Велосипед

 

Использование: в велотранспорте. Сущность изобретения: улучшение функциональных возможностей велосипедов /преодоление препятствий, снижение удельной нагрузки на грунт, уменьшение радиуса разворота/. Для этого велосипед выполнен трехколесным с последовательным расположением колес. Переднее колесо при этом является рулевым, среднее - приводным, заднее - опорным с возможностью автоматического поворота вокруг вертикальной оси. 4 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к велотранспорту и может использоваться для создания велосипедов улучшенной проходимости.

Известны велосипеды, содержащие раму с сиденьем, колеса, одно из которых рулевое, а другое приводное, педальный привод, тормоза, багажник и т.п. [1] Известен велосипед [2] содержащий (кроме указанных признаков) подвеску переднего колеса на амортизированном рычаге. Обеспечивая повышенную проходимость, такой велосипед, как и аналоги, обладает рядом недостатков неравномерная нагрузка на колеса (заднее, как правило, нагружено больше); малая площадь контакта с грунтом (две точки); возникновение ударной нагрузки при преодолении препятствий.

Технической задачей, решаемой изобретением, является улучшение функциональных возможностей велосипеда за счет снижения удельной нагрузки на грунт и уменьшения ударов при преодолении препятствий, а также меньший радиус разворота.

Для этого велосипед выполнен трехколесным с последовательным расположением колес, причем переднее колесо выполнено рулевым, среднее приводным, а заднее опорным с возможностью автоматического поворота вокруг вертикальной оси.

На фиг. 1 показан внешний вид двух модификаций одноместного велосипеда; на фиг.2 среднее колесо, в сдвоенном варианте; на фиг.3 двухместный велосипед; на фиг.4 схема приводного колеса в одинарном варианте; на фиг.5 - преодоление велосипедом первой модификации препятствия; на фиг.6 перенос нагрузки на переднее колесо; на фиг.7 наезд на препятствие колесом; на фиг.8 съезд колеса 4 с препятствия; на фиг.9 перенос центра тяжести вперед; на фиг.10 вид сдвоенного приводного колеса при шарнирном креплении; на фиг.11 - схема приводного колеса; на фиг.12 схема поворота колес, на фиг.13 - преодоление препятствия велосипедом второй модификации; на фиг.14 перенос нагрузки на переднее колесо, 2-я модификация; на фиг.15 наезд на препятствие колесом 5, 2-я модификация; на фиг.16 съезд колеса 4 с препятствия, 2-ая модификация; на фиг.17 перенос центра тяжести вперед, 2-я модификация.

Велосипед состоит из рамы 1 с седлом 2 и рулем 3, рулевого 4, приводного 5 и заднего 6 колес, тормозов 7 (показаны в ручном исполнении). Колесо 5 может быть выполнено как одинарным, так и сдвоенным.

Руль 3 связан через вилку с колесом 4 с возможностью его поворота вокруг оси О1; седло 2 связано с рамой 1 с возможностью регулировки по высоте; колесо 6 установлено на вилке с возможностью поворота в закрепленной на раме 1 втулке 8 с возможностью отслеживающего поворота вокруг оси О2 (во избежание автоколебаний колеса 6 при высокой скорости движения может применяться демпфер 9).

В первой (фиг.1) и двухместной (фиг.3) модификациях велосипед содержит рычаг 10, связанный с одной стороны шарнирно с рамой 1 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О3, а с другой стороны с колесом 5 и педальным приводом 11. Рычаг 10 может быть связан с рамой 1 через демпфер 12.

Во второй модификации (фиг.2) рычаг 13 шарнирно связан с рамой 1 через втулку 14 и с одной стороны с втулкой руля 3 с возможностью поворота вокруг оси О3, а с другой с втулкой колеса 5.

В двухместной модификации на раме 1 расположены два седла 2 и держатель 15 для рук заднего велосипедиста. Педальных приводов при этом два они крепятся к колесу 5 посредством шарнирного коромысла 16 и связаны цепной передачей 17 с приводной звездочкой 18 колеса 5.

Сдвоенное колесо 5 может крепиться как жестко (фиг.2), так и шарнирно (фиг.10) с возможностью качания вокруг продольной оси О4.

При совмещении педального привода 11 с колесом 5 последнее крепится на втулке 19, связанной с рычагом 10(13), в которой укреплен вал 20 привода 11 с возможностью вращения вокруг оси О5, отстоящей вверх от оси О6 вращения колеса 5. На валу 20 через храповик 21 установлено зубчатое колесо 22, находящееся во внутреннем зацеплении со звездочкой 18.

При движении велосипеда седок располагается в седле 2, управляя рулем 3 поворотного колеса 4 и приводя в движение приводом 11 колесо 5 (колесо 6 при повороте велосипеда автоматически проворачивается во втулке 8). Благодаря тому, что велосипед имеет три колеса, давление на грунт меньше и становится возможным двигаться даже по песку.

При преодолении препятствия велосипедом 1-й модификации (фиг.1) седок, предварительно разогнавшись, поднимает руль 3, одновременно перенося нагрузку на колесо 5 (фиг.6), благодаря чему переднее колесо 4 без удара устанавливается на препятствие. Затем седок переносит центр тяжести вперед и наезжает на препятствие колесом 5 (фиг.7). Оставляя нагрузку на колесе 5, он может плавно съехать передним колесом 4 с препятствия (фиг.8). Перенеся центр тяжести снова вперед (фиг. 9), он может полностью плавно съехать с препятствия. На велосипеде установлено вспомогательное приспособление, например фонари, зеркала, брызгозащитные накладки (не показано).

Аналогичным образом преодолевается препятствие велосипедом 2-й модификации (фиг.13-17).

Благодаря повороту колеса 4 вокруг оси О1, а колеса 6 вокруг оси О2 радиус поворота велосипеда значительно уменьшается (фиг.12).

При применении предлагаемого велосипеда улучшаются его функциональные возможности он как в одноместном, так и в двухместном вариантах способен преодолевать значительные препятствия, снижать удельную нагрузку на грунт (в частности, повышается проходимость по песку и грязи) и разворачиваться на малых площадях.

Формула изобретения

1. Велосипед, содержащий раму, рулевой привод, колеса, причем одно из них шарнирно связано с рамой через амортизатор, педальный привод, седло, тормоза, отличающийся тем, что он снабжен третьим дополнительным колесом, закрепленным на раме посредством шарнирной подвески, причем заднее колесо установлено с возможностью отслеживающего поворота вокруг вертикальной оси, а шарнирная подвеска может быть соединена с рамой через упругодемпфирующую связь.

2. Велосипед по п. 1, отличающийся тем, что шарнирная подвеска среднего колеса выполнена в виде рычага, одним концом шарнирно прикрепленного к раме, а на другом конце которого установлено среднее колесо с педальным приводом, причем среднее колесо снабжено втулкой, крепящейся к рычагу, на которой установлен педальный привод, связанный с зубчатым колесом посредством храповика и с зубчатым колесом среднего колеса.

3. Велосипед по п. 1, отличающийся тем, что шарнирная подвеска выполнена в виде рычага, шарнирно связанного с рамой в средней его части.

4. Велосипед по п. 3, отличающийся тем, что среднее колесо выполнено сдвоенным и связанным шарнирно с рычагом с возможностью качания в поперечной плоскости.

5. Велосипед по п. 1, отличающийся тем, что он выполнен двухместным, шарнирная подвеска среднего колеса выполнена в виде рычага, одним концом шарнирно прикрепленного к раме, а на другом конце которого установлено среднее колесо с коромыслом, на концах которого размещены педальные приводы обоих велосипедистов, связанные цепью со звездочкой среднего колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к велостроению, преимущественно к конструкциям велосипедов со среднерасположенным приводом кругового вращения шатунов, а именно к велосипедам с регулировкой крутящего момента привода

Изобретение относится к велосипедам, применяемым для гонок на время в горных условиях

Велосипед // 2061614

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, и может быть использовано в индивидуальных переносных транспортных устройствах, а также в транспортно-спортивных снарядах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении рам, например, велосипедов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к производству мускульных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, используют мускульную энергию человека, и может быть использовано при разработке и изготовлении устройств для перевозки людей и грузов

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на подвижном составе, эксплуатирующемся на железнодорожных путях

Изобретение относится к раме двухколесного тандема

Изобретение относится к двухколесным велосипедам для езды в положении полулежа и их рулевым устройствам

Изобретение относится к велосипедам с кривошипно-шатунной трансмиссией

Изобретение относится к веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами

Самокат // 2329911
Изобретение относится к двухколесным средствам без седла

Самопед // 2373099
Изобретение относится к двухколесным транспортным средствам без сиденья, приводимым в движение ножными рычагами

Изобретение относится к двухколесным полноприводным велосипедам с кривошипным валом, совмещенным с осью вращения переднего колеса
Наверх