Лебедка (варианты)

 

Изобретение относится к механизмам тяговым, монтажным, которые найдут применение на ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах в различных отраслях народного хозяйства. Сущность: лебедка по первому варианту содержит компенсатор износа, выполненный в виде двух тройников с резьбовыми отверстиями, соединенными между собой регулировочным винтом, причем первый тройник размещен между щек и имеет отверстие для его установки на дополнительной оси, а второй тройник, размещенный между коромыслом, имеет отверстие для оси коромысел. По второму варианту зажимы лебедки имеют наклонные торцевые плоскости под углом 60-80o. По третьему варианту лебедка содержит отличительные особенности как первого, так и второго вариантов, что наиболее полно позволяет достичь поставленной цели, заключающейся в повышении срока службы, надежности и грузоподъемности. 3 с. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к механизмам, предназначенным для подъема и опускания грузов на строительно-монтажных площадках и может быть использовано на ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах в различных отраслях народного хозяйства.

Известна ручная лебедка, предназначенная для вытягивания транспортных средств, содержащая установленный в корпусе барабан, на ребрах которого смонтированы храповые колеса и приводной рычаг в подпружиненными приводными и стопорными собачками /1/.

Указанная лебедка имеет тот недостаток, что при опускании груза приходится за каждый качок приводного рычага дважды производить подъем собачек вручную, что резко снижает скорость опускания груза и тем самым ограничивает применение лебедки в качестве грузоподъемных талей.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является лебедка, содержащая корпус с полостью, в котором расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых состоит из двух щек, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурные вырезы которых помещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода /2/.

Недостатком известной лебедки, взятой за прототип, является непродолжительный срок эксплуатации из-за значительного износа деталей механизма захватов.

Целью изобретения является разработка конструкции лебедки с более длительным сроком службы, надежной в эксплуатации при одновременном увеличении ее грузоподъемности.

Техническими результатами являются повышение срока службы, повышение надежности, увеличение грузоподъемности.

Эти технические результаты достигаются тем, что согласно первому варианту в лебедке, содержащей корпус с полостью, в которой расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурные вырезы которых помещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, каждый захват снабжен компенсатором износа, выполненным в виде двух тройников с резьбовыми отверстиями, соединенными между собой регулировочным винтом, причем первый тройник размещен между щеками и имеет отверстие для его установки на оси, а второй тройник, размещенный между коромыслами, имеет отверстие для оси, связанную с коромыслами.

Конструктивное выполнение компенсатора износа позволяет увеличить срок службы лебедки, повысить надежность и грузоподъемность.

Регулировочный винт в средней части имеет элемент "под ключ", что обеспечивает работоспособность компенсатора.

В щеках выполнены пазы под ось второго тройника компенсатора износа, связанную с коромыслами, и окно в зоне элемента "под ключ" регулировочного винта, что позволяет осуществить операцию регулировки расположения сжимов и, конечном итоге, влияет на увеличение срока службы лебедки.

Согласно второму варианту изобретения в лебедке, содержащей корпус с полостью, в котором расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурные вырезы которых помещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, предусматривается иная форма выполнения сжимов, а именно: наклонные торцевые плоскости сжимов выполнены под углом 60-80o.

Это позволяет увеличить срок службы лебедки, повысить надежность и грузоподъемность за счет увеличения площадей обхвата каната канавками сжимов.

Согласно третьему варианту изобретения в лебедке объединены предыдущие два варианта выполнения захватов. В лебедке, содержащей корпус с полостью, в которой расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурные вырезы которых помещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, каждый захват снабжен компенсатором износа, выполненным в виде двух тройников с резьбовыми отверстиями, соединенными между собой регулировочным винтом, причем первый тройник размещен между щеками и имеет отверстие для его установки на ось, а второй тройник, размещенный между коромыслами, имеет отверстие для оси, связанной с коромыслами, при этом наклонные торцевые плоскости сжимов выполнены под углом 60-80o.

Это позволяет более полно решить поставленную задачу.

Регулировочный винт в средней части имеет элемент "под ключ", а в щеках выполнены пазы под ось второго тройника компенсатора износа и окно в зоне элемента "под ключ" регулировочного винта.

Объединение трех технических решений связано с тем, что они относятся к объектам одного вида, одинакового назначения, обеспечивающих получение одного и того же технического результата.

На фиг. 1 представлено устройство лебедки, общий вид; на фиг. 2 сжим верхний; на фиг. 3 сжим нижний; на фиг. 4 компенсатор износа; на фиг. 5 - захват.

Лебедка (фиг. 1) содержит корпус 1, выполненный, например, из тонкой листовой стали и состоящий из двух половин, соединенных четырьмя болтами 2, снабжен рукоятками переднего 3 и заднего 4 хода. Рукоятка переднего хода 3 представляет собой двуплечий рычаг 5, который посажен на ось 6, опирающуюся на два подшипника 7, помещенных в крышках корпуса 1. С помощью тяг 8 и 9 двуплечий рычаг 5 связан с передним 10 и задним 11 захватами, которые в свою очередь связаны верхними тягами 12 и 13 с двуплечим рычагом рукоятки заднего хода 4. Двуплечий рычаг заднего хода 4 посажен на ось 14, помещенную в продольный паз корпуса лебедки. Ось 14 в свою очередь связана посредством обоймы 15 с пружиной 16 и винтовой оттяжкой 17, опирающейся о корпус 1 лебедки. С помощью втулки 18 и оттяжки 17 производится регулирование натяжения пружины 16.

