Способ приземления самолета на платформу и устройство для его осуществления

 

Сущность изобретения: самолет садится на платформу, движущуюся в направлении посадки. В процессе снижения самолета скорость платформы увеличивают до посадочной скорости самолета и после выравнивания их скоростей соединяют самолет и платформу, сохраняя возможность их взаимного перемещения, стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу. Устройство для приземления самолета содержит самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами. На платформе установлено устройство для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройство притягивания и фиксации самолета на платформе. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам для приземления летательного аппарата, преимущественно самолета, с использованием движущегося транспортного средства.

Известны способ и устройство для аварийной посадки самолета с помощью подвижной тележки (патент США N 3210029, кл. B 64 F 1/02, 1962).

Недостатком известного технического решения является сложность согласования во времени и пространстве самолета и посадочной платформы.

Задачей изобретения являются повышение безопасности посадки самолета с неисправным или отсутствующим шасси, уменьшение затрат при строительстве аэродромов с взлетно-посадочными полосами, оснащенными средствами для осуществления посадки таких самолетов.

Поставленная задача решается тем, что в способе приземления самолета на платформу, движущуюся в направлении посадки, заключающемся в снижении самолета, синхронном уменьшении его скорости и увеличении скорости платформы до посадочной скорости самолета в зоне их ближнего взаимодействия, согласно изобретению перед соприкосновением самолета и платформы осуществляют горизонтальный полет самолета над платформой на минимальной высоте с гарантированным зазором и скоростью, равной скорости платформы, соединяют их, сохраняя возможность взаимного перемещения и стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу.

Поставленная задача решается и тем, что в устройстве для приземления самолета, содержащем самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами, согласно изобретению платформа содержит механизм приземления, снабженный устройством для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройством притягивания и фиксации самолета на платформе.

Механизм приземления может быть выполнен в виде транспортера с возможностью остановки гибкой связью после притягивания самолета к грузовой площадке, с экраном между его верхней и нижней ветвями и транспортирующими звеньями в виде зацепов для захвата якоря, шаг и форма которых согласованы с головной частью обтекаемой формы, например конической, и размером якоря.

Платформа может быть оборудована направляющими и снабжена грузовой площадкой для приземления на нее самолета фюзеляжем с амортизаторами, например пневмоподушками, под которыми расположен механизм приземления, а также выдвижными ограничителями перекосов фюзеляжа.

Целесообразно направляющие для движения платформы проложить по кромкам взлетно-посадочной полосы, а платформу снабдить подрессоренный колесной опорой, расположенной под грузовой площадкой, и направляющими для съезда самолета.

На фиг. 1 дан общий вид платформы; на фиг. 2 в взаимодействие механизмов самолета и платформы при соединении их гибкой связью (2а) и при приземлении (2б).

Платформа для приземления самолета на фюзеляж содержит ферму 1 с грузовой площадкой 2, установленной на тележках 3, движущихся по направляющим 4. Платформа также снабжена двигателями 5, выдвижными ограничителями поперечных перемещений фюзеляжа 6 и механизмом приземления 7. На посадочной поверхности грузовой площадки прорезано окно. Под платформой размещены подрессоренные колесные опоры 9. Механизм приземления, размещенный под окном, выполнен в виде транспортера со звеньями 10, имеющими вид зацепов с элементом, фиксирующим якорь 12 с гибкой связью 11, соединенной с самолетом при его попадании в пространство между верхней ветвью транспортера и экраном 13. Установленная на самолете якорная пушка 14 с пружинным механизмом 16 содержит барабан 18 с намотанной на него гибкой связью 11, при этом барабан через муфту 15 соединен с приводом 17.

Работает устройство и способ осуществляется следующим образом.

Перед приземлением самолета к платформу при помощи двигателей 5 разгоняют до посадочной скорости самолета. Снижаясь, самолет зависает над платформой с гарантированным (допускаемым конструкцией самолета) зазором и, маневрируя для стабилизации по крену, курсу и тангажу, наводит размещенную на борту якорную пушку 14 на механизм приземления 7, установленный на платформе. Затем муфту 15 выключают, после чего якорь 12 под действием пружинного механизма 16 выстреливается. В процессе полета якорь сматывает с барабана 18 гибкую связь 11. После пролета якоря через окно в грузовой площадке 2 и верхнюю ветвь ленты механизма приземления 7 якорь ударяется об одно из звеньев 10 ленты или об экран 13 и останавливается. В процессе движения ленты одно из ее звеньев 10 зацепляет гибкую связь 11, отводит ее к середине и заводит якорь 12 в фиксирующий элемент звена. После фиксации якоря 12 в звене ленты 10 механизм приземления, продолжая движение ленты, выбирает слабину гибкой связи 11 и притягивает самолет к пневмоподушкам 8 грузовой площадки 2, после чего работа механизма приземления завершается. В процессе притягивания из платформы выдвигаются ограничители 6, обеспечивающие соосность самолета и платформы. Под тяжестью приземления самолета ферма 1 платформы прогибается, передавая усилие на тележки 3, движущиеся по направляющим 4, и колесную пару 9, движущуюся по взлетно-посадочной полосе. Двигатели 5 выключаются, платформа тормозится и останавливается. Перед взлетом самолета муфта 15 соединяет барабан 18 с приводом 17, который, втягивая якорь 12, освобождающийся при перематывании ленты механизма приземления в обратном направлении, взводит пружинный механизм 16 якорной пушки 14.

