Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров

 

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров. Сущность: способ заключается в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты. Набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки. 4 ил.

Изобретение относится к авиации, а именно к летной эксплуатации вертолетов.

Как правило для всех вертолетов на площадках ограниченных размеров предусматривается вертикальный взлет с разгоном вне зоны влияния близости земли. Так, например, известен способ взлета вертолета, согласно которому вертолет, набрав требуемую для взлета высоту, кратковременно зависает над площадкой после чего осуществляет разгон с последующим набором высоты ("Практическая аэродинамика вертолетов", Ромасевич В.Ф. и Самойлов Г.А. Военное изд-во МО СССР, 1980, с. 360-363, рис. 74).

Однако известный способ с разгоном из режима висения имеет недостаток, заключающийся в том, что при отказе одного из двигателей для вертолета нет гарантии его безопасного приземления, так как двигатель вертолета не успевает выйти на чрезвычайный режим, что приводит к потере высоты на разгон до безопасной скорости.

Задачей изобретения является разработка способа выполнения взлета вертолета, обеспечивающего удовлетворение требований Норм летной годности к вертолетам высшей категории А согласно Нормам АП-29.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающемся в отделении вертолета от площадки. вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, согласно изобретению набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

На фиг. 1 дана схема траекторий нормального, продолженного и прерванного вертикального взлета; на фиг. 2 и 3 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик продолженного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке; на фиг. 4 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик прерванного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке.

Способ выполняется следующим образом.

Вертолет отделяется от стартовой площадки и выполняет вертикальный набор высоты с возрастающей скоростью. Достигнув контролируемой летчиком критической точки подъема, вертолет переходит в разгон с набором высоты из режима вертикального набора высоты. В случае отказа двигателя до критической точки он может выполнить вертикальную посадку, а после критической точки продолжить взлет с одним отказавшим двигателем.

В случае взлета с буровой платформы высотой 25 м над уровнем моря вертолета типа Ми-8МТ высота критической точки составляет 10 м и взлетная масса вертолета составляет 11 т, а при взлете с земли критическая высота составляет 18 м при взлетной массе 10,5 т, что по крайней мере на 500 кг больше, чем при принятом способе вертикального взлета.

Выигрыш получается вследствии того, что в предлагаемом способе взлета в процессе выполнения продолженного взлета в верхней точке траектории вертолет имеет величину горизонтальной составляющей скорости в диапазоне 15-20 км/ч и двигатель успевает выйти на чрезвычайный режим, в то время как при взлете с разгоном на режиме висения в верхней точке скорость равна нулю, а двигатель работает на номинальном режиме. Поэтому при одинаковой взлетной массе потеря высоты на разгон до безопасной скорости при продолженном взлете согласно предлагаемому способу снижается на 20м и соответственно снижается высота критической точки принятия решения и улучшаются условия выполнения прерванного взлета (вертикальной посадки) из критической точки.

Способ наглядно иллюстрируется фиг. 1-4, где на фиг. 2-4 соответствующие зависимости относятся к двум значениям взлетной массы 10,5 и 11 т вертолета при условии стандартной атмосферы на уровне моря. Приведенные на фиг. 1-4 обозначения соответствуют: H высота висения вертолета относительно земли (воды); Vy вертикальная составляющая скорости; V воздушная скорость полета; n н.в. частота вращения несущего винта; t время, прошедшее с начала взлета.

Формула изобретения

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающийся в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, отличающийся тем, что набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к лопасти со стреловидной законцовкой для несущего винта летательного аппарата

Изобретение относится к вертолетам с одним несущим винтом, содержащим систему компенсации реактивного момента несущего винта, включающую хвостовой винт, проводимый во вращение тем же, что и несущий винт средством, систему управления хвостовым винтом и по меньшей мере одну управляемую аэродинамическую поверхность направления, такую как закрылок киля или поворотный киль

Вертолет // 1819809
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к простейшим легким вертолетам, используемым, например, в i спорте, разведке, службах надзора, охоте, а также в самодельной авиации

Изобретение относится к авиационной технике и касается конкретно выполнения кабель-троса для внешней подвески приборной гондолы к вертолету

Изобретение относится к эксплуатации вертолетов, а именно к способам пилотирования вертолетов

Вертолет // 2102285

Вертолет // 2110446
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях аппаратов вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к вертолетной технике

Вертолет // 2128130

Вертолет // 2150410
Изобретение относится к области авиации, в частности к размещению вооружения на вертолетах
Наверх