Металлическая подкрановая конструкция

 

Изобретение относится к области реконструкции подкрановых путей, преимущественно цехов черной и цветной металлургии с тяжелым режимом работы кранов (7K-8K). Цель предполагаемого изобретения - повышение выносливости подкрановой балки и облегчение ее сборки. Поставленная цель достигается тем, что верхний пояс выполнен гнутым U-образным в сечении, содержащем отбортованные горизонтальные краевые участки "a", переходящие по кривой в участки "b", наклоненные к краевым под углом 45oC60oC и соединенные друг с другом криволинейным участком "c", причем стенка балки соединена с участком "c" по линии симметрии балки, при этом в U-образную величину вложен U-образный амортизатор, взаимодействующий и соединенный верхними краями с подошвой рельса, а нижней частью - с дном выемки, причем подошва рельса западает в U-образную выемку на (0oC1) его высоты, взаимодействует с ней боковыми кромками, а шейка рельса соединена фрикционными болтами с U-образным элементом посредством U-образных симметричных относительно рельса накладок. U-образный амортизатор может быть заменен низкомодульным материалом, например чугунной дробью, заполняющей выемки на (2/3oC1/2) ее высоты. Выемка может быть залита на (2/3oC1/2) и жидким чугуном или другим аналогичным сплавом с пониженным модулем упругости. 2 с.ч. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области реконструкции подкрановых путей, преимущественно цехов черной и цветной металлургии с тяжелым режимом работы кранов (7К-8К).

В таких цехах подкрановые конструкции быстро разрушаются от усталости [1, с. 126] Усталостные трещины поражают верхнюю зону подкрановой балки и выводят подкрановые конструкции из строя. Замена подкрановых балок нарушает непрерывный технологический процесс выплавки стали и приносит большие убытки [1, с. 12, п. 1.3] Известна металлическая подкрановая балка а.с. 882909 [2] в которой нижняя часть выполнена в виде тавра, ориентированного стенкой вверх, а верхний пояс из листа соединен со стенкой тавра посредством накладок ломаного сечения. Опорные ребра выполнены из швеллеров, причем последние приварены к стенке тавра, к поясам и к накладкам ломаного сечения. Примем а.с. 882909 за прототип [2] Недостатки прототипа следующие: 1. Соединение опорного ребра с балкой на сварке выбрано ошибочно, так как в верхней зоне создана зона пониженной выносливости. Вертикальная жесткость ребра в несколько раз выше жесткости промежуточного сечения балки [3, с. 9] Такое конструктивное решение нарушает принцип равновыносливости прототипа и неизбежно приводит к появлению усталостных трещин от верхних концов сварных швов опорных ребер, так как эффективный коэффициент концентрации достигает в этой зоне четырех единиц [4, с. 138, п. 10, б] что недопустимо.

2. Повышена трудоемкость изготовления балок, так как накладки ломаного сечения присоединены к стенке тавра посредством фрикционных болтов.

3. Горизонтальная тормозная сила T действует с эксцентриситетом, равным высоте рельса (hp).

Цель изобретения повышение выносливости подкрановой балки и облегчение ее сборки.

Поставленная цель достигнута тем, что верхний пояс выполнен симметричным гнутым U-образным желобчатым в сечении, содержащем отбортованные горизонтальные краевые участки "a", переходящие по кривой в участки "b", наклоненные к краевым под углом 135.150o и соединенные друг с другом криволинейным участком "c", по линии симметрии балки, при этом рельс снабжен U-образным амортизатором, размещенным в желобе пояса, взаимодействующим и соединенным верхними краями с подошвой рельса, при этом подошва рельса западает в желоб пояса на 0,5. 0,75 его высоты и взаимодействует с ним боковыми кромками, а шейка рельса соединена фрикционными болтами с поясом посредством ковшеобразных симметричных относительно рельса накладок. Амортизатор может быть заменен низкомодульным материалом, например чугунной дробью, заполняющей желоб на 2/3.1/2 ее высоты.

Желоб может быть залит на 2/3.1/2 и жидким чугуном или другим аналогичным сплавом с пониженным модулем упругости.

