерни по вершинам (формула (1));
по вершинам вогнутой стороны зубьев колеса и впадинам зубьев шестерни (формула (2)).

Отличительные признаки арочной зубчатой передачи выражены в том, что сопряженные идентичные кривые по линии зацепления зубьев различны между собой в каждой точке эвольвенты по высоте зуба без ограничения угла зацепления передачи за счет разных радиусов кривизны арки по высоте зубьев, определяемых по приведенным выше формулам.

Отличительные признаки способа выражены в том, что контур инструментальной рейки p резцовых головок задают таким, чтобы радиусы резания в основании и по вершинам зубьев для выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и шестерни были различны исходя из соотношений:
по впадинам выпуклой стороны зубьев колеса идентично с кривизной зубьев шестерни по вершинам (формула (1));
по вершинам вогнутой стороны зубьев и впадинам зубьев шестерни (формула (2)).

В заявленном способе формообразование зубьев как на колесе, так и на шестерне, осуществляется одними и теми же резцовыми головками с контуром инструментальной рейки больше нуля и равным p с ортогональным перемещением инструмента для колеса и шестерни.

На фиг. 1 даны геометрические параметры зацепления арочной зубчатой передачи; на фиг. 2 геометрические параметры сопряженной пары, определяющие разность радиусов кривизны арки по впадинам и вершинам зубьев; на фиг. 3 - схема использования резцовых головок с резцам и армированными пластинками из твердого сплава; на фиг. 4 схема для определения геометрических параметров зубчатого колеса; на фиг. 5 схема снятия основного металла М1 при черновом проходе с оставленным припуском М2.

Геометрические параметры зубчатого зацепления, изображенного на фиг.1-5, и их величины определяются по формулам, приведенным ниже, а также дается пример расчета конкретного зубчатого зацепления.


где hк высота активной части зубьев колеса;
rв2 радиус основной окружности колеса;
к угол контакта зубьев шестерни в точке 3;
aw межосевое расстояние;
tw угол кинематического зацепления;
rв1 радиус основной окружности шестерни;
a1 угол давления по вершинам зубьев шестерни;
Ra1 радиус по вершинам зубьев шестерни;
m кинематический модуль зацепления;
z1 число зубьев шестерни;
Rp радиус дуги станочного зацепления.

Пример расчета.

Дано: величина hp назначается в пределах hp0,3 H, что определяет угол станочного зацепления p исходя из которого подсчитываются геометрические параметры зацепления и разность радиусов дуги арки по вершинам и впадинам зубьев и схемам, изображенным на фиг. 1-5.

Z1 26;
Z2 114;
aw 596 мм;
tw 20o;
В 135 мм;
Н 17 мм.

Кинематический модуль зацепления будет равен:

Диаметры делительных окружностей:
D1 mZ1 8,526 221 мм; R1 110,5 мм;
D2 mZ2 8,5114 969 мм; R2 484,5 мм.

Диаметры основных окружностей:
D01 D1cos20o 2210,93969 207,67 мм; rв1 103,836 мм;
D02 D2cos20o 9690,93969 910,56 мм; rв2 455,281 мм.

Радиус дуги по вершинам зубьев колеса:
Ra2 aw rв1 1 595 103,836 1 490,16 490 мм.

Радиус основания зубьев колеса:
Rf2 Ra2 H 490 17 473 мм.

Радиус по вершинам зубьев шестерни:
Ra1 aw Rf2 595 473 122 мм.

Угол давления по вершинам зубьев шестерни:

Угол контакта зубьев шестерни в точке 3:

Радиус вращения точки 3:

Высота активной части зубьев колеса:
hк Ra2 Rк 490 476,16 13,84 мм.

Определяем hp:hp 0,317 5,1 5 мм.

По схеме фиг. 4 находим:



Угол станочного зацепления:
p = - = 77,294 - 68,302 = 8,992 9.
Прямая перемещения режущего инструмента по стрелке А (фиг. 2, 3, 5) взаимосвязана с противолежащим катетом угла


Угол наклона арки в основании зубьев:

Радиус дуги арки в основании выпуклой стороны зубьев колеса:

Радиус арки по вершинам зубьев колеса выпуклой стороны и по впадинам вогнутой стороны зубьев шестерни:


где H высота зубьев;
Z2 число зубьев колеса;
D1 диаметр делительной окружности шестерни;
R1 радиус делительной окружности шестерни;
D2 диаметр делительной окружности колеса;
R2 радиус делительной окружности колеса;
D01 диаметр основной окружности шестерни;
D02 диаметр основной окружности колеса;
Rк радиус вращения точки 3;
up разность углов a2 и p
угол, определяющий формирование зубьев колеса по вершине;
aa2 угол давления по вершинам зубьев колеса.

