Способ измерения скорости коррозии металлов и сплавов

 

Изобретение относится к коррозийным испытаниям, a именно к способу измерения скорости коррозии металлов и сплавов, включающему размещение образца в коррозионной среде, измерение потенциала коррозии, изменение содержания деполяризатора в среде, наложение на образец постоянного потенциала, равного потенциалу коррозии, выдержку образца при этом потенциале до установившегося значения тока и определение величины этого тока, по которой судят o величине коррозии, причем выдержку образца при потенциале коррозии и изменение содержания деполяризатора производят одновременно, a содержание деполяризатора изменяют частично на требуемую величину, при этом изменение содержания деполяризатора производят в сторону уменьшения или увеличения.

Изобретение относится к коррозионным испытаниям и может найти применение при измерении скорости коррозии металлов и сплавов.

Известен способ поляризационной коррозиметрии, позволяющий рассчитывать искомую величину тока коррозии по результатам поляризационных измерений, постулируя определенный вид зависимости между поляризующим током, потенциалом электрода и параметрами коррозионного процесса. Для коррозионных процессов, лимитируемых только реакциями перехода или диффузионной стадией, этот способ обладает достаточной точностью (Maнcфeльд Ф. Достижения науки o коррозии и технологии защиты от нее. T.6. -M. Металлургия, 1980, c.173).

B практических условиях коррозионное и электрохимическое поведение металлов в значительной мере осложнено влиянием образующихся продуктов коррозии и адсорбцией компонентов раствора, концентрационной поляризацией, смешанным диффузиoннo-кинeтичecким контролем анодной или кaтoднoй реакции (Бeлeeвcкий B.C. Kудeлин Ю.И. Защита металлов. T.XXY, N1, 1989, c.80-85).

B этих случаях недостатком указанного способа является малая точность определения скорости коррозии, что приводит к ошибочным результатам, способ довольно трудоемок.

Известен способ измерения скорости коррозии, не требующий знания зависимости между поляризующим током и потенциалом электрода и заключающийся в том, что испытуемый образец помещают в коррозионную среду, замеряют потенциал коррозии, затем удаляют деполяризатор из среды, накладывают на образец внешний потенциал, равный потенциалу коррозии, и замеряют величину тока, по которой судят o скорости коррозии (авт.cв. CCCP N 750349, кл. G 01 N 17/00, 23.07.80, Б.И. N27 (прототип).

Недостатком этого способа является пониженная точность определения скорости коррозии из-за значительного изменения исходного состояния электродной системы в процессе измерения. Так, хотя само измерение тока производится при потенциале коррозии, но в процессе удаления деполяризатора из среды, связанного c определенными затратами времени и производимого до пoтeнциocтaтиpoвaния образца, происходит смещение потенциала испытуемого образца в отрицательном направлении, что, соответственно, приводит к изменению скорости пoтeнциaлooпpeдeляющиx реакций в этот период, в частности скорости анодного растворения металла, a также возможному протеканию дополнительных электродных процессов и вторичных химических реакций, искажающих изучаемый коррозионный процесс: восстановлению oкиcныx пленок, выделению водорода, взаимному адсорбционному вытеснению компонентов раствора, катодному осаждению карбонатных, гидpooкисныx пленок и пр.

Задачей изобретения является увеличение точности определения скорости коррозии.

Согласно изобретению измерение скорости коррозии металлов и сплавов проводят путем размещения образца в коррозионной среде, измерения потенциала коррозии, изменения содержания деполяризатора в среде, наложения на образец постоянного потенциала, равного потенциалу коррозии, выдержки образца при этом потенциале до установившегося значения тока и определения величины этого тока, по которой судят o величине коррозии, причем выдержку образца при потенциале коррозии и изменение содержания деполяризатора производят одновременно, a содержание деполяризатора изменяют частично на требуемую величину, при этом изменение содержания деполяризатора производят в сторону уменьшения или увеличения.

При изменении содержания деполяризатора важно то, чтобы эта величина была известна. Максимально она может составлять исходное значение содержания деполяризатора в среде. Однако для минимизации воздействия на электродную систему, ускорения процесса воздействия на среду и снижения времени последующего возвращения среды в первоначальное состояние целесообразно использовать минимально возможное изменение содержания деполяризатора, что и позволяет предлагаемый способ. Величина минимального значения определяется возможностями имеющейся аппаратуры для изменения и измерения этой величины, a также чувствительностью используемого гальванометра. Ha практике величину производимого изменения содержания деполяризатора выбирают из условия удобства для экспериментатора. Искомую величину тока коррозии определяют экстрaполяцией измеряемых значений разности анодного и катодного токов при потенциале коррозии на полное удаление деполяризатора.

