Велосипед "макси-6"

 

Использование: относится к велостроению, в частности к конструкциям велосипедов с регулировкой крутящего момента привода. Сущность изобретения: велосипед содержит раму, на концах нижней и подседельной труб которой, а также труб цепной вилки закреплена пластина 7. На пластине 7 одним концом шарнирно установлена проушина 8, на свободном конце которой закреплен корпус каретки 11. Проушина 8 вместе с корпусом каретки 11 могут поворачиваться в плоскости пластины 7 и фиксироваться в требуемом положении посредством болтового соединения или гребенки со стопором. 3 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к велостроению, преимущественно к конструкциям велосипедов со среднерасположенным приводом кругового вращения шатунов, а именно к велосипедам с регулировкой крутящего момента привода.

Средне-нижнее расположение привода велосипедов традиционной конструкции существенно ухудшает их эксплуатационные свойства, как вследствии ограничения возможности использования велосипеда потребителем разного возраста (дети, подростки и взрослые), так и за счет ограничения скоростных свойств при тяжелом их педалировании. Особенно характерно это для велосипедов переходных типоразмеров детских и подростковых. Эти недостатки являются следствием фиксации нижнего узла рамы и выполнения им одной функции соединения деталей трубчатой рамы: подседельной и труб цепной вилки у велосипеда "Памир" [1] передней и задней частей рамы у одноколейного средства [2] или у велосипеда по техническому решению [3] Наиболее близким по технической сути к предлагаемому решению является одноколейное транспортное средство, складная рама которого содержит подседельную, нижнюю трубы и привод на их нижних концах. Последний установлен на проушине и имеет средства фиксации и поворота каретки на углы 90o и 180o во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств транспортного средства, но только при хранении и транспортировке [4] Однако при использовании эксплуатационные свойства этого транспортного средства аналогичны известным техническим решениям.

Велосипед "Макси-6" решает задачу обеспечения отладки эксплуатационных свойств изделия непосредственно самим потребителем с учетом своих физических данных и конкретных задач данной поездки (прогулка или бытовая перевозка груза и т.п.).

Суть изобретения состоит в том, что у велосипеда с рамой из труб, на концах нижней, подседельной и цепной вилки которых установлен корпус с кареткой, ведущая звездочка которой соединена с педально-шатунным приводом и связана цепью с ведомой звездочкой заднего колеса, с рулем, установленным в стойке вилки переднего управляемого колеса, с седлом, размещенным на верхнем конце подседельной трубы, и тормозной системой, корпус каретки жестко соединен с одним концом проушины, шарнирно соединенной другим концом с пластиной, которая закреплена на концах нижней и подседельной, а также на концах труб цепной вилки, причем проушина выполнена с возможностью поворота относительно пластин в плоскости рамы и фиксации ее в требуемом положении, а диаметр переднего колеса меньше диаметра заднего ведущего.

Фиксация проушины в требуемом положении на пластине может быть осуществлена за счет, например, болтового соединения и соответствующих отверстий проушины и пластины.

Для фиксации проушины в требуемом положении пластина может быть выполнена с гребенкой на ее верхнем торце и взаимодействующего с ней стопора, подпружиненного относительно проушины и имеющего возможность перемещения по отверстию проушины.

Корпус каретки, пластина и проушина могут быть выполнены из синтетического материала.

Наличие в компоновке велосипеда "Макси-6" поворотной в плоскости рамы каретки обеспечивает возможность легко и быстро переналаживать велосипед для эксплуатации. Ребенку дается возможность при этом нормальной посадки, а для взрослого велосипедиста это положение каретки обеспечивает установку удлиненных на 60-65 мм шатунов, что увеличивает крутящий момент на приводном валу каретки и делает возможным педалинг на самом большом передаточном отношении велосипедисту любого возраста (тренированности), в любой местности и с любой нагрузкой на багажнике. При наличии нескольких ведомых звездочек на заднем колесе создается возможность движения и на подъемах с применением обычных звездочек, на которых в серийной компоновке движение на подъем невозможно из-за тяжелого педалирования.

На фиг. 1 изображен велосипед "Макси-6" с пластиной; на фиг. 2 элемент рамы с пластиной, выполненной с фиксированием каретки болтом; на фиг. 3 - элемент рамы с пластиной, выполненной с фиксированием каретки посредством подпружиненного к ее торцу стопора; на фиг. 4 кареточный узел со стопором; на фиг. 5 кареточный узел с корпусом и проушиной из синтетического материала; на фиг. 6 соединение с пластиной наконечников труб цепной вилки; на фиг. 7 соединение пластины с передней и подседельной трубами посредством полуцилиндрических вкладышей.

Велосипед "Макси-6" состоит из колеса 1 (фиг. 1) с рулем 2 в стойке его вилки, седла 3 и колеса 4, установленных на раме известным образом.

Рама выполнена с подседельной трубой 5, соединенной с концами нижней трубы 6 и концами труб цепной вилки пластиной 7 с шарнирно закрепленной на ней проушиной 8 (фиг. 2, 4). Для фиксации проушины 8 в нижнем и верхнем положении пластина и проушина снабжены отверстиями 9 для стопорящего болта. Концы труб цепной вилки соединены с пластиной, например, с помощью наконечников 10 (фиг. 2, 3 и 6). На свободном конце проушины 8 закреплен корпус каретки 11 (фиг. 3). Пластина 7 может быть выполнена с гребенкой 12 на торце. Стопор 13, контактирующий с гребенкой, подпружинен к гребенке пружиной 14. Стопор 13 снабжен шпильками 15, расположенными в диаметрально противоположных пазах 16 проушины 8 с возможностью перемещения по ним (фиг. 4).

Концы передней и подседельной труб соединены с пластиной 7 болтовым соединением с помощью полуцилиндрических вкладышей 17 (фиг. 7).

Работает велосипед "Макси-6" следующим образом.

Комплектация изделия на заводе-изготовителе может выполняться с двумя парами шатунов. Возможна компоновка привода с одной парой шатунов регулируемой длины. Условно шатуны изображены схематично на фиг. 1, 2. Кроме того ведущее колесо, как и привод, могут комплектоваться нескольскими звездочками и механизмами переключения передачи. Если потребитель более привержен к традиционному педалингу, то после приобретения велосипеда он устанавливает проушину 8 с корпусом каретки 11 в нижнее положение и устанавливает на вал каретки короткие шатуны.

Для обеспечения пользования велосипедом ребенку или подростку снимают стопорящий болт из нижнего отверстия 9 (фиг. 2), разворачивают проушину 8 по часовой стрелке до совпадения верхнего отверстия 9 с отверстием проушины и устанавливают болт. В этом положении каретки ребенок может педалировать, стоя над верхней трубой или в комфортной посадке на дополнительном седле на верхней трубе. В зависимости от роста ребенка могут быть при этом установлены длинные шатуны. Траектория движения педалей в этом положении каретки соответствует окружности "а" для серийных и окружности "б" для длинных шатунов. Педалинг длинными шатунами позволит даже любителю двигаться на подъем или с грузом с передаточным отношением, в серийной компоновки применяемым только для движения под уклон.

Велосипед "Макси-6" позволяет также частично компенсировать износ цепи и зубьев звездочек. Одновременно с улучшением регулировки под антропометрические данные упрощается производство велосипеда за счет уменьшения количества типоразмеров рам в производстве. Т.к. одним из наиболее нагруженных узлов велосипеда является кареточный узел, его разделение с нижним узлом рамы существенно облегчает восстановление каретки и велосипеда в целом.

Соединение труб рамы с пластиной посредством болтов и полуцилиндрических вкладышей является оптимальным, т.к. позволяет соединять надежно металлические трубы с синтетической пластиной. Возможно выполнение велосипеда "Макси-6" с металлической пластиной и соединение ее с трубами путем сварки, пайки или клеевым способом.

Источники информации 1. Авт. св. N 1008066, B 62 K 13/02, 1983.

2. Авт. св. N 1188040, B 62 K 15/00, 1985.

3. Авт. св. N 1221021, B 61 K 15/00, 1986.

4. Авт. св. N 1039782, B 62 K 15/00, 1983 (прототип).

Формула изобретения

1. Велосипед, содержащий раму с корпусом каретки на концах нижней и подседельной труб, а также труб цепной вилки, ведущая звездочка которой соединена с педально-шатунным приводом и связана цепью с одной по крайней мере ведомой звездочкой заднего колеса, руль в стойке вилки переднего управляемого колеса, седло на верхнем конце подседельной трубы и тормозную систему, отличающийся тем, что корпус каретки жестко соединен с одним концом проушины, другой конец которой шарнирно соединен с расположенной в плоскости рамы пластиной, которая закреплена на концах нижней и подседельной труб, а также труб цепной вилки, причем проушина выполнена с возможностью поворота относительно пластины в плоскости рамы и фиксации ее в требуемом положении, а диаметр переднего колеса меньше диаметра заднего.

2. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что фиксация проушины в требуемом положении осуществляется за счет отверстий, выполненных в проушине и пластине, болтовым соединением.

3. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что фиксация проушины в требуемом положении осуществляется за счет гребенки, выполненной на верхнем торце пластины, и взаимодействующего с ней конца стопора, подпружиненного относительно проушины и установленного в отверстии данной проушины с возможностью перемещения по нему.

4. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что корпус, пластина и проушина выполнены из синтетического материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Велосипед // 2061614

Велосипед // 1497097
Изобретение относится к транспортному машиностроению

Велосипед // 1142352

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на подвижном составе, эксплуатирующемся на железнодорожных путях

Изобретение относится к раме велосипеда. Рама велосипеда содержит втулку каретки, с которой соединены направленные в разные стороны нижняя передняя труба, связанная с рулевой трубой, и нижнее заднее перо, связанное с кронштейнами крепления втулки заднего колеса. Подседельная труба расположена наклонно в сторону кронштейнов крепления втулки заднего колеса и к ней в верхней ее части присоединены направленные в разные стороны верхняя передняя труба, связанная с рулевой трубой, и верхнее заднее перо, связанное с указанными кронштейнами. Подседельная труба выполнена изогнутой и состоящей из двух участков, первый из которых выполнен прямолинейным и его продольная ось расположена на линии, пересекающей нижнее заднее перо на участке между втулкой каретки и кронштейнами крепления втулки заднего колеса, под углом от 64° до 71°, а второй участок расположен под тупым углом к первому и его продольная ось расположена на линии, пересекающей втулку каретки. Угол между продольной осью нижней передней трубы на участке ее соединения с втулкой каретки и продольной осью второго участка подседельной трубы выбран в диапазоне от 119° до 125°. Обеспечивается удобство пользования велосипедом и повышение прочности. 3 ил.
Наверх