Сопоставление показывает, что заявляемая подкрановая конструкция отличается от прототипа тем, что верхний пояс выполнен гнутьем из целого листа с желобом посредине и плавными по кривой переходами от одного участка к другому; рельс западает в желоб пояса и упирается в его дно через амортизатор, соединенный с подошвой рельса и увеличивающий моменты инерции рельса при изгибе (jпел) и кручении (Jкррел).

Амортизатор распределяет локальные воздействия рельса на большую длину балки и надежно закрепляет рельс; рельс западает в желоб на 0,5.0,75 его высоты и за счет этого эксцентриситет силы T уменьшается до нуля и локальный крутящий момент Mкр также уменьшается до нуля и соответственно повышается выносливость. Одновременно рельс надежно фиксируется в поперечном направлении боковыми кромками подошвы; шейка рельса соединена фрикционными болтами посредством ковшеобразных накладок с желобчатым поясом. Поэтому рельс, амортизатор, желобчатый пояс и две ковше-образные накладки работают как единое целое в системе верхнего пояса подкрановой балки во много раз увеличивая изгибную (jпояса) и крутильную (Jкрпояса) жесткость пояса по сравнению с прототипом; предложенная конструкция разрабатывалась исходя из принципа равновыносливости, поэтому опорные ребра выполнены из уголков и соединены со стенкой балки и поясными фрикционными болтами, обеспечивающими минимальную концентрацию напряжений [4, с. 138, п. 12] трудоемкость изготовления подкрановой конструкции ниже, чем у прототипа, так как соединение желобчатого пояса и стенки балки сварное.

Таким образом, заявленная подкрановая конструкция соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение заявленного решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показан общий вид подкрановой конструкции; на фиг. 2 ее поперечное сечение, на фиг. 3а, б разрезы; на фиг. 4, 5 упрощенная подкрановая конструкция.

Подкрановая конструкция содержит подкрановую балку 1, состоящую из верхнего U-образного желобчатого пояса 2, прокатного или гнутого из листа, стенки 3 и нижнего пояса 4. Рельс 5 западает в желоб пояса 2 амортизатором 6, соединенным с подошвой рельса 5. Шейка рельса 5 соединена с верхним поясом 2 балки 1 фрикционными шпильками 7 посредством ковшеобразных накладок 8. Тормозная балка 9 соединена с желобчатым поясом 2 также посредством фрикционных шпилек 7.

Подкрановая конструкция изготавливается следующим образом. Заготовки нарезают гильотиной или газорезкой. Желобчатый U-образный пояс 2, амортизатор 6 и ковшеобразные накладки прокатывают или изготавливают гибкой на листогибочном станке, обеспечивая плавные по кривой переходы от одного участка в другому. Отверстия продавливают пуансоном, а затем рассверливают. Шпильки затягивают пневмогайковертами с гарантированным натягом. Амортизатор 6 приваривают автоматической сваркой к подошве рельса 5. Ковшеобразные накладки 8 соединяют сначала с рельсом 5 и затягивают фрикционные шпильки 7. В собранном виде рельс, ковшеобразные накладки 8 и амортизатор 6 опускают сверху или надвигают поступательно с торца на балку 1. Сначала амортизатор 6 входит в U-образную выемку верхнего пояса 2, а затем и рельс 5 на 0,5.0,75 его высоты. Рельс 5 сразу же занимает проектное положение и надежно фиксируется в поперечном направлении боковыми кромками подошвы. Таким образом осуществлен безвыводный монтаж рельса 5. Затем устанавливают вертикальные шпильки 7 и затягивают их. Конструкция составного верхнего пояса преднапрягается и объединяется в единое целое и моменты инерции его при изгибе (Jпояса) и кручении (Jкрпояса) определяются как составного сечения. Их величина повышается по сравнению с прототипом во много раз. Желоб балки улавливает и фиксирует рельс и уменьшает эксцентриситет силы T, поэтому Mкр уменьшается до нуля, рельс надежно фиксируется в поперечном направлении и монтируется безвыверочным способом.

Желобчатая форма верхнего пояса обеспечивает удаление верхнего поясного шва из напряженной зоны в малонапряженную, так как локальные напряжения затухают пропорционально кубу расстояния [3, с. 9] Амортизатор 6 обеспечивает распределение локальных напряжений на большую длину балки и за счет этого экстремумы локальных напряжений снижаются в два и более раз. Амортизатор 6 соединен с рельсом 5 и за счет этого значительно повышает изгибные и крутильные характеристики рельса. Таким образом, более тяжелый рельс может быть заменен более легким и получена соответствующая экономия материала.