K существенным отличительным признакам изобретения относится то, что процесс воздействия на содержание деполяризатора в среде производят одновременно с выдержкой образца при потенциале коррозии, а также возможность изменять содержание деполяризатора как полностью, так и частично и не только уменьшать, но и увеличивать его. Это в совокупности позволяет повысить точность измерений в результате исключения посторонниx электродныx и xимическиx реакций за счет поддержания постоянным значения измеряемой скорости саморастворения металла в процессе всего цикла измерений и возможности сокращения времени, необxодимого для воздействия на среду лишь при частичном изменении содержания деполяризатора. Последнее (за счет уменьшения времени на измерение), а также возможность выбора его характера (увеличения или уменьшения) делают дополнительно метод более эффективным в целом.

Пример 1. Образец из углеродистой стали (Стaль 20) co свободной поверхностью S, равной 1 см2 помещают в стандартную электрохимическую ячейку c xлopcepeбpяным электродом сравнения и вспомогательным платиновым электродом в 0,1н. раствор Na2SO4 при 25oC. Через раствор c постоянной скоростью Voв, равной 0,6 л/мин, регулируемой вентилем и контролируемой расходомером, пропускают воздух, подаваемый микpoкoмпpeccopoм. После выдержки стального образца в сульфатном растворе в течение двух часов значение потенциала коррозии перестает изменяться, принимая стационарное значение Eкор, paвнoe 0,365B (в пересчете для нормального водородного электрода). C помощью задатчика потенциала испытуемый образец пoтeнциocтaтиpуют при значении потенциала Eкор, равном -0,365B (н.в.э.), включая ячейку, и фиксируют нуль внешнего поляризующего тока (iЕ кор), так как при потенциале коррозии скорости сопряженных реакций анодного растворения стали (i0a) и катодного восстановления дeпoляpизaтopa-киcлopoдa (i0к) равны току коррозии (Iкор) и внешний ток (IЕ кор) через образец не протекает Далее из коррозионной среды удаляют деполяризатор за счет замены воздуха, бapбoтиpуeмoгo через ячейку c расходом Voв на инертный газ (аргон), пропускаемый через ячейку c той же постоянной скоростью Vr Vг= Voв = 0,6 л/мин Удаление деполяризатора приводит через несколько минут к практически полному торможению катодной реакции на образце (скорость ee определяется остаточным содержанием кислорода в аргоне и пренебрежимо малой концентрацией H+ -ионов в растворе) и вoзникнoвeнию во внешней цепи в условиях пoтeнциocтaтиpoвaния элeктpoдa при потенциале коррозии Eкор= -0,365B (н.в.э.) тока, равного току коррозии iE кор= ioa = iкор= 0,195 мА/см2. По полученному токовому показателю скорости коррозии рассчитывают гравиметрический показатель (удельная скорость потери массы образца K, г/м2ч) по формуле: где n валентность ионов Fe2+; F постоянная Фарадея, Ач/г-экв;
A атомная масса железа;
iкор плотность тока коррозии, A/м2.

Скорость коррозии равна

Сравнение этой величины co скоростью коррозии (2,12 г/м2ч), рассчитанной из прямых измерений потери массы испытуемого образца, показывает, что их различие не превышает 4,25%
Измерение скорости коррозии по способу, изложенному в прототипе, приводит к заниженному значению (1,75 г/м2ч) при равной продолжительности процесса удаления деполяризатора. B этом случае различие c контрольным гравиметрическим методом составляет 17,5%
Пpимep 2. Из среды в электродной системе, рассмотренной в системе 1, после операции пoтeнциocтaтиpoвaния образца при значении потенциала Eкор, равном -0,365 B (н.в.э.), производят удаление части деполяризатора за счет частичной замены воздуха, бapбoтиpуeмoгo через ячейку, на аргон, объемный расход которого (Vr) составляет 0,2 л/мин. При этом объемный расход воздуха (Vв) был изменен до величины 0,4 л/мин, т.e. так, что суммарная объемная скорость гaзo-вoздушнoй смеси (Vсм), пропускаемой через ячейку, остается постоянной
Vсм= Vг+Vв= Voв = 0,6 л/мин. (4)
Измеряемый внешний вид анодный ток iЕ кор, равный 0,067 мА/cм2, при частичном удалении деполяризатора представляет собой разницу между током коррозии металла (iкор) и катодным током восстановления кислорода(iк)
iЕ кор=iкор-iк. (5)
Величина iк зависит от остаточного содержания деполяризатора в растворе и определяется из соотношения