Формула изобретения

1. Способ приземления самолета на платформу, движущуюся в направлении посадки, заключающийся в снижении самолета, синхронном уменьшении его скорости и увеличении скорости платформы до посадочной скорости самолета в зоне их ближнего взаимодействия, отличающийся тем, что перед соприкосновением самолета и платформы осуществляют горизонтальный полет самолета над платформой на минимальной высоте с гарантированным зазором и скоростью, равной скорости платформы, соединяют их, сохраняя возможнсть взаимного перемещения, и стабилизируют самолет по крену, курсу и тангажу, притягивают его на платформу, фиксируют на ней и затормаживают платформу.

2. Устройство для приземления самолета, содержащее самоходную платформу с возможностью движения в направлении посадки со скоростью приземления самолета и снабженную тормозными устройствами, отличающееся тем, что платформа содержит механизм приземления, снабженный устройством для захвата якоря с гибкой связью, соединенной с самолетом и доставляемой на платформу при помощи метательного устройства, установленного на самолете, а также устройством притягивания и фиксации самолета на платформе.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что механизм приземления выполнен в виде транспортера с возможностью остановки гибкой связью после притягивания им самолета к грузовой площадке с экраном между его верхней и нижней ветвями и транспортирующими звеньями в виде зацепов для захвата якоря, шаг и форма которых согласованы с головной частью обтекаемой формы, например конической, и размером якоря.

4. Устройство по пп.2 и 3, отличающееся тем, что платформа оборудована направляющими и снабжена грузовой площадкой для приземления на нее самолета фюзеляжем с амортизаторами, например пневмоподушками, под которой расположен механизм приземления, а также выдвижными ограничителями перекосов фюзеляжа.

5. Устройство по пп.2 4, отличающееся тем, что направляющие для движения платформы проложены по кромкам взлетно-посадочной полосы, а платформа снабжена подрессоренной колесной опорой, расположенной под грузовой площадкой и направляющими для съезда самолета.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к способам запуска летательных аппаратов с помощью стартовой тележки с электромагнитным приводом

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для аварийной посадки самолетов

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к ЛА, снабженным стартовой тележкой

Изобретение относится к способам электромагнитной посадки летательных аппаратов в условиях укороченной взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки летательных аппаратов посредством управляемых электромагнитных полей в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации, а именно к оборудованию на аэродромах, предназначенному для торможения летательного аппарата при посадке в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения ЛА

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к посадке летательных аппаратов, и касается способа и системы посадки пилотируемого летательного аппарата на авианесущий корабль

Изобретение относится к наземному оборудованию аэродромов, а именно к большегрузным автотопливозаправщикам

Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к вспомогательному оборудованию, обеспечивающему взлет и посадку самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов

Изобретение относится к области авиации и может быть применено для подъема патронной ленты и заправки патронного отсека летательного аппарата боекомплектом

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к системам запуска газотурбинных двигателей (ГДТ)

Изобретение относится к способам измерения характеристик воздушной спутной струи за транспортным средством, преимущественно за авианосным кораблем, включающим измерение характеристик транспортного средства, характеристик движения летательного аппарата (ЛА)-зондировщика относительно масс воздуха и определение характеристик воздушной спутной струи, отличающийся тем, что ЛА-зондировщик последовательно помещают в ряд заданных точек пространства за кораблем, удерживая ЛА-зандировщик в заданной точке, измеряя дополнительно параметры полета - углы атаки и скольжения (, ), вектор скорости полета , углы тангажа, крена, курса (, , ), угловые скорости относительно трех осей wz, x, y), продольную и боковую перегрузки (hy, hz), углы отклонения рулевых поверхностей (в, э, н, нупс) ЛА-зондировщика, измеряют направление ск и силу Wск ветра, качку корабля (дифферентную к, креновую к и вертикальное перемещение центра масс корабля Hск) и измеряют характеристики ЛА-зондировщика - вертикальные H, боковые отклонения Z и вектор скорости относительно корабля средствами внешне-траекторных измерений (ВТИ) на мерной платформе, связанной с кораблем, стабилизируя ее по качке, после чего определяют искомые разности между вектором скорости ЛА-зондировщика относительно мерной платформы и вектором скорости ЛА-зондировщика относительно воздушных масс

Изобретение относится к авиационному приборостроению, а именно к оборудованию самолетов и вертолетов, и может быть использовано для поиска потерпевших бедствие людей на суше и море, в районах со сложными метеоусловиями при отсутствии визуального контакта пилотов с объектами поиска, а также для ускорения процесса поиска при хороших метеоусловиях

Изобретение относится к области светотехнических средств обеспечения полетов, а конкретнее, к светотехническому оборудованию аэродромов и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на некатегорированные полевые аэродромы, на необорудованные посадочные площадки, на льдины в арктических и антарктических условиях

Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА)
Наверх