Ковшеобразная форма верхнего пояса позволяет объединить его с рельсом, амортизатором и ковшеобразными накладками в единое целое и тем самым во много раз повысить изгибные и крутильные характеристики составного верхнего пояса по сравнению с прототипом.

Таким образом, использование разработанной металлической подкрановой конструкции позволит качественно изменить сопротивляемость ее циклическим воздействиям, переведя из области ограниченной в область неограниченной выносливости (см. график на фиг.6).

На фиг. 4 показана подкрановая конструкция, облегчающая монтаж-демонтаж рельса продольным поступательным его перемещением (авт.св. 358248, M Кл. B 66 C 7/08. Б.И. N 33, 1972; авт.св. 678012, М Кл.2 B 66 C 1/42, Б.И. N 29, 1979; авт.св. 1146353, М Кл. E 01 B 29/16, Б.И. N 11, 1985).

Цель достигнута выполнением тормозной балки 9 гнутьем с U-образным желобом, содержащим два горизонтальных верхних и нижний участка и два вертикальных участка, соединенных между собой по плавной кривой, причем рельс западает в желоб тормозной балки, а последняя в желоб пояса на 0,5.0,75 высоты рельса. Тормозная балка соединена с поясом, при этом пустота под желобом тормозной балки заполнена чугунной дробью, а звенья рельсов соединены с балкой только по ее концам. Западая в желоб, рельс 5 надежно фиксируется в поперечном направлении. Одновременно в зависимости от глубины западания уменьшается эксцентриситет горизонтальной силы T по отношению к центру тяжести верхнего пояса и локальный крутящий момент M может быть уменьшен до нуля.

С целью облегчения монтажа-демонтажа рельса последний может быть закреплен на балке короткими (400 500 мм) ковшеобразными элементами 7 только по концам балки. При износе рельса крепежные элементы 7 демонтируют, плеть рельсов наращивают с одного конца, поступательно перемещают по желобу (авт.св. 358248, авт. св. 1146353) и укорачивают с другого конца. После замены плети рельсов устанавливают крепежные элементы 7 по концам каждой балки.

На фиг. 5 показана еще более упрощенная конструкция. Крановый рельс 5 закрепляют в желобе посредством заполнения пазух между рельсом и желобом чугунной дробью. В этом случае отпадает необходимость в рельсовых креплениях, так как чугунная дробь надежно заанкеривает рельс в желобе. Замена рельсов полностью автоматизируется описанным выше способом.

Для облегчения поступательного перемещения рельса на нем закрепляют вибратор и осуществляют продольное перемещение посредством автоматического устройства для захвата и продольного перемещения кранового рельса (авт.св. 678012).


Формула изобретения

1. Металлическая подкрановая конструкция, содержащая тавровую нижнюю часть, ориентированную стенкой вверх, и верхний пояс, соединенный с последней посредством накладок ломаного сечения, и опирающийся сверху рельс, отличающаяся тем, что верхний пояс выполнен гнутым симметричным -образным, содержащим отбортованные горизонтальные краевые участки "а", переходящие по кривой в участки "b", наклонные к краевым и соединенные друг с другом криволинейным участком "с" по линии симметрии балки, при этом рельс снабжен U-образным амортизатором, размещенным в -образном верхнем поясе, взаимодействующим и соединенным верхними краями с подошвой рельса, при этом подошва рельса западает в -образный пояс на 0,5 0,75 его высоты и взаимодействует с ним боковыми кромками, а шейка рельса соединена фрикционными болтами посредством -образных симметричных относительно нее накладок.

2. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что выемка в поясе заполнена низкомодульным материалом на 2/3 1/3 его глубины.

3. Металлическая подкрановая конструкция, содержащая тавровую нижнюю часть, ориентированную стенкой вверх, и верхний пояс, соединенный с последней посредством накладок ломаного сечения, и опирающийся сверху рельс, отличающаяся тем, что верхний пояс выполнен гнутым симметричным -образным, содержащим отбортованные горизонтальные краевые участки "а", переходящие по кривой в участки "b", наклонные к краевым и соединенные друг с другом криволинейным участком "с", причем стенка балки соединена с участком "с" по линии симметрии балки, при этом рельс снабжен U-образным амортизатором, размещенным в -образном верхнем поясе, взаимодействующим и соединенным верхними краями с подошвой рельса, при этом подошва рельса западает в -образный пояс на 0,5 0,75 его высоты и взаимодействует с ним боковыми кромками, и снабжена желобчатой тормозной балкой, имеющей гнутый -образный желоб, причем желоб тормозной балки вложен в выемку верхнего пояса, а между желобом тормозной балки и верхним поясом размещена чугунная дробь.

4. Конструкция по п. 3, отличающаяся тем, что рельс закреплен в желобе посредством заполнения пазух между ним и желобом чугунной дробью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительным конструкциям и подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным конструкциям, более конкретно к металлическим балкам, применяемым в качестве изгибаемых элементов зданий и сооружений, преимущественно работающих на изгиб, сжатие, кручение
Изобретение относится к строительным конструкциям и подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительству и может найти применение при реконструкции и усилении существующих металлических балок

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении покрытий и перекрытий зданий и сооружений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в подкрановых конструкциях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в подкрановых конструкциях промышленных зданий под мостовые краны, а также в качестве главных балок железнодорожных пролетных строений мостов и аналогичных сооружений

Изобретение относится к строительству , а именно к металлическим конструкциям, предназначенным для восприятия нагрузки от мостовых кранов, и может быть использовано преимущественно для подкрановых путей

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в подкрановых конструкциях промышленных зданий под мостовые краны среднего и тяжелого режимов работы, а также в качестве главных балок железнодорожных пролетных строении мостов и аналогичных сооружений

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям несущих профилей для фасадов с фахверковыми стойками, навесов, галерей и подобных сооружений

Изобретение относится к строительству, а точнее к способу изготовления строительных элементов и полученным благодаря ему, строительным элементам

Изобретение относится к области пожарной безопасности зданий и касается способа конструктивной огнезащиты стальной балки здания. Техническим результатом изобретения является повышение надежности крепления элементов крупноразмерной облицовки, повышение предела огнестойкости стальной балки, снижение риска обрушения балки в начальной стадии пожара. Стальной балочный двутавр, к которому прикреплены стальные прокатные профили из швеллера и пары уголков, оборудуют крепежными гайками и установочными винтами с потайными головками и ввинчиваемым заостренным концом. Элементы листовой облицовки прикрепляют вплотную к полкам балочного двутавра, элементы плитной облицовки - вплотную к стенке двутавра. Толщину элементов огнезащитной облицовки заранее определяют с учетом теплофизических свойств ее материалов и условий нагрева при пожаре. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу и системе изготовления балки, в частности рельсовой балки. Способ изготовления балки (1-1, 2-1, 3-1) включает: присоединение на первом этапе изготовления балки (1-1, 2-1, 3-1) средней стенки (1-6, 2-6, 3-6) к нижней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12) и к верхней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12) для формирования кондукторной балки посредством приваривания средней стенки в по меньшей мере одной точке (1-21, 1-22, 2-21, 2-22, 3-21, 3-22) к нижней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12) и в по меньшей мере одной точке к верхней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12); присоединение на втором этапе изготовления балки (1-1, 2-1, 3-1) первой боковой стенки (1-2, 1-4, 2-2, 2-4, 3-2, 3-4) к первому краю кондукторной балки и на расстоянии от первой боковой стенки (1-2, 1-4, 2-2, 2-4, 3-2, 3-4) на противоположном втором крае балки (1-1, 2-1, 3-1) - второй боковой стенки (1-2, 1-4, 2-2, 2-4, 3-2, 3-4) посредством приваривания обеих первой боковой стенки (1-2, 1-4, 2-2, 2-4, 3-2, 3-4) и второй боковой стенки (1-2, 1-4, 2-2, 2-4, 3-2, 3-4) в по меньшей мере одной точке к нижней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12) и к верхней полке (1-10, 1-12, 2-10, 2-12, 3-10, 3-12); осуществление измерения подводимой энергии в точке (1-21, 1-22, 1-23, 1-24, 1-25, 1-26, 2-21, 2-22, 2-23, 2-24, 2-25, 2-26, 3-21, 3-22, 3-23, 3-24, 3-25, 3-26) соединения соединяемых частей и использование значений, полученных во время измерения энергии, для регулировки количества подводимой энергии к точке соединения во время соединения и после измерения. Также описана система для изготовления балки (1-1, 2-1, 3-1). Технический результат состоит в изготовлении в течение автоматического процесса имеющей точные размеры балки в соответствии с техническим заданием, то есть готового изделия, соответствующего допускам изготовления. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предлагаемое техническое решение относится к области строительства и может быть использовано в пространственно-стержневых конструкциях зданий и сооружений, например для соединения поясов перекрестных ферм. Техническим результатом предлагаемого решения является сокращение расхода конструкционного материала и дополнительных трудозатрат. Указанный технический результат обеспечивается тем, что в узловом соединении перекрестных стержневых конструкций, включающем сходящиеся в узел стержни трубчатых или двутавровых сечений и жестко прикрепленные к ним парные соединительные элементы в виде уголков, состыкованных между собой полками посредством болтов, парные уголки жестко закреплены по торцам соединяемых стержней с образованием VV-образных наконечников. В торцах соединяемых стержней трубчатых сечений средние ребра VV-образных наконечников формируют непосредственно жестко закрепленные между собой перья парных уголков. В торцах соединяемых стержней двутавровых сечений средние ребра VV-образных наконечников формируют перья парных уголков, жестко закрепленные с противоположных сторон стенок двутавровых стержней. 14 ил.

Изобретение относится к области пожарной безопасности зданий, в частности, может быть использовано при изготовлении конструктивной огнезащиты сварного двутавра стальной балки здания. Способ определения пожарно-технических характеристик элементов и материалов комплексной облицовки стальной балки с гофрированной стенкой включает определение вида стального проката, марки стали и геометрических характеристик сварного двутавра стальной балки; выявление числа сторон поперечного сечения стальной балки, подвергаемых тепловому воздействию в условиях пожара; нахождение приведенной толщины металла элементов сварного двутавра и интенсивности силовых напряжений в металле; установление показателей термодиффузии изоляционного покрытия материалов облицовки; определение требуемой степени огнезащиты элементов сварного двутавра; нахождение требуемого предела огнестойкости стальной балки здания. Вначале выявляют наиболее слабый в статическом и тепловом отношении элемент сварного двутавра: гофрированную стенку, нижнюю и верхнюю полки, находят контрольную точку в сечении элемента сварного двутавра, выявляют вид эталонного материала и соответствующие ему материалы, составляющие комплексную облицовку; выявляют показатель условий нагрева контрольной точки, выбирают размеры гнутого профиля для полок сварного двутавра в виде швеллера и уголка для стальной балки, затем вычисляют приведенную толщину металла элемента сварного двутавра с усилением. Определяя требуемую степень огнезащиты элементов сварного двутавра стальной балки с гофрированной стенкой, находят оптимальные геометрические и пожарно-техническне характеристики элементов и материалов комплексной огнезащиты сварного двутавра стальной балки. Изобретение позволяет повысить точность выбора оптимальных по огнестойкости и достаточных для пожарной безопасности геометрических размеров элементов сварного двутавра стальной балки с гофрированной стенкой и материалов его комплексной облицовки, снизить расход стали и крупноразмерных листовых и плитных материалов облицовки, повысить ресурсосбережение в процессе проведения огнезащитной облицовки сварного двутавра стальной балки с гофрированной стенкой. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в узлах соединений перекрестно-стержневых конструкций или структурных плит покрытий (перекрытий) зданий и сооружений. Техническим результатом предлагаемого решения является сокращение дополнительных материальных и трудовых затрат при изготовлении, сборке и монтаже за счет повышения степени унификации его конструктивно-компоновочного оформления. Указанный технический результат достигается тем, что в узле соединения перекрестно-стержневых конструкций, включающем уголковые фасонки с болтовыми нахлесточными креплениями на торцах трубчатых или двутавровых стержней, каждое из перьев уголковых фасонок прорезано на грани с отверстиями под болты, симметрично отогнутые в противоположные стороны на толщину фасонок. 16 ил.
Наверх