Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления

 

Сущность изобретения: способ обучения сопоставлению карты с местностью заключается в том, что обучение осуществляют в игровой форме в несколько стадий, при этом используют основания - диски с размещенными на них фрагментами зверей, птиц или фрагментами местности, а также карточки, прилагаемые к каждому диску. Обучающиеся, получив карточку, ориентируют основание - диск и карточку по магнитному меридиану, используя компас, а затем находят на диске изображенный на карточке фрагмент. Учебное пособие для осуществления способа содержит несколько, имеющих пронумерованные по контуру оснований - дисков, на которые нанесены фрагменты зверей, птиц или фрагменты местности, а также карточки. Фрагменты на дисках выполнены объемными с применением параллельных плоскостей. 2 с.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к способам обучения и учебным пособиям и позволяет заинтересовать обучаемых игровой формой обучения.

Известен способ обучения сопоставлению карты с местностью и выдвижной макет местности [1] Данный способ и выдвижной макет, выполненный в виде деревянного ящика с выдвигающейся возвышенностью, могут быть использованы для определения по карте превышения точек местности.

Недостатком известного способа и макета является то, что макет представляет только один фрагмент местности и несет незначительное количество информации.

Известен способ определения географических координат точки и учебное пособие по геодезии, включающее основание, на котором размещены карта местности и макет местности [2] Недостатком этого способа и учебного пособия по геодезии является также их малая информативность, так как на учебном пособии представлен только один фрагмент местности.

Обучение сопоставлению карты с местностью осложнено тем, что объекты на карте человек видит сверху (как с птичьего полета), а объекты на местности не сверху, а сбоку. Кроме того, выход на местность часто ограничен по времени, особенно на Крайнем Севере, когда в короткое летнее время, как правило, обучающиеся находятся на каникулах. Да и сама местность почти всегда покрыта снежным покровом.

Предлагаемый способ обучения сопоставлению карты с местностью предусматривает, что обучение осуществляют в игровой форме в несколько стадий, причем на начальной стадии обучения используют основания диски с размещенными на них объемными контурами зверей, птиц с последующим применением дисков, на которых помещены более сложные фигуры, а на заключительной стадии обучения применяют основание диск с нанесенными фрагментами местности, причем во время обучения выдают каждому обучающемуся пронумерованную карточку с нанесенными на ней изображениями одного из фрагментов соответствующего диска или карты местности и направлением магнитного меридиана, а обучающиеся ориентируют по компасу основание диск номером его деления, соответствующим номеру карточки, на север, а также ориентируют по компасу и карточку, после чего находят на основании диске тот фрагмент, который изображен на карточке.

Учебное пособие для осуществления способа сопоставлению карты с местностью выполнено из нескольких, имеющих пронумерованные деления по контуру основания дисков, на которых нанесены фрагменты: для начального обучения - рельефные изображения зверей, птиц, выполненные ступенчатыми выпуклыми или вогнутыми параллельными плоскостями, а для более подготовленных обучаемых - фрагменты местности, выполненные в макетной форме с обозначением горизонталей параллельными плоскостями, а также прилагаемых к каждому основанию диску отдельных пронумерованных карточек с указанным направлением магнитного меридиана.

Сущность способа обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления поясняются чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид в плане основания диска для начальной стадии обучения: на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. На фиг. 3, 4 карточки, прилагаемые к основанию - диску. На фиг. 5 показан общий вид в плане основания диска с фрагментами местности. На фиг. 6 карточка с конкретной картой реальной местности.

Условные обозначения, принятые на чертежах: 1 основание диск; 2 - пронумерованные деления; 3 фрагменты; 4 параллельные плоскости; 5 - выпуклые фрагменты; 6 вогнутые фрагменты; 7 карточки; 8 направление магнитного меридиана; 9 фрагмент местности на основании диске и карточке N 2.

Учебное пособие для осуществления способа обучения сопоставлению карты с местностью состоит из основания диска 1, выполненного из твердого плоскостного материала, например, фанеры или древесно-волокнистой плиты, на котором по контуру нанесены пронумерованные деления 2, которые делят окружность на равные части дуги.

На основании диске 1 размещены фрагменты 3, имеющие рельефную форму, представленную параллельными плоскостями 4. Фрагменты могут быть выпуклыми 5 или вогнутыми 6 фигурами. К каждому основанию диску 1 прикладываются пронумерованные карточки 7 с изображенными на них фрагментами 3, помещенными на основании диске 1. На каждой карточке 7 указано направление магнитного меридиана 8. На фиг. 6 и окружности 9 изображен фрагмент местности, помещенный на основании диске 1 фиг. 5.