На фиг. 1 изображена схема зацепления арочной зубчатой передачи, в которой сопряжение эвольвентного профиля как головки зубьев шестерни на участке 1-2, так и ножки зубьев колеса на участке 1-4, осуществляется по идентичным кривым при совпадении их в точке 3. При этом обеспечивается условие, что угол давления в точке 3 является исходным геометрическим параметром, определяющим идентичную кривизну арки по линии зацепления. Идентичные кривые, расположенные в плоскости линии зацепления 1-3, различны между собой в каждой точке эвольвенты по высоте зуба H без ограничения угла зацепления передачи за счет разных радиусов кривизны арки по высоте зубьев Ru1 и Rup, определяемых по формулам (1) и (2).

При изготовлении арочной зубчатой передачи формообразование выпуклых и вогнутых сторон 6 зубьев, как колеса, так и шестерни (фиг. 2, 3), осуществляют последовательно двумя торцевыми головками с заданным контуром инструментальной рейки углом станочного зацепления p Для формирования выпуклых сторон зубьев заготовке сообщают вращение по стрелке Б1, а инструменту - согласованную с вращением заготовки тангенциальную подачу по стрелке А1. Для формирования вогнутых сторон зубьев наклон калибрующей части резцов выполнен в обратную сторону и направление движения заготовки и тангенциальной подачи меняют на противоположное соответственно по стрелкам Б2 и А2. Контур инструментальной рейки резцовых головок задают таким, чтобы радиусы резания в основании и по вершинам зубьев для выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и шестерни были различны исходя из соотношений: по впадинам выпуклой стороны зубьев колеса идентично с кривизной зубьев шестерни по вершинам соответственно формуле (1), а по вершинам вогнутой стороны зубьев колеса и впадины шестерни соответственно формуле (2).

Для формирования зубьев при чистовой обработке закаленных колес резцы головок могут быть армированы пластинками 5 из твердого сплава с теми же геометрическими параметрами.


Формула изобретения

1. Арочная зубчатая передача, сопряжение эвольвентного профиля зубьев которой осуществлено по идентичным кривым, расположенным в плоскости линии зацепления, отличающаяся тем, что сопряженные идентичные кривые по линии зацепления зубьев различны между собой в каждой точке эвольвенты по высоте зуба без ограничения угла зацепления передачи за счет разных радиусов кривизны арки по высоте зубьев, определяемых по формулам


где Ru1 радиус дуги арки в основании выпуклой стороны зубьев колеса;
l2 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по впадинам;
угол наклона арки в основании зубьев;
Rа2 радиус дуги по вершинам зубьев колеса;
fa - угол пути перемещения резцов в основании зубьев;
- длина зубьев арки;
Rf2 радиус основания зубьев колеса;
R радиус резцов, формирующих вершину зубьев колеса и впадину зубьев шестерни,
l1 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по вершинам;
2 - угол наклона арки в вершине зубьев;
hр активная высота режущей части резцов, калибрующих эвольвенту;
p - контур инструментальной рейки угол станочного зацепления.

2. Способ изготовления арочной зубчатой передачи, в котором формообразование выпуклых и вогнутых сторон зубьев шестерни и колеса осуществляют последовательно двумя торцевыми резцовыми головками при согласованном вращении заготовки и тангенциальной подаче инструмента, отличающийся тем, что контур инструментальной рейки резцовых головок задают таким, чтобы радиусы резания в основании и по вершинам зубьев для выпуклых и вогнутых сторон зубьев колеса и шестерни были различны, исходя из соотношений:
по впадинам выпуклой стороны зубьев колеса идентично с кривизной зубьев шестерни по вершинам

по вершинам вогнутой стороны зубьев колеса и впадинам зубьев шестерни

где Ru1 радиус дуги арки в основании выпуклой стороны зубьев колеса;
l2 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по впадинам,
1 - угол наклона арки в основании зубьев;
Rа2 радиус дуги по вершинам зубьев колеса,
fa - угол пути перемещения резцов в основании зубьев;
- длина зубьев арки,
Rf2 радиус основания зубьев колеса;
R радиус резцов, формирующих вершину зубьев колеса и впадину зубьев шестерни;
l1 длина пути инструмента при формировании зубьев колеса по вершинам;
2 - угол наклона арки в вершине зубьев;
hр активная высота режущей части резцов, калибрующих эвольвенту;
p - контур инструментальной рейки угол станочного зацепления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к конструкции волновых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых и червячных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых и червячных передачах

Изобретение относится к зубчатым передачам, преимущественно к редукторам для турбо- и электробуров

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства, как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов, требующих преобразование крутящего момента с большим передаточным отношением и малыми габаритами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх