Способ подготовки гидроаэродромов для выполнения взлета и посадки гидросамолетов

 

Сущность изобретения: в пределах летного бассейна гидроаэродрома определяют по направлению ветра положение взлетно-посадочной полосы, устанавливают маркерные знаки, производят осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета от посторонних предметов. Определение положения взлетно-посадочной полосы производят для того из гидроаэродромов, где высота волн наименьшая, а установку маркерных знаков, осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета выполняют посредством судна на воздушной подушке, которое проводят от места стоянки впереди гидросамолета до его взлета, а также до места стоянки после его посадки. 4 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к воздушному транспорту и предназначено для применения преимущественно на морских островах, не имеющих сухопутных аэродромов, а также пригодны для посадки гидросамолетов закрытых водоемов.

В прошлом разработки технологий взлетно-посадочных операций гидросамолетов были ориентированы на легкомоторные гидропланы на поплавках. Гидроаэродромы размещались на закрытых водоемах и предназначались преимущественно для базирования гидропланов (Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации СССР НАС ГА 86, М, изд-во "Воздушный транспорт", 1987, гл. 10, приложения 27-30).

В настоящее время воздушный транспорт осваивает магистральные самолеты-амфибии, базирующиеся на сухопутных аэродромах. Их применение позволяет начать эксплуатацию авиалиний, связывающих имеющиеся аэропорты с удаленными океанскими и морскими островами, на которых сухопутные аэродромы отсутствуют, а строительство их невозможно или нецелесообразно. В большинстве случаев на подобных островах нет и закрытых водоемов, пригодных для приема магистральных гидросамолетов. Технология проведения взлетно-посадочных действий гидросамолетов, предусматривающая минимальные капитальные затраты, для указанных условий ранее не разрабатывалась. Имеется ввиду комплекс мероприятий, позволяющих осуществлять взлетно-посадочные действия на окружающей остров морской акватории, обеспечивая регулярность полетов и их безопасность при волнении моря, частых штормах и изменениях направлений ветра.

Известно устройство из плавучего основания и понтонов, между которыми вводится гидросамолет (патент США N 2768599, кл. B 64F 1/00, 1956). Его использование предполагает возможность разворота в зависимости от направления ветра для удобства ввода и вывода гидросамолета, но оно не обеспечивает выполнения взлетно-посадочных действий в оптимальных условиях.

Известна также плавучая взлетно-посадочная полоса из перекладин, поддерживаемых понтонами (патент США N 2692101, кл. B 64F 1/00, 1954). Устройство может разворачиваться, обеспечивая взлет и посадку против ветра, но не предусматривает защиту от волн.

Наиболее близким аналогом изобретения является способ, включающий операции определения положения взлетно-посадочной полосы по направлению ветра и установку маркерных знаков ("Инженерно-авиационная служба и эксплуатация летательных аппаратов", Н.Н. Андреев и др. изд-во ВВИА им. Жуковского Н.Е. 1970 с.276,280). Однако на открытых морских акваториях маркерные знаки в виде бакенов и буев легко сносятся штормами. Защита от волн не предусмотрена, что резко снижает регулярность полетов или делает их опасными в условиях обычной океанской зыби.

Известный способ не предусматривает также применение специальных плавсредств на гидроаэродромах. Как показывает опыт эксплуатации самолетов-амфибий Бе-12 в Сахалинской области, это означает, что для осмотра и очистки акватории используют обычный морской буксир. Но это средство не позволяет произвести осмотр и очистку акватории на мелководье, а также отбуксировать гидросамолет на берег по гидроспуску в аварийных условиях. В итоге не обеспечивается должный уровень безопасности при маневрах гидросамолета на акватории.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.

Поставленная задача решается тем, что в способе подготовки гидроаэродромов для выполнения взлета и посадки гидросамолетов преимущественно на остров с несколькими расположенными по разные его стороны гидроаэродромами, заключающемся в том, что в пределах летного бассейна гидроаэродрома определяют по направлению ветра положение взлетно-посадочной полосы, устанавливают маркерные знаки, производят осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета от посторонних предметов, согласно изобретению определение положения взлетно-посадочной полосы производят для того из гидроаэродромов, где высота волн наименьшая, а установку маркерных знаков, осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета выполняют посредством судна на воздушной подушке, которое проводят от места стоянки впереди гидросамолета до его взлета, а также до места стоянки после его посадки.

Способ может дополнительно предусматривать, что гидросамолет швартуют или отшвартовывают соответственно после его посадки или до взлета посредством СВП; осмотр пути перемещения гидросамолета по акватории производят с помощью локатора и гидролокатора, размещенных на СВП; при необходимости гидросамолет буксируют по акватории с помощью СВП; радиосигналы, обеспечивающие посадку гидросамолета, посылаются и принимаются устройствами, размещенными на СВП или на установленных с помощью этого судна плавучих средствах.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана общая схема размещения гидроаэродромов в плане.

Вокруг острова 1 расположены летный бассейн гидроаэродрома 2, на который планируется посадка гидросамолета при показанном стрелкой 3 направлении ветра, а также летные бассейны гидроаэродромов 4, в этом случае не используемые. Положение летной полосы 5, ориентированной по направлению ветра на летном бассейне 2, показано штрихпунктирными линиями. После посадки гидросамолет движется по рулежной дорожке 6, включающей гидроспуск, по которому он выходит на тяге собственных двигателей или буксируется на береговую стоянку.

Начало летной полосы обозначают плавучие входные маркерные знаки 7, ее центр плавучие маркерные знаки 8. СВП 9 занимает положение знака зоны приземления, а его ориентация носом против ветра показывает его направление. За пределами летной полосы на ее оси расположен плавучий курсовой маяк 10.

Заявляемое решение использует то, что сам остров служит защитой части прилегающей акватории от волн. Так, если ветер устойчиво дует по направлению, показанном на чертеже стрелкой 3, то остров 1 защищает от волн часть акватории, где расположен гидроаэродром 2, что и определяет его выбор для взлетно-посадочных действий. Направление летной полосы 5 в пределах летнего бассейна 2 определяют как обычно, обеспечивая взлет и посадку гидросамолета против ветра.

Установку маркерных знаков 7,8 перед полетами и их уборку производят с помощью СВП, что позволяет размещать плавучие знаки с одного плавучего средства как на мелководье, так и на глубоководной части акватории. Это же судно используют для осмотра и очистки акватории от посторонних предметов на всем протяжении пути гидросамолета, в том числе на мелководье, недоступном для обычных морских кораблей. При этом СВП может двигаться непосредственно перед гидросамолетом на всем пути руления, включая гидроспуск 6.

Как видно, заявляемое решение предусматривает, что все мероприятия, обеспечивающие взлетно-посадочные действия гидросамолетов, производят с помощью одного плавучего средства СВП. Оно же может использоваться для швартовки гидросамолета к бочке и его отшвартовки, осмотра акватории с помощью локатора и гидролокатора в условиях плохой видимости, буксировки гидросамолета по акватории и доставки конца буксировочного троса на берег. При необходимости СВП обеспечивает посадку гидросамолета в условиях плохой видимости; для этого, например, на борту СВП размещают глиссадный радиомаяк, а с помощью СВП на самостоятельном плавсредстве устанавливают курсовой радиомаяк.

Наконец, тоже СВП может использоваться для погрузочно-разгрузочных работ на находящемся на плаву гидросамолете, а также для проведения спасательных операций.

В итоге заявляемый способ обеспечивает регулярную и безопасную эксплуатацию гидросамолетов на морских и океанских островах, не оборудованных специальными сооружениями.