Способ обучения сопоставлению карты с местностью осуществляют следующим образом.

В начальной стадии обучения группу учащихся обучают правилам пользования магнитным компасом. Затем их знакомят с конструкцией основания диска 1, его заполнения фрагментами и контурами зверей, птиц, а также выдают каждому учащемуся карточки 7. После этого каждый учащийся должен сориентировать основание диск 1 по компасу так, чтобы магнитный меридиан проходил через деление диска с номером, указанным на карточке 7, и центром диска. Кроме того, учащийся должен также сориентировать карточку 7 по компасу так, чтобы магнитный меридиан совпал с направлением 8, указанным на карточке 7. После этого каждый учащийся должен определить на основании диске 1 тот фрагмент 3, который изображен на его карточке 7 и назвать его преподавателю. После правильного ответа учащемуся выдают другую карточку, и так далее. Такая игровая форма обучения позволяет привить навыки по определению выпуклости (вогнутости) фигур, научиться понимать горизонтали и другие особенности рельефа.

На последующей стадии обучения учащимся дают основание диск 1 более сложной формы (фото 2, 3), несущие разнообразную информацию об элементах местности, которая в дальнейшем необходима для сличения карты с местностью.

На последних занятиях в помещении учащиеся работают с основанием диском 1, на который нанесены фрагменты местности 3, а на карточках 7 помещены карты конкретной местности.

В дальнейшем учащиеся вполне подготовлены к выходу на местность для сопоставления карт с этой местностью.

Литература: 1. Плугин В. Г. Краевой Ю.П. Наглядные пособия и тренажеры по военной топографии, М. Воениздат, 1963, с. 37-39.

2. Авторское свидетельство СССР N 1347092, 1987, G 90 B 25/08.

Формула изобретения

1. Способ обучения сопоставлению карты с местностью, отличающийся тем, что обучение осуществляют в игровой форме в несколько стадий, при этом на начальной стадии обучения используют основание диск с размещенными на нем фрагментами объемных контуров зверей, птиц, с последующим применением основания-диска с фрагментами более сложных фигур, на заключительной стадии обучения применяют основание-диск с нанесенными фрагментами местности, причем во время обучения выдают каждому обучающемуся пронумерованную карточку с нанесенными на ней изображениями одного из фрагментов соответствующего диска и направлением магнитного меридиана, а обучающиеся ориентируют по компасу основание-диск номером его деления, соответствующим номеру карточки, на север, а также ориентируют по компасу и карточку, после чего находят на основании-диске тот фрагмент, который изображен на карточке.

2. Учебное пособие для обучения сопоставлению карты с местностью, отличающееся тем, что оно содержит несколько имеющих пронумерованные деления по контуру оснований-дисков, при этом на диск, предназначенный для начальной стадии обучения, нанесены объемные изображения зверей, птиц, выполненные ступенчатыми, выпуклыми или вогнутыми, образованными параллельными плоскостями, а на диск для заключительной стадии обучения нанесены фрагменты местности, выполненные в макетной форме с обозначением горизонталей параллельными плоскостями, а также прилагаемые к каждому основанию-диску отдельные пронумерованные карточки с указанным направлением магнитного меридиана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано при обучении приемам получения информации о рельефе поверхности участков местности

Изобретение относится к физике, к средствам обучения, моделям и макетам для топографии, географическим, например, к реальной модели местности

Изобретение относится к учебным приборам по географии и позволяет наглядно и доходчиво изучать степень нагревания земной поверхности в зависимости от угла падания на нее солнечных лучей

Изобретение относится к учебным пособиям по проектированию дорог

Изобретение относится к картографии и может быть использовано при изготовлении рельефных моделей карт и макетов местности из жидкого фотополимера

Изобретение относится к учебным пособиям по моделированию рельефа местности и предназначено для обучения студентов инженерно-строительных специальностей, например по специальности водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция и другие

Изобретение относится к области полиграфии, в частности к технологии издательских процессов, и может применяться для макетирования в донаборной стадии изданий любой группы сложности

Изобретение относится к учебным пособиям по моделированию рельефа местности и предназначено для обучения студентов инженерно-строительных специальностей, например, по специальностям водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция и другие
Наверх