Каждый захват 10, 11 состоит из щек 19, 20 аналогичных по конструкции, между которыми на оси 21 посажены два пластинчатых коромысла 22. Щеки 19, 20 захватов 10, 11 скреплены между собой тремя стойками 23 посредством гаек 24.

Сжимы 25, 26 желобчатыми канавками охватывают заправленный в лебедку канат 27. Наклонная торцевая плоскость 28 каждого сжима 25, 26 выполнена под углом 60-80o (фиг. 3, 4).

С помощью цилиндрической пружины 16 осуществляется предварительное сжатие каната 27 сжимами 25, 26. Это усилие достаточно для предварительного сцепления каната 27 с сжимами 25 и 26. Под действием усилия в канате 27 сжатие каната в сжимах 25, 26 возрастает. Детали захватов 10, 11 рассчитаны на максимальный ход каната 27 мм, соответствующий углу 90o поворота рукоятки переднего 3 и заднего 4 хода.

Лебедка снабжена компенсатором износа 29 (фиг. 1, 4, 5), выполненным в виде двух тройников 30, 31 с резьбовыми отверстиями 32, 33, соединенными между собой регулировочным винтом 34, который от самопроворачивания контруется штифтами 35. Левый (первый) тройник 30 размещен между щеками 19, 20 и имеет отверстие 26 для его установки на дополнительную ось 37. Правый (второй) тройник 31 размещен между коромыслами 22, имеет отверстие 38 для оси 21 коромысел. Регулировочный винт 34 в средней части имеет перемычку 39 под ключ. В щеках 20 выполнен паз 40 под ось 21 правого тройника 31 и окно 41 в районе перемычки 39 под ключ регулировочного винта 34 (фиг. 5).

На корпусе 1 лебедки в районе рукоятки заднего хода 4 выполнен продольный паз с впадиной 42 (фиг. 1).

В передней части корпуса 1 предусмотрен крюк 43 для закрепления лебедки к якорю (на чертеже не показан) или подвешивания ее при работе, в задней части установлена входная втулка 44, служащая для направления каната 27.

В лебедке используется стальной канат с металлическим сердечником. Крюк 43 снабжен предохранительным замком 45.

Лебедка снабжена разъемным рычагом 46 для подъема, опускания и перемещения груза (фиг. 1). Рычаг 46 представляет собой соединение двух труб, входящих одна в другую. Труба большего диаметра одевается на ручку 3 или рукоятку 4 в зависимости от подъема или опускания груза.

Лебедка работает следующим образом.

Работа лебедки основана на протягивании каната через тяговый механизм с помощью двух пар сжимов 25, 26, которые попеременно зажимают канат 27 с усилием, пропорциональным нагрузке, и продвигают его в соответствующем направлении. Для перемещения груза необходимо надеть раздвижной рычаг 46 на конец рукоятки переднего хода 3 (заднего 4) и убедиться, что рычаг надежно одет на рукоятку. Далее производят рычагом плавные качательные движения, при этом передний 10 и задний 11 захваты будут перемещаться с помощью двуплечего рычага 5 и тяг 8, 9, 12, 13 в противоположных направлениях, поочередно подтягивая канат 27. Сжимы 25, 26 захвата 10, двигающегося по направлению к крюку 43, сжимаясь, прочно захватят и продвинут канат 27 вперед, а в сжимах захвата 11, двигающегося в противоположном направлении, канат 27 будет свободно проскальзывать, при этом преодолевая усилие от действия пружины 16. Для ослабления натяжения каната 27 при опускании груза следует работать рукояткой заднего хода 4, предварительно переставив раздвижной рычаг 46 с рукоятки переднего хода 3 на рукоятку заднего хода 4.

Для освобождения каната 27 и свободного протаскивания в лебедке необходимо оттяжку 17 утопить в корпусе 1. Рукой нажать на рукоятку заднего хода 4 и подать в сторону крюка 43 так, чтобы ось рычага запала во впадину 42 продольного паза корпуса 1. Далее вытянуть канат 27 из лебедки.

По мере износа трущихся частей лебедки между канатом 27 и желобчатыми канавками сжимов 25, 26 образуется зазор, для устранения которого вращением регулировочного винта 34 ось 21 с правым тройником 31 как единое целое перемещается в пазу 40 щек 20, поступательно поворачиваются и коромысла 22, которые, будучи соединенными фигурными вырезами с цапфами сжимов 25, 26, сближают сжимы 25, 26 и вновь приводят желобчатые канавки сжимов в соприкосновение с канатом 27.