Формула изобретения

1. Способ подготовки гидроаэродромов для выполнения взлета и посадки гидросамолетов, преимущественно на остров с несколькими расположенными по разные его стороны гидроаэродромами, заключающийся в том, что в пределах летного бассейна гидроаэродрома определяют по направлению ветра положение взлетно-посадочной полосы, устанавливают маркерные знаки, производят осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета от посторонних предметов, отличающийся тем, что определение положения взлетно-посадочной полосы производят для того из гидроаэродромов, где высота волн наименьшая, а установку маркерных знаков, осмотр и очистку пути перемещений гидросамолета выполняют посредством судна на воздушной подушке, которое проводят от места стоянки впереди гидросамолета до его взлета, а также до места стоянки после его посадки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что судно на воздушной подушке используют для швартовки или отшвартовки гидросамолета соответственно после его посадки или до взлета.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что осмотр пути перемещений гидросамолета по акватории производят с помощью локатора и гидролокатора, размещенных на судне на воздушной подушке.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что судно на воздушной подушке используют для буксировки гидросамолета по акватории.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что судно на воздушной подушке используют для размещения на них глиссадных и курсовых радиомаяков для посылки и приема радиосигналов, обеспечивающих посадку гидросамолетов в условиях плохой видимости.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к наземному оборудованию аэродромов, а именно к большегрузным автотопливозаправщикам

Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к вспомогательному оборудованию, обеспечивающему взлет и посадку самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов

Изобретение относится к области авиации и может быть применено для подъема патронной ленты и заправки патронного отсека летательного аппарата боекомплектом

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к системам запуска газотурбинных двигателей (ГДТ)

Изобретение относится к способам измерения характеристик воздушной спутной струи за транспортным средством, преимущественно за авианосным кораблем, включающим измерение характеристик транспортного средства, характеристик движения летательного аппарата (ЛА)-зондировщика относительно масс воздуха и определение характеристик воздушной спутной струи, отличающийся тем, что ЛА-зондировщик последовательно помещают в ряд заданных точек пространства за кораблем, удерживая ЛА-зандировщик в заданной точке, измеряя дополнительно параметры полета - углы атаки и скольжения (, ), вектор скорости полета , углы тангажа, крена, курса (, , ), угловые скорости относительно трех осей wz, x, y), продольную и боковую перегрузки (hy, hz), углы отклонения рулевых поверхностей (в, э, н, нупс) ЛА-зондировщика, измеряют направление ск и силу Wск ветра, качку корабля (дифферентную к, креновую к и вертикальное перемещение центра масс корабля Hск) и измеряют характеристики ЛА-зондировщика - вертикальные H, боковые отклонения Z и вектор скорости относительно корабля средствами внешне-траекторных измерений (ВТИ) на мерной платформе, связанной с кораблем, стабилизируя ее по качке, после чего определяют искомые разности между вектором скорости ЛА-зондировщика относительно мерной платформы и вектором скорости ЛА-зондировщика относительно воздушных масс

Изобретение относится к авиационному приборостроению, а именно к оборудованию самолетов и вертолетов, и может быть использовано для поиска потерпевших бедствие людей на суше и море, в районах со сложными метеоусловиями при отсутствии визуального контакта пилотов с объектами поиска, а также для ускорения процесса поиска при хороших метеоусловиях

Изобретение относится к области светотехнических средств обеспечения полетов, а конкретнее, к светотехническому оборудованию аэродромов и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на некатегорированные полевые аэродромы, на необорудованные посадочные площадки, на льдины в арктических и антарктических условиях

Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к системам оптической навигации, в частности, с использованием лазерных и оптических источников, и может быть использовано для обеспечения движения летательных аппаратов, судов и автомобильного транспорта
Изобретение относится к авиации
Изобретение относится к авиационному транспорту и может быть использовано при разработке технологических способов аварийного торможения скоростных летательных аппаратов при их аварийной посадке

Изобретение относится к авиации и касается конструирования уловительных тележек для спасения самолетов в аварийных ситуациях

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно, к средствам контроля качества посадки маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкого топлива для заправки летательных аппаратов на стоянке и направлено на обеспечение безаварийной заправки летательных аппаратов без снижения производительности
Наверх