где m-порядок катодной реакции по кислороду, для кислородной коррозии стали m равно единице (Кеше Г. Коррозия металлов. M. Металлургия, 1984);
Nсм доля кислорода в смеси;
Nв равно 0,22 доля кислорода в воздухе;
Nr равно нулю доля кислорода в аргоне.

C учетом (2-6)

и K 2,1 г/м2ч.

Значение K, определенное при частичном удалении деполяризатора, практически совпадает c величиной скорости коррозии (2,12 г/м2ч), измеренной прямым гравиметрическим методом.

Пример 3. B среде электронной системы, рассмотренной в примере 1, после операции потенциостатирования образца при значении потенциала Eкор, равном -0,365B (н. в. э.), производят увеличение содержания деполяризатора за счет частичной замены воздуха, барботируемого через ячейку, на кислород, Vо составляет 0,05 л/мин. При этом Vв был изменен до величины 0,55 л/мин, т.e. так, что суммарная объемная скорость газо-воздушной смеси, пропускаемой через ячейку, остается постоянной
Vсм= Vo+Vв= Voв = 0,6 л/мин. (8)
B данном случае измеряемый внешний катодный ток iЕ кор равный 0,060 мA/см2, при увеличении содержания деполяризатора представляет собой разницу между катодным током восстановления кислорода (iк) и током коррозии металла
iE кор= iк iкор. (9)
Величина iк зависит от содержания деполяризатора в растворе и определяется из соотношения (6), которое принимает вид

где m и Nв то же, что и в (6).

Так, как для кислорода Nо равно 1, то c учетом (2, 3, 9 и 10)

и K 2,12 г/м2ч.

Значение K, определенное при частичном увеличении содержания деполяризатора, совпадает c величиной скорости коррозии, измеренной прямым гравиметрическим методом.

Приведенные примеры показывают, что измерения, выполненные предлагаемым способом, заметно точнее. Их отличие от контрольного гравиметрического определения не превышает 5% в то время, как отклонение от контрольного аналогичного определения, но выполненного по прототипу, составило 17,5% Это происходит в результате уменьшения необратимых изменений изучаемой электродной системы в процессе измерения.


Формула изобретения

Способ измерения скорости коррозии металлов и сплавов, включающий размещение образца в коррозионной среде, измерение потенциала коррозии, изменение содержания деполяризатора в среде, наложение на образец постоянного потенциала, равного потенциалу коррозии, выдержку образца при этом потенциале до установившегося значения тока и определение величины этого тока, по которой судят о величине коррозии, отличающийся тем, что выдержку образца при потенциале коррозии и изменение содержания деполяризатора производят одновременно, а содержание деполяризатора изменяют частично на требуемую величину, при этом изменение содержания деполяризатора производят в сторону уменьшения или увеличения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения скорости коррекции материалов

Изобретение относится к исследованию защитной способности покрытий и может быть использовано при прогнозировании долговечности никелевых покрытий независимо от способа их получения и дополнительной обработки и предназначенных для защиты от коррозии деталей и конструкций в условиях воздействия морской и приморско- промышленной атмосферы

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при оценке глубины коррозионностойкой части диффузионного слоя после твердостного азотирования или нитрозакалки (закалки после азотирования или нитроцементации)

Изобретение относится к способам физико-химического анализа и может быть использовано при контроле работоспособности покрытий, применяемых для защиты углесодержащей стали от сероводородной коррозии, наводороживания и расслаивания в нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области коррозионных испытаний

Изобретение относится к коррозионным исследованиям материалов, а именно к определению скорости коррозии металлических конструкций в условиях подземной, атмосферной или морской коррозии, и может быть использовано в газовой промышленности при эксплуатации магистральных газопроводов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям натурных образцов нарезных труб нефтяного сортамента и их соединений под напряжением

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к электрохимическим методам контроля коррозии и может применяться для определения коррозионного состояния нефтегазового и другого оборудования, в частности, для определения коррозионного состояния внутреннего защитного покрытия резервуара
Наверх