При этой операции регулировочный винт 34 контруется двумя штифтами 35.

Работа лебедки на принципе использования трения-скольжения, ее ресурс и грузоподъемность зависят от площади обжима каната 27 канавками сжимов 25, 26. Для увеличения указанных величин предлагается угол 30o (по прототипу) наклонной плоскости на торцах сжимов верхнего и нижнего заменить на угол 60-80o (фиг. 2, 3). При этом рабочая часть канавок сжимов 25, 26 увеличится до 20% и соответственно увеличится площадь обжима каната желобчатыми канавками сжимов и на эту же величину увеличится соответственно ресурс и грузоподъемность лебедки. При заправке каната 27 между сжимами 25, 26 необходимо получить максимальный зазор между желобчатыми канавками сжимов, а для этого необходимо оттяжку 17 утопить в корпусе 1, этим освободив натяжение пружины 16, рукоятки переднего хода 3 и заднего хода 4 поставить в крайнее правое положение, нажать на рукоятку заднего хода 4, послав ее ось 14 по продольному пазу во впадину 42 корпуса 1. При этом положении концы сжимов заднего хода войдут в соприкосновение с направляющей втулкой 44, а концы сжимов переднего хода войдут в соприкосновение с концами сжимов заднего хода, и заостренному концу каната 27 нет другого направления движения, как в зазор между желобчатыми канавками сжимов 25, 26.

Для изготовления заготовок сжимов и тройников компенсатора износа возможно применение как механической обработки, так и штамповки или литья по выплавляемым моделям. Последнее предпочтительно в связи с более низкими затратами и стабильностью качества.

Изобретение может быть использовано в выпускаемых промышленностью механизмах тяговых, монтажных типа МТМ-1,6, МТМ-3,2, что значительно увеличит ресурс эксплуатации в 4 раза и грузоподъемность на 20% от первоначальной.

Формула изобретения

1. Лебедка, содержащая корпус с полостью, в которой расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурных вырезах которых размещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, отличающаяся тем, что каждый захват снабжен компенсатором износа, включающим в себя два тройника с резьбовыми отверстиями, соединенные между собой регулировочным винтом, при этом первый тройник размещен между щеками и посредством выполненного в нем отверстия установлен на оси, а второй между коромыслами и выполнен с отверстием под ось, связанную с этими коромыслами.

2. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что регулировочный винт в средней части имеет элемент "под ключ".

3. Лебедка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в щеках выполнены пазы под ось второго тройника, связанную с коромыслами, и окно, расположенное в зоне размещения элемента "под ключ".

4. Лебедка, содержащая корпус с полостью, в которой расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурных вырезах которых размещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, отличающаяся тем, что наклонные торцевые плоскости сжимов выполнены под углом 60 80o.

5. Лебедка, содержащая корпус с полостью, в которой расположены тяги, связанные с передним и задним захватами, каждый из которых включает в себя две щеки, между которыми на осях установлены коромысла, в фигурных вырезах которых размещены цапфы сжимов с канавками, натяжной механизм, канат с крюком и рукоятки заднего и переднего хода, отличающаяся тем, что каждый захват снабжен компенсатором износа, включающим в себя два тройника с резьбовыми отверстиями, соединенные между собой регулировочным винтом, при этом первый тройник размещен между щеками и посредством выполненного в нем отверстия установлен на оси, а второй между коромыслами и выполнен с отверстием под ось, связанную с коромыслами, причем наклонные торцевые плоскости сжимов выполнены под углом 60 80o.

6. Лебедка по п.5, отличающаяся тем, что регулировочный винт в средней части имеет элемент "под ключ".

7. Лебедка по п.5 или 6, отличающаяся тем, что в щеках выполнены паз под ось второго тройника, связанную с коромыслами, и окно, расположенное в зоне размещения элемента "под ключ".

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам тяговым, монтажным, которые могут найти применение на ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам и может быть использовано как для подъема груза, так и для вытаскивания застрявших на плохой дороге автомашин

Изобретение относится к устройствам для перемещения грузов

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно: к рычажным лебедкам, и может быть использовано для перемещения и установки грузов в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях при наружных и внутренних строительно-монтажных работах

Таль // 1437346
Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам

Изобретение относится к упаковочной технике и может быть использовано для натяжения обвязок из тканевых и капроновых лент

Изобретение относится к механизмам тяговым, монтажным, которые могут найти применение на ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к подъемным устройствам

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и может использоваться в строительстве, автомобильном транспорте, при спасательных работах и в бытовых условиях

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно: к рычажным лебедкам, и может быть использовано для перемещения и установки грузов в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях при наружных и внутренних строительно-монтажных работах

Изобретение относится к грузоподъемным средствам, в основном к малой механизации подъема грузов

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно: к ручным рычажным лебедкам, в частности, к зажимам рычажной лебедки

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к ручным рычажным лебедкам

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и может быть использовано для подъема и опускания грузов, горизонтального перемещения (перетаскивания) грузов, вытаскивания забуксовавшего автомобиля, а также использования в качестве буксировочного троса